Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь.
-Да!
- Огурцы.
-Да!
- Свекла.
-Да1
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки
Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут"меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его - вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
- Стол стоит... (называет имя ребенка).
- Позади
- Полочка с цветами висит...
- Справа.
- Дверь от нас...
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
- Значит, где находится от тебя окно?
-- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,-отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее- уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный,- говорит воспитатель и дает камешек
рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее
слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.

К четырем годам завершается формирование ребенка как личности, проходит кризисный период трех лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. В этот период у малыша появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведенные в этом разделе, помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно- следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Отсюда и главные задачи по знакомству дошкольников с окружающим миром детей пятого года жизни:

Вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.);

Формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»), устанавливать родственные отношения (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире;

Знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с их функциональными свойствами;

Воспитывать уважение к взрослым;

Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

Развивать коллективные взаимоотношения и индивидуальные способности каждого дошкольника.

Занятия в ДОУ. Средний дошкольный возраст

Занятие для детей среднего дошкольного возраста по правилам безопасного поведения в группе, на улице, домаВозраст: 4-5 лет Цели и задачи: - закрепить у дошкольников представления о правилах безопасного поведения в группе, на улице, дома - формировать умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности; - развивать внимание, память; - воспитывать чувство осторожности и дружеские взаимоотношения. Материал и оборудование: кукла (девочка-Айяйяйка), сумка с опасными предме...

Развивающее занятие для детей дошкольного возраста (4-5 лет) «Азбука здоровья вместе со смешариками» Актуальность занятия: Нет времени болеть! Нужно закаляться и заниматься спортом вместе со смешариками. Копатыч, Совунья и Карыч научат беречь здоровье, соблюдать правила гигиены и регулярно выполнять зарядку. Наше занятие ориентировано на активизацию интереса у ребенка к своему здоровью, также на осознание ребенком важности ведения здорового образа жизни, занятия спортом и соблюдение гигиениче...

Интегрированная НОД по формированию элементарных математических представлений сказка-игра «Теремок» (для детей 4-5 лет)Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: - Закреплять умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; обследовать форму этих фигур зрительно, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме. - Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; ум...

Беседа с дошкольниками 4-5 лет о правилах поведения в магазине. Игра-путешествие «Мы идем в магазин»Возраст: 4-5 лет Цели: - Напомнить детям правила поведения в магазине - Познакомить детей с разными видами магазинов и категориями товаров - Развивать речевые навыки и мышление - Воспитывать вежливость - Вызвать интерес к окружающему миру Материалы: Презентация Ход беседыВоспитатель поочередно демонстрирует детям слайды презентации, комментируя их: 1. Знакомство с видами магазинов Вос...

Конспект тематического музыкального занятияпо развитию творческих способностей дошкольников «Ложки русские, музыкальные»Автор: Хабибова Н.З, музыкальный руководитель, ГБОУ АО "Школа-интернат №3 для обучающихся с ОВЗ" На занятии дети знакомятся деревянными расписными ложками. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимост...

НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство»Программные задачи: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры. Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Волшебная вода»Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы). Задачи: Образовательные: ф...

Конспект занятия Образовательная область «Художественно эстетическое развитие. Лепка» на тему: «Как ребята помогли насекомым»Описание работы:данный конспект занятий пригодится педагогам дошкольных учреждений, это занятие комплексное и его можно использовать на занятиях "Лепка", "Речевое развитие", "Познание" (ознакомление с миром природы) Автор разработки: Питаева Наталья Анатольевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 «Дубравушка», воспитатель. Цель: ...

Конспект занятия в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Как Иванушка помог Хилячку и Толстячку стать здоровыми"Автор разработки: воспитатель Питаева Наталья Анатольевна. Описание работы: Данный конспект пригодится воспитателям средней группы, осваивающим технологию классический сторителлинг, основанную на принципе "Учи, не уча". Цель: познакомить детей с правилами здорового образа жизни посредством использования классического сторителлинга. Задачи: воспиты...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе ДОУ «Как осенний листик нашёл друзей». Автор: Питаева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №10 "Дубравушка"Конспект занятия образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Рисование» в средней группе на тему:«Как осенний листик нашёл друзей».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, получение положительных эмоций. Задачи: воспитывать умение слушать и сопереживать, направ...

Конспект ООД конструирование из бумаги в детском саду на тему: «Змейка». Средняя группа.Автор: Погудина Ольга Александровна, воспитатель МКДОУ №220, г. Киров. Описание материала: Конструирование из бумаги «Змейка» для детей 4-5 лет будет интересным для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и детей. Цель: Создать условия для развития познавательного и творческого интереса. Задачи: Способствовать развитию интереса к исследованию бумаги, учить сминать бумагу в комочки,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ КОЛОБКА» с использованием технологий сказкотерапии и ТРИЗСодержание работы: представленный материал содержит конспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) на тему "День рождения колобка". Данный материал интересен тем, что он использует нетрадиционную форму преподнесения материала. Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия. Развивать интерес к различным видам игр с и...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисование «Желтый одуванчик». Средний дошкольный возрастОбразовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация. Программное содержание: формировать умение передавать образ цветка, его строение и форму, посредством рисования пальчиками; актуализировать знания о цветке, его строении и форме, знания о цвете. Развивать у детей восприятие, воображение, мелкую моторику пальцев ру...

Конспект ООД по художественно - эстетическому развитию для детей средней группы «Я рисую море»Тема: «Я рисую море». Цель: Формирование у детей навыков рисования спокойного и беспокойного моря. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развивающие: - приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. - закрепить представление детей...

«Забавные котята»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 10; развитие памяти, глазомера.

Материал: (цветные полоски); рисунок с изображением котёнка или его условное изображение.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку». Затем сообщает, что к ним в группу прибежали котята, которые решили посчитать, сколько ступенек на лесенке, но всё перепутали и просят помощи. Педагог ставит на любую «ступеньку» «котёнка» и спрашивает: «На какой по счёту ступеньке находится котёнок?» (Для каждого ребёнка местонахождение «котёнка» меняется.) Педагог предлагает взять «котёнка» и «пройтись» с ним по всем «ступенькам» по порядку (считая вслух), чтобы «котёнок» больше ничего не путал.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает каждому ребёнку поставить «котёнка» на разные ступеньки (четвёртую, седьмую и т.д.) и «прогуляться» с ним вверх, считая ступеньки по порядку, например: вниз; от четвёртой до восьмой; от девятой до пятой и т.д.

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек-«вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т.д.); «вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т.д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т.д.

Раздел математики «Величина»

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.

Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог предлагает «построить» короткие и широкие мосты, подлиннее и поуже, длинные и узкие.

«Коврики для котят»

Цель: развитие у детей представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинны», короткий), умения сравнивать предметы по двум признакам: ширине и длине; глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного и жёлтого цветов.

Вариант 1.

Игровые действия. Педагог предлагает сложить коврики для котят, разные по ширине и длине: самый узкий и короткий, широкий и длинный, самый широкий и длинный.

После выполнения задания предлагает показать и рассказать, какие коврики были сложены и чем они отличаются.

Раздел математики «Форма»

«Поймай тройку»

Цель: формирование умения сравнивать; развитие внимания.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Игровые действия: педагог перемешивает фигуры и складывает их, затем снимает две верхние фигуры и кладёт на стол. Первый участник берёт из стопки фигуру, прикладывает её к паре, лежащей на столе, и ищет, что общего у этих фигур. Если находит подобие, забирает все три фигуры, как выигрыш, если сходство не обнаружено, то выбранную фигуру кладут вниз стопки. Следующий игрок берёт из стопки очередную фигуру, ищет признаки сходства с двумя имеющимися фигурами. Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.

«Угощение для медвежат»

Цель: развитие умения сравнивать предметы по двум-трём признакам, формировать представления о понятий слов «разные», «одинаковые».

Материал: логические блоки; игрушки «медвежата», подносы.

Вариант 1.

Игровые действия: Педагог обращает внимание детей, что в гости к ним пришли медвежата и предлагает разложить на подносы «печенье» - блоки (блоки отличаются формой и цветом или цветом и размером, или формой и размером) и угостить им медвежат.

Вариант 2.

Игровые действия: угостить медвежат «печеньем», отличающимся по трём свойствам.

Раздел математики «Пространство»

«Составь узор»

Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.

Материал: геометрические фигуры, лист бумаги.

Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:

  1. Возьми круг и положи его посередине листа.
  2. Над кругом положи треугольник.
  3. Справа от треугольника положи квадрат.
  4. Слева от круга положи прямоугольник.
  5. Под прямоугольником положи овал, и т.д.

«Поезд»

Цель: формирование пространственных представлений: «справа», «слева», «между»; развитие умения определять положение одних предметов относительно других, развитие внимания.

Материал: цветные палочки (полоски): розовая, белая, красная, жёлтая, голубая.

Игровые действия: педагог предлагает положить красную палочку слева от жёлтой. Справа от жёлтой - голубую, а слева от красной – белую. Слева от белой палочки добавьте розовую палочку. Педагог уточняет: Какой «вагон» находится справа от жёлтого? Слева от розового «вагона» и справа от красного? Между красным и голубым? Слева от красного «вагона», но не белый? Какие «вагоны» находятся справа от розового и слева от голубого? И т.д.

Слепцова Юлия Геннадьевна
Планирование игровой деятельности в средней группе ДОО на 1 неделю

Планирование игровой деятельности детей средней группы на неделю

Понедельник

Время в режиме дня Содержание работы с детьми Цель

Самостоятельная игровая деятельность детей .

Д. и. «Чудесный мешочек»

Д. и : «Что игрушка рассказывает о себе?»

С. р. «Салон красоты»

Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Поиск предмета, одинакового с описанным; кто первым нашёл, тот берёт следующую игрушку.

Косвенное руководство игрой , помощь детям в развитии сюжета.

Учить детей определять предметы на ощупь; определять характеристику поверхности (гладкий, круглый, колючий, мягкий и т. д.)

Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Учить детей выполнять игровые действия игровым замыслом , продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры

Дневная прогулка

Д. и : «Третий лишний»

Д. и. «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

П. и :«Два мороза»

П. и : «Гуси гуси»

И. м. п.:«Где постучали?»

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

Самостоятельная игровая деятельность Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.

Вместе придумывать инсценировку какого либо действия.

Выбирается и очерчивается площадка, назначаются морозы, подготовить атрибуты.

Из числа играющих выбирается волк и пастух, обозначить место - логово волка.

Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты, примеряют маски, чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, просмотр мультфильма. Совместное приготовление к игре. Закреплять знания о многообразии птиц.

Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.

Развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами .

Приучить детей четко следовать правилам игры, развить подражательность, эмоциональность, двигательные навыки детей.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Учить детей различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, формировать умение детей создавать игровую обстановку .

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

2 половина дня :

Д. и : «Близко-далеко»

Самостоятельная игровая деятельность

С. р. «Салон красоты»

детей : лото, домино, мозаика. Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой

Помочь детям восстановить незаконченную игру.

Развитие слухового внимания, остроты слуха.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Учить детей выполнять игровые действия , поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом , продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

Вечерняя прогулка :

П. и.: «Перелет птиц»

П. и.: «Гори, гори ясно!»

Д. и.: «Подбери словечко»

Самостоятельная игровая деятельность

Организация игры, пояснение детям правил, участие.

Организовать детей для игры, пояснение детям правил, участие.

Воспитатель произносит детям слово, дети называют его ласково.

Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Утро :

Д. и.: «Лото»

Д. и.: «Помоги цыплятам»

П. и.: «Мышеловка»

И. м. п.: «Аквариум»

Самостоятельная игровая деятельность

Раздает карточки, задает наводящие вопросы

Вопросы к детям.

Организация, объяснение правил, участие.

Освоение умений выделять различные формы.

Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Развивать взаимодействие ребенка со взрослым и сверстником.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Дневная прогулка :

Д. и.: «У кого хвост длиннее?»

Д. и.: «Хорошо – плохо»

С/р. и.: «Зоопарк»

П. и.: «Катай мяч»

П. и.: «Перелет птиц»

И. м. п.: «Мотылек, журавль и жаба»

Самостоятельная игровая деятельность

Косвенное руководство игрой .

Педагог задаёт тему обсуждения.

Воспитатель вовлекает в игру детей, помогает распределять роли.

Организация игры, участие.

Педагог организовывает игру, подает сигналы игрокам .

Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия : «длинный» , "длиннее", "широкий", "узкий.

Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.

Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Расширять опыт в двигательной активности : развивать ловкость, быстроту реакции, упражнять в равновесии.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

2 половина дня :

Д. и.: «Кто скорее свернет ленту»

Игра-драматизация «Репка» -по мотивам русской народной сказки

Настольно – печатные игры по выбору детей : лото, домино, мозаика.

Самостоятельная игровая деятельность

Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту.

Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты, примеряют маски, чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, просмотр мультфильма. Совместное приготовление к игре.

Предложить детям на выбор игры. В случае необходимости помочь.

Продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Развивать усидчивость, смекалку, сообразительность, тренировать внимание, память, мышление.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Вечерняя прогулка :

Д. и.: «Раз, два, три - ищи!»

Д. и.: «Обобщающие

понятия»

П. и.: «Хитрая лиса»

И. м. п.: «Птица и птенчики»

Самостоятельная игровая деятельность

Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки.

Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку.

Воспитатель выбирает лису, объясняет правила игры.

Научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях .

Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Учить овладению игры с правилами, саморегуляции в двигательной сфере. Развивать быстроту реакции, произвольность действий.

Среда

Утро :

Д. и.: «Что бывает круглым?»

Д. и.: «Животные и их

детёныши»

П. и.: «Займи место»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

Педагог задает вопросы детям.

Организация игры, участие.

Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Развить ловкость, скорость реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Дневная прогулка :

Д. и.: «Подбери признаки»

Д. и.: «Один – много»

С/р. и.: «Детский сад»

П. и.: «Караси и щука»

Игра на имитацию движений «Зеркало»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог задаёт вопросы.

Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли.

Организация игры, назначение ведущего, обеспечение безопасности.

Разделить детей на команды, принимать участие в игр, подавать команды.

Загадывание загадок, подражание.

Расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Развивать слуховое восприятие, координацию движения.

Развить двигательные навыки, скорость реакции, ловкость детей.

Развивать монологическую речь.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

2 половина дня :

Д. и.: «Четвёртый лишний»

Д. и.: «Чья голова?»

Настольно – печатные игры по выбору детей : лото, домино, мозаика.

И. м. п.: «Кошечка»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Вопросы к детям : «Чья?»

Предложить детям на выбор игры. В случае необходимости помочь.

Имитировать движения кошечки

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать. способность к обобщению

Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Развивать усидчивость, смекалку, сообразительность, тренировать внимание, память, мышление.

Развивать ловкость, двигательные навыки.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Вечерняя прогулка :

Д. и.: «Лови да бросай – цвета называй»

Д. и.: «Чего не стало?»

С/р. и.: «Семья»

П. и.: «Ловишки с ленточками»

П. и.: «Цепи кованные»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Педагог помогает приготовить игрушки для игры.

Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.

Дети делятся на две одинаковые команды. Участие педагога в игре.

Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

Воспитывать выносливость, умение концентрировать свою силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Утро :

Д. и.: «Подбери признаки»

Д. и.: «Один – много»

С/р. и.: «Банный день»

П. и.: «Щенки и котята»

П. и.: «Поймай хвост»

И. м. п.: «Зернышко»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог задаёт вопросы.

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Делятся на две команды. Воспитатель подает сигналы.

Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать «хвост» .

Педагог зачитывает текст, дети повторяют.

Активизация глагольного словаря

Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливо го отношения к младшим.

Развить ловкость, двигательные навыки детей.

Научить бегу в колонне, держась за руки.

Развитие физических навыков.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Дневная прогулка :

Д. и.: «Что звучит?»

Д. и.: «Кто как передвигается?»

П. и.: «Угадай, что делали»

П. и.: «Лягушки и цапля»

С/р. и.: «У врача»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах.

Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать.

Развитие слухового внимания и наблюдательности.

Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места.

Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас : ввести понятия «больница» , «больной» , «лечение» , «лекарства» , «температура» , «стационар» .

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

2 половина дня :

Д. и.: «Какой овощ?»

Д. и.: «Подскажи словечко»

С/р. и.: «Большая стирка»

Настольно – печатные игры по выбору детей : лото, домино, мозаика.

Игра-пантомима «Был у зайца огород»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог даёт образец.

Педагог задает вопросы.

Помочь детям развить сюжет игры, подготовить атрибуты, распределить роли.

Предложить детям на выбор игры. В случае необходимости помочь.

Воспитатель читает, дети имитируют движения, дети повторяют.

Развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Развитие мышления, быстроты реакции.

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам - результату ее труда.

Развивать усидчивость, смекалку, сообразительность, тренировать внимание, память, мышление.

Развивать пантомимические навыки.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Вечерняя прогулка :

Д. и.: «Кто кем был?»

И. м. п.: «Пузырь»

П. и.: «Дед мороз» .

П. и.: «Догоняшки в лабиринте»

Самостоятельная игровая деятельность

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное.

Дети бегают по заранее сделанному лабиринту

Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Учить согласовывать свои действия со словами текста, строить круг. Привить умение выполнять характерные движения. Научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Утро :

Д. и.: «Разложи по полочкам»

С/р. и.: «Шоферы»

П. и.: «Крокодилы»

П. и.: «Хитрый лис»

Самостоятельная игровая деятельность .

Дает задание, поясняет правила.

Воспитатель проводит наблюдение за деятельностью шофера . Педагог направляет действия детей, сопровождая рассказом о профессии.

Ориентировка в пространстве.

Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.

Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста.

Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

Дневная прогулка :

Д. и.: «Из чего сделано?»

Д. и.: «Кто где живёт?»

П. и.: «Собираем урожай»

П. и.: «Охотники и утки»

И. м. п.: «Холодно-тепло»

Самостоятельная игровая деятельность .

Педагог, бросая мяч ребёнку, задает вопрос.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос.

Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют действия.

Взрослый читает, а дети выполняют упражнение.

Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования

Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» .

Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора Развивать умение согласовывать свои действия со словами текста; умение подражать. Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли.

2 половина дня :

Д. и.: «Что происходит в природе?»

С/р. и.: «Магазин»

И. м. п.: «Катится колобок»

Настольно – печатные игры по выбору детей : лото, домино, мозаика.

Самостоятельная игровая деятельность .

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Воспитатель вовлекает как можно больше детей в игру, помогает в развитии сюжета, подготавливает совместно с детьми атрибуты.

Организовать игру, принять участие вместе с детьми.

Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей : ввести понятия «игрушки» , «мебель» , «продукты питания» , «посуда» .

Развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Развивать крупные мышцы туловища.

Развивать усидчивость, смекалку, сообразительность, тренировать внимание, память, мышление.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Вечерняя прогулка :

Д. и.: «Горячий – холодный»

«Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"»

П. и.: «Перелет птиц»

Самостоятельная игровая деятельность .

Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое.

Беседа – диалог о театре, совместная подготовка атрибутов

Ознакомиться с правилами. Дети действуют по сигналу педагога.

Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности .

Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать сюжет игры, роли

Построение и содержание занятий

На каждом занятии необходимо осуществлять и оздо-ровительные, и воспитательные цели: укреплять организм ребёнка, развивать движения детей, воспитывать ряд по-лезных и ценных качеств и черт характера.

Каждое занятие должно дать определённое удовлетво-рение занимающимся, «чувство мышечной радости» — как называл это ощущение И. П. Павлов, которое появляется вследствие физиологического воздействия правильно по-добранных и чередующихся физических упражнений и подвижных игр. Это чередование предусматривает посте-пенное повышение подвижности, активности ребёнка.

Мы считали необходимым обратить особое внимание на подбор и расположение материала в занятии.

Занятия мы строили согласно указаниям «Руководства для воспитателя детского сада». В начале занятия прово-дили игры и упражнения, способствующие организации детского коллектива. Обычно мы начинали занятие, как в старшей, так и в средней группе, с построения детей в шеренгу. При таком построении все дети находятся в по-ле зрения воспитательницы: она имеет возможность бы-стро проверить их осанку, положение ног, рук и пр., дети тоже хорошо видят и слышат воспитательницу.

Построившимся в шеренгу детям воспитатель сразу же даёт какое-нибудь простое по выполнению задание. Чаще всего это бывает бодрая, энергичная ходьба под бубен-погремушку, иногда и под музыку. По сигналу дети дол-жны переменить направление, изменить темп ходьбы, бы-стро остановиться и т. д.

В начале занятий мы проводим упражнения и игры с разнообразными заданиями на ориентировку в простран-стве, например: «Чей отряд скорее соберётся», «Птицы и звери». В первой игре после ходьбы или бега в разных направлениях надо быстро построиться в определённом порядке (в круг, в шеренгу); во второй — по сигналу надо остановиться и принять определённое положение: встать, подняв руку, или опуститься на четвереньки и т. п.

Нас не смущало, что дети немного шумят при выпол-нении подобных заданий. После них они обычно охотно и быстро переключались на выполнение следующего зада-ния, так как были уверены, что всё занятие будет таким же интересным, как и начало.

Практика нашей работы в ряде детских садов показы-вает, что детский коллектив в результате систематической работы приобретает умение быстро организовываться по указанию воспитателя не только на занятиях гимнасти-кой и подвижными играми, но и вне этих занятий. Это вы-является на прогулках, когда разбежавшиеся на полянке дети быстро подбегают к воспитателю при условном сиг-нале, во время массовых детских праздников, когда вне-запно соскочившие с мест дети бегут поближе рассмот-реть приехавший с подарками поезд или деда Мороза, заглянувшего в окно, но по первому же указанию воспи-тателя быстро возвращаются на свои места.

Продолжительность таких заданий в начале занятия занимает в средней группе примерно 3—4 минуты, в стар-шей от 4 до 6 минут. Сюда же входит и подготовка к сле-дующим упражнениям: раздача мячей, флажков, палок; построение для проведения гимнастических упражнений.

Гимнастические упражнения для укрепления отдель-ных групп мышц, т. е. упражнения, связанные с движе-ниями рук, ног, наклонами и поворотами туловища, мы чаще всего проводили с мелкими пособиями (мячами, флажками и пр.), что повышало заинтересованность де-тей. Детям понятней и интересней поднимать и опускать флажки, наклоняться, класть мяч на пол и поднимать его, поворачиваться и смотреть через обруч, чем делать все эти движения (наклоны, повороты) без пособий.

Мы старались подбирать такие пособия, которые обеспечива-ли бы одновременное проведение упражнений всем кол-лективом: флажки, мячи, обручи, палки, длинные рейки, длинный, круглый шнур, индивидуальные коврики. Все эти упражнения проводились с детьми не только стоя, но и из положения сидя и лёжа. Сначала делали упраж-нения для рук (потягивание, кругообразные движения), затем упражнения для мышц туловища, сгибания, по-вороты; далее для мышц ног — полуприседания, присе-дания, сгибание в колене. В заключение давали детям попрыгать на месте.

Длительность таких упражнений для средней группы 3—4 минуты, для старшей — 5—6 минут.

В средней группе каждое упражнение повторяли 3—4 раза; в старшей — 4—6 раз.

Основное время занятий мы использовали для обу-чения детей правильным навыкам основных движений: бега, прыжков, метания, лазания; для развития и воспи-тания морально-волевых качеств: смелости, решительно-сти, активности.

Материалом для этой части в значительной степени служат упражнения в преодолении препятствий. Лазать по гимнастической стенке, проползать, не задевая рейки или верёвки, перепрыгивать в длину или высоту, бросать предметы в цель и как можно дальше — всё это увле-кательно для детей.

Учитывая неспособность дошкольников к длительно-му ожиданию, мы старались подбирать и комбинировать упражнения с крупными приборами так, чтобы их одно-временно выполняло большее количество детей, используя 2 доски, 3—4 доски и т. п.

Помимо упражнений, мы обязательно проводили и подвижную игру с бегом, ловлей, прыжками, лазанием.

В подвижных играх с правилами мы старались за-крепить ранее полученные детьми навыки движений. Например, в игре «Птицы в бурю», где дети после сво-бодного бега в разных направлениях, по сигналу «Ветер, буря!» должны быстро прятаться на «крышах», т. е. влезть наверх гимнастической стенки, закрепляли уменье детей лазать по гимнастической стенке.

Продолжительность упражнений и подвижных игр со средней группой равнялась примерно 10—12 минутам, в старшей — 13—16 минутам.

В конце занятий необходимо успокоить детей после полученной ими нагрузки. Для этого мы проводили спо-койные игры и ходьбу, на которую следует постепенно пе-ревести занимающихся, прежде чем окончить занятие.

Неоднократно приходится наблюдать, как многие вос-питатели пытаются резко перевести детей от живой, интересной игры к размеренной, всегда одинаково по-строенной маршировке. Обычно этим они достигают об-ратного результата: вместо успокоения дети возбуж-даются ещё больше. Мы стремились сделать и эту часть занятия занимательной, интересной, чтобы она оставляла у детей чувство приятного удовлетворения и вместе с тем хорошо успокаивала их. Это удалось нам при помощи специально подобранных спокойных игр.

Например, во время подвижной игры мышки несколько раз убегали в норки от кота, который не успевал их поймать. Затем мы предлагали им пройти мимо кота так тихо друг за другом, чтобы он не услышал и не проснулся. Или, об-ращаясь к детям, воспитатель говорит: «Вы должны выбраться из леса так тихо, чтобы не шумели ветки, не хрустели сучья, не летели листья. Иначе вас услышит медведь» (этому предшествовала игра «У медведя во бору»).

Однако этот игровой приём не всегда обязателен, особенно в старшей группе. Организованный коллектив может легко перейти к обычным успокаивающим упраж-нениям, если они, как правило, разнообразятся: детям нравится идти через ворота, идти цепочкой, взявшись за руки и пр.

Спокойные игры и заключительная ходьба занимали у нас не более 3—4 минут.

Мы постоянно работаем над обновлением и обога-щением практического материала для занятий. Некото-рые игры, указанные в сборниках, приходилось изменять, часть игр составляли заново.

Пробовали мы несколько разнообразить и характер самих занятий, так строить и проводить их, чтобы, не снижая педагогической ценности, всегда вызывать у де-тей заинтересованность ими.

Изредка мы проводили занятия, содержание которых преимущественно составляли игры.

Так, вначале занятия давали игры средней подвиж-ности, с очень простым правилом, с заданиями на вни-мание: «Найди себе пару», «Два круга», «К флагу» и т. п. Использовали игры-упражнения и на укрепление от-дельных групп мышц: «Заводные игрушки», «Ровным кругом» и пр. Для упражнений в основных движени-ях проводили игры с более сложными правилами и раз-нообразными движениями: бег с лазанием или проле-ганием, прыжки, например «Пчелы и медвежата», «Мышки из норок» и др. Занятие заканчивали спокой-ными играми: «Найди котенка», «Угадай по голосу», «Кто позвонил?» и др.

Хотя эти занятия и вызывают у детей большой инте-рес, однако мы проводили их не часто. Наблюдения за детьми во время занятий показали, что, увлечённые иг-рой, дети с трудом слушают указания воспитателя, не всегда правильно их выполняют.

Мы строили такие занятия лишь на материале, хоро-шо освоенном детьми; в таких случаях мы получали воз-можность проверить, насколько дети владеют получен-ными навыками движений.

Методика проведения занятий

Вопрос о том, как проводить занятия, как объяснять и показывать детям игры и упражнения, был одним из труднейших в нашей практике.

Длительная работа с детьми ещё раз подтвердила, что на занятиях гимнастикой и подвижными играми де-ти нуждаются и в показе, и в словесных указаниях.

Показ облегчает ребёнку правильное выполнение упражнения, помогает осуществить требования воспита-теля. Мы широко пользовались показом при введении новых упражнений, подкрепляли им повторение некото-рых движений, если замечали, что дети делают их непра-вильно. Когда же мы убеждались, что упражнение в основном уже усвоено, то применяли главным образом словесные указания.


Объяснение, слово воспитателя улучшало качество выполнения движения. В связи с этим очень важно было решить, как объяснять детям игры и упражнения. Мы убедились, что недостаточно эмоциональная речь воспи-тателя непригодна для детей дошкольного возраста, команда, принятая в школе, непонятна и чужда воспи-танникам детского сада. Однако наблюдения показывают, что и простая разговорная речь, особенно медлитель-ная, вялая, неблагоприятно влияет на детей: они начи-нают выполнять упражнения вяло, снижается их интерес к занятиям, падает дисциплина. Мы пришли к выводу, что объяснения воспитателя должны быть краткими и точными; они должны помогать детям правильно выпол-нить задание.

Мы совершенно отказались от таких сухих объясне-ний, как: «Будем делать упражнения для рук; раз, два, три, четыре», или: «Надо разучить игру «У медведя во бору» — учите слова» и т. д. Вместо этого мы стали применять более эмоциональное и понятное для детей объяснение, сопровождая его показом, например: «Под-нимем руки в стороны, как птицы — крылья; опустим их», «ещё раз, ещё раз, подняли — опустили». Применяя подобные образные, но в то же время краткие и точные

объяснения, мы заметили, что дети стали правильнее и с большим удовольствием выполнять упражнения.

Попутно перед нами встал вопрос, какими приёмами можно добиться улучшения выполнения движений деть-ми. В средней группе мы применяли иногда образно-игровые замечания. Например, желая приучить детей не опускать голову при упражнениях, говорили: «Посмот-рим в высокое окно», и дети выпрямляли спину. Впо-следствии, особенно по отношению к детям старшей группы, мы ставили конкретнее требования: «Сгибайте колени, когда спрыгиваете», «Крепко беритесь за рейку, когда лазаете: четыре пальца вместе и один отдельно» и т. п.

Улучшение качества движений во многом зависит от количества повторений, от дозировки каждого упраж-нения.

Вначале, боясь утомить детей, мы повторяли движе-ние один-два раза. Понятно, что такое количество повто-рений не могло оказать существенного воздействия. Впо-следствии мы стали повторять упражнение по 5—6 раз в средней группе и по 6—8 раз в старшей группе. Попут-но приходилось решать вопрос и об отдыхе в процессе занятий. С этой целью мы использовали такие приёмы: старались чаще менять позу детей; чередовали исходные положения в упражнениях (стоя, сидя, лёжа); давали отдых перед игрой, во время её объяснения, а также во время упражнений, требующих очерёдности движений.

Для этого заранее приготовлялись ковры или гимнасти-ческие скамейки, стулья, на которых дети могли поси-деть. Мы использовали эти моменты не только для отды-ха, но и для упражнения во внимании и пр. Обычно, пока дети сидят, им предлагается наблюдать за действия-ми своих товарищей, оценивать их. «Посмотрите, как хо-рошо идут по доске Оля и Лёва, — они держатся сов-сем прямо и ноги ставят твёрдо на узкую доску». Или: «Вова влезает правильно, он не пропустил ни одной рей-ки», — подмечают сами дети.

Чтобы не затягивать время ожидания, мы старались проводить упражнения так, чтобы дети выполняли их один за другим.

Умелое сочетание двигательных заданий с отдыхом, чередование того и другого сохраняет силы, внимание детей на более продолжительное время. Мы не подхо-дим формально к дозировке занятий: в зависимости от характера упражнений и игр, состояния детей, занятие иногда бывало у нас на несколько минут длиннее или короче.

Занятия гимнастикой и подвижными играми в старшей группе мы проводили два раза в неделю. Кроме того, во время прогулки проводили подвижные игры и физические упражнения в метании, равновесии, беге со всеми детьми, иногда с небольшими группами. Индивидуальную работу приходилось вести с более робкими детьми, с новичка-ми, только что пришедшими в детский сад. Мы замети-ли, что на занятиях такие дети смущаются, иногда отказываются выполнять упражнения. Оказать им инди-видуальную помощь необходимо. Обычно это даёт быст-рый положительный результат.

Во время прогулки мы оказываем индивидуальную помощь и тем детям, у которых что-нибудь не удаётся: прыжок в высоту, лазанье, метанье в цель и пр.

Систематическое проведение занятий гимнастикой и подвижными играми, игры во время прогулок, индиви-дуальная помощь отдельным детям оказали своё благотвоное влияние на развитие детей. Дети стали более сознательно относиться к выполнению физических уп-ражнений, у них появилось желание выполнять движе-ния как можно лучше. «Пойдём, Коля, и будем прыгать через верёвку пока не научимся», — говорит Олег свое-му товарищу.

«Научите меня бегать с наклонной доски», — просит Лора воспитательницу. Мы радовались, когда замечали сознательное отношение детей к занятиям, их большое удовлетворение достигнутыми успехами. «Посмотрите, я научился перелезать», «У меня не падает мячик», — слы-шатся голоса. «Раньше я ничего не умел и боялся лазать, а теперь перелезаю через верхнюю рейку и хожу по узкой доске на высоте, могу по лестнице лазать, на горку, и с горки сбегать — это я всё на физкультуре вы-учил», — заявляет с гордостью Владик.

Чувство глубокого удовлетворения испытывали и мы, наблюдая, как разносторонне развиваются дети под влиянием систематической работы с ними по физическому воспитанию.