Недавно мы с коллегами из Объединения «Острова: о свободном образовании» поговорили с Александром Саниным — молодым предпринимателем, который плохо учился в школе, не закончил ее, потом бросил два ВУЗа, всё это время развивая свои проекты. Разговор получился очень душевным, так что, если есть время – посмотрите запись. Если нет времени смотреть – почитайте расшифровку. Она покороче немного, и вопросы в ней сгруппированы по темам.

Возможно Сашина история будет поддержкой родителям, которые выбираются из «коридора» сад, школа, институт, институт, работа в корпорации. И вот Саша со взломанным коридором: уходит из школы в 9м классе, идет в колледж (в нашем понимании ПТУ. Не круто), потом бросает два ВУЗа. Что его ожидало? Карьера дворника? А вместо этого Саша интереснейший человек в свои 33 года: женат, 4 бизнеса, успешный, его компанией снято много роликов известных брендов.

Лично для меня, помимо просто интересного и открытого собеседника, разговор был любопытен ещё тем, что Саша в школьные и послешкольные годы делал очень многое из того, что считается плохими «прогностическими признаками» будущей карьеры и жизни: прогуливал школу, еле-еле натягивал на тройки, просиживал за компьютерными играми ночами с 6 лет, ушел из школы после 9 класса, потому что было ясно, что дальше не возьмут, не доучился аж в двух институтах – в общем, делал то, что у редкого родителя не вызвало бы беспокойства и тревоги за будущее ребенка. Тем не менее, думаю, редкий родитель, вырасти у него такой сын, каким стал Саша, не был бы спокоен за его жизнь, и не радовался бы его успехам. Это, конечно, как обычно, ничего не доказывает и не демонстрирует, но это просто важно видеть и понимать: что привычные критерии – хорошие оценки и усердие в школе, ЕГЭ, нацеленность на поступление, получение диплома – не всегда действительно являются значимыми.

Оглядываясь на свое образование Саша рассказывает о том, чего не хватало, что не работало, и как хотелось бы, чтобы было. И просто удивительно, насколько многое совпало в нашим видением образования (хотя Саша не имеет никакого отношения ни к образованию в целом, ни, тем более, к свободным школам). Да и другие рассуждения (и примеры из своей жизни) Саши об ответственности, смелости идти своим путем, прислушиваясь к себе, о построении честных, открытых, уважительных отношений с людьми, не боязни ошибаться, увлеченности делом, целеустремленности и т.д. очень перекликаются с нашими ценностями и тем, чему учатся дети в свободной школе.