Цели:

  • научить определять число имён существительных;
  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
  • развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Результат : составить алгоритм определения числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, 3 класс,ч.1;
  • карта « Страна Речь»;
  • графическое изображение настроения человека;
  • эмблемы: С П Г

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация и мотивация.

У . Сегодня мы продолжим наше путешествие по карте « Речь».
А вот в какую часть мы отправимся – узнаете, когда выделите четвёртое лишнее.
(Дети в парах зачеркивают на карточке лишнее слово - остаются имена существительные)
У . Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы уже знаем про имя существительное?
Учитель составляет модель на доске.

Существительное.

У . Мы уже столько знаем про существительное, хотите узнать что-то новое?
А зачем?
У . Давайте сделаем вывод: мы узнаем новое про существительное, для того чтобы…..
(обобщает ответы детей)
- Откройте тетради и нарисуйте три шкалы. Как мы их подпишем?
(предмет, вопрос, род)
- Отметьте на своих шкалах («Род существительного», «Вопросы существительного», «Что обозначает существительное») на сколько хорошо вы знаете существительное.
- Запишите дату и классная работа.

ІІІ. Изучение нового материала.

Подцель : открытие нового знания.

У . Прочитайте написанные на доске слова: флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.
- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две группы. Подумайте, на какие группы.
(Работа в группах, в тетради).
У . Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

Оформляется запись на доске:

флаг
страна
поле

У . Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У . По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?

У . Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит, имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме …….(дети договаривают).

Запись на доске:

У . Прочитайте написанные слова парами.
У . Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У . Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Обобщение.

  1. Как изменяются существительные?
  2. В каком числе они употребляются?
  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?
  4. Как узнать существительное единственного числа?
  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?
  6. Как узнать существительное множественного числа?

У . Попробуйте в группах составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физминутка.

У . Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы .

ІV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель : применение знаний, следить за действиями ученика.

1. Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
(Учебник с.136, упр.1)
Коллективная работа с комментированием.
2. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа по группам:
1группа (для учащихся с высокими учебными возможностями) т. «Пишем грамотно», с.42, упр.4
2группа : т. «Пишем грамотно», с.41, упр.2
3группа (учащиеся с низкими учебными возможностями) задание на доске: поставить существительные в форму множественного числа:

(У доски работают по одному ученику с группы)
Проверка выполнения в тетради и на доске.
У . Кому было трудно выполнять задание?
Кто не испытывал трудностей?
Нарисуйте рядом соответствующий кружок.(красный - трудно, синий- не совсем всё понятно, зелёный- легко).

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель : систематизировать знания.
У . Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?
У меня для вас есть подарок: дети из 3 «Б» класса попросили определить число у слов ножницы, радио . Определите число существительных по нашей модели способа действия. Можно ли у этих слов определить число? Есть в русском языке такие слова, которые имеют форму только одного числа. А вот об этих словах мы поговорим в ближайшие уроки русского языка.

VI. Рефлексивный этап.

Подцель : анализ деятельности и полученных знаний.

1. Деятельностная рефлексия.

У . Поработайте каждый со шкалой «Число имен существительных». У кого изменилась отметка на шкале - покажите. Добавились ли у вас знания о существительном?
2. Эмоциональная рефлексия.
У . Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение человека. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте лицо вашему человечку.

VІІ. Домашнее задание.

У . Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить дома?

Грамматический признак, который указывает на количество называемого предмета, называют числом. Вы узнаете об особенностях данной категории существительных, познакомитесь, на какие виды она делится. В дополнение ко всему мы расскажем, как образуется множественное число у имён существительных.

Что такое число имен существительных?

Число существительных в русском языке – это словоизменительный грамматический признак существительных, указывающий на количество называемых предметов – их единичность или множественность. Соответственно, в русском языке выделяют единственное и множественное число имен существительных.

  • Примеры существительных единственного числа: квартира, ветер, щенок, поле, рубанок, скрипка .
  • Примеры существительных множественного числа: дома, ложки, кролики, тропинки, встречи, специалисты .

Особенности категории числа у существительных

В русском языке все существительные можно разделить на три группы:

  • Существительные, которые изменяются по числам (рука – руки; брат – братья; окно – окна) ;
  • Существительные, которые употребляются только в единственном числе (мука, любовь, бархат, олово) ;
  • Существительные, которые употребляются только во множественном числе (брюки, ножницы, сливки, жмурки) .

Некоторые существительные, которые употребляются только в единственном числе, могут образовывать формы единственного числа, при этом новая форма будет иметь другое лексическое значение.

Например : высота дома – недоступные высоты; глубина оврага – морские глубины.

Образование множественного числа существительных

При изменении имен существительных по числам в большинстве случаев к основе единственного числа существительного в И. п. добавляется окончание множественного числа – -и(-ы) (ночь – ночи, ветка – ветки, гора – горы) .

В некоторых случаях множественное число образуется за счет изменения места ударения (лес – леса, дерево – деревья) , изменений в основе слова (сын – сыновья, котенок – котята) или замены корня (человек – люди, ребенок – дети) .

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой. Урок 6 в разделе.

Форма организации урока : урок- исследование.

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные», одушевлённые и неодушевлённые

подбирать примеры таких существительных,делать анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

Построение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,планировать последовательность действий выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

объяснение лексического значения слов, определение и изменение имён существительных по числам; классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, анализируют, делают собственные умозаключения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Оборудование: компьютер учителя,

мультимедийный проектор, экран;

презентация к уроку;

«Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина;

рабочая тетрадь 3класс В.П.Канакина;

карточки с заданиями.

Технология:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы ОДУ

УУД

1. Самоопределение к деятельности.Организационный момент.

Цель:Проверка готовности обучающихся, положительный настрой на работу

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проверяют готовность. Садятся за парты.

Фронтальная. Стихотворение.

ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;

учебно – познавательная мотивация.

КУУД: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Выявить уровень знаний.

Определить типичные недостатки.

Какую тему мы изучаем на уроках русского языка в течении нескольких часов?

Что вы знаете по данной теме? Какие понятия вам уже знакомы?

А какие затруднения у вас ещё возникают?

Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Придумайте свой вопрос к игре.

Имя существительное

Рассказывают правило

Контролируют себя по презентации С-№1,2

Выполняют действия в соответствии со словами

Задают придуманные вопросы классу

Фронтальная.

Личностные -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, Регулятивные:

Принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

Понимать содержание вопросов; допускать существование различных точек зрения; контролиро

вать свои действия

ЛУУД: сохранение мотивации к учению.

ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

3.Постановка учебной задачи.Цель:Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Прочитайте слова. Метель, метели, мороз, морозы, снеговик, снеговики, варежка, варежки.Что общего у этих слов? Чем они отличаются? Разделите слова на группы по этому признаку.

В каком числе стоят существительные обозначающие один предмет? Много предметов?

Сформулируйте тему урока.

Цель урока.

Составим план работы на урок.

1.Чистописание

2.Словарная работа

3. Работа по теме урока (в парах, в группах, самостоятельно)

4.Контроль

5.Коррекция

6.Оценивание (Моя оценка, взаимооценка, оценка учителя)

7.Рефлексия

8.Домашнее задание.

Отвечают,анализируют,делают выводы С-№3

Единственное и множественное число имён существительных

Будем учиться определять число имён существительных, изменять их по числам. С №4,

1.Узнаем как, сделаем вывод.

2.Поработаем с ИКТ.

3.Поработаем по учебнику.

4. проверим и оценим себя.

Индивидуальная у доски

В паре

Фронтальная

ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.

РУУД: планирование, как определение последовательности действий.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

4.Практическая деятельность(работа по новой теме)

Цель: Повторение изученного и открытие новых знаний и умений в определении числа им. сущ., изменении по числам.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.Физминутка.

1. Чистописание.Откройте тетради проанализируйте свою предыдущую работу, выберите над какой буквой вам надо поработать. Придумайте 3 существительных с данной буквой.(Договариваемся о контроле.)

2. Словарная работа.

Давайте поработаем над правильным написанием «зимних» словарных слов.

Сн.гирь п

Д.кабрь?

П.роша я.п.

Н(н)овый год п

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

Откройте учебник на стр.20 упр.28. Прочитайте задание,рассмотрите образец. Как будем выполнять задание?

Что будем контролировать, проверять?

Прочитайте слова.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей.

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Вспомним цель урока.(определять число и изменять по числам.

Сейчас выполним задание по группам.

Измените данные существительные по числам.

Какие трудности у вас возникли?

Что вы можете о нём сказать? (имя существительное,единственного числа, неодушевлённое, нарицательное.)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

Есть и другие слова,которые употребляются только в одном числе ед. или мн., но это тема нашего следующего урока.

Страничка “Знаете ли вы, что…”. (С

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.

Работают в тетради. Взаимооценка.

Проверяют по образцу на интерактивной доске. С №6 Самоооценка.

Работа по теме в учебнике.

Устно все вместе.

Выполняют задание. Контроль по цепочке.Делают вывод С.№7

Выполняют действия в соответствии со стихотворением

Отдохнули!

Выполняют в группе задание изменяя число.

Трудно слово пальто.

Контроль по образцу. С-№8,9

С.№10

Договаривают слово пальто.

Слайд №11

Индивидуальная

Работают индивидуально.

В паре

Групповая работа

РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

ПУУДпостроение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

РУУД: волевая саморегуляция.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.

РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; строение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные- умение работать активно, контроль, коррекция действий друг друга

Практическая работа. Закрепление. Цель: Закрепление изученного с проговариванием во внутренней речи.

Закрепим знания по теме. Выполните задание в рабочей тетради. Стр.16 упр.32.

Выполняют самостоятельно. Проверка по цепочке.

Индивидуальная

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

6. Контроль.

Цель: осознание кождым обучающимся понятия - число имени существительного.

Прочитайте строки из стихотворения К.И.Чуковского «Тараканище»

1 вариант выпишите одушевлённые сущ. В единственном числе,2 вариант во множиственном числе.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Выполняют в тетрадях, самостоятельно по вариантам

Контроль по образцу. С-№12,13

Индивидуальная

Регулятивные- контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоениям материала.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу, логические, анализ объекта с целью выделения признаков

7. Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

    Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие знания. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность.

Закончите предложение. Я сегодня доволен тем, что …

Я ещё буду работать над…

Удачи вам!

    Помните, что учиться, всегда пригодиться.

Продолжают высказывание

С-№14

ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.

8. Домашнее задание по выбору.

Цель: закреплять знания по изученной теме

Стр.21 упр.31,32.правило

Шипкова Татьяна Федоровна

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск Пермского края

Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема. Число имен существительных.

Цели: создание оптимальных условий для усвоения учащимися категории числа имен существительных.

Задачи:

- актуализировать знания о значении, одушевленности/ неодушевленности, роде, имен существительных;

Сформировать понятие о числе как непостоянном признаке данной части речи,

Формировать УУД.

УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, эл. презентация «Мой город», печатная продукция (карточки со словами – признаками имени существительного, раздаточный материал).

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

Звучит музыка на тему весны.

Какое настроение сейчас в природе?

А у нас какое настроение?

2. Целеполагание.

Минутка чистописания.

Буква, которую мы будем сегодня писать, есть в корне каждого из слов.

Изморозь, пирожок, адресочек.

Пропишите эти буквы в тетради.

- Что объединяет эти слова? - С какой частью речи будем работать на уроке? - Какие задачи перед собой поставим? (Вспомним о признаках, будем определять признаки, употреблять в речи) - Продолжим открывать секреты имени существительного.
3. Актуализация знаний. Словарная работа. - В словарной работе мы поговорим о слове «родина». 1)Найдите это слово в словаре. 2) Прочитайте орфографически.

3) Запишите это слово в тетради.

4)Проведем исследование данного слова по нашему плану: (на доске)

    Значение слова

    Фонетический анализ

    Родственные слова

    Морфемный анализ

    Грамматические признаки

    Синонимы, антонимы

5) Работа с текстом. (Работа в парах) Приложение 1.

У вас на партах текст Юрия Яковлева «О нашей Родине». Какие значения имеет слово «родина»?

Что значит, малая родина?

Презентация «Мой город». (Демонстрируются фотографии нашего города в период ранней весны)

4. Новый материал.

Запишите на листочках имена существительные на тему «Мой город весной». (Учащиеся маркерами пишут слова на листах формата А4, выходят к доске и крепят листы на магнитную доску. Написали слова: дома, деревья, улица, школа, ненастье и т.д.)

На какие группы можно разделить эти имена существительные?

(одуш. / неодуш., по роду, собств., нариц.)

Назовите одушевленные / неодушевленные имена существительные, существительные женского, мужского, среднего рода.

А еще на какие группы можно разделить эти существительные?

(Если дети не предлагают поделить по форме числа, учитель выбирает слова в форме ед. числа и вывешивает на другую доску)

Что обозначают эти существительные? (один предмет)

Значит, это форма какого числа? Табличка: ед. число.

Что обозначают эти имена существительные? (несколько предметов) Табличка: мн. число.

Какой секрет имени существительного мы открыли?

Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

Изменим форму слова.

Число – это постоянный признак существительного?

Давайте обобщим в схему.

5. Закрепление.

В среду на уроке технологии мы будем делать такое панно.

Приложение 2.

- Напишите в тетради, какие инструменты и материалы вам нужно принести на урок.

Прочитайте свои слова.

(Картон, клей, бумага, ножницы и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова?

Назовите существительные в форме единственного числа.

Образуйте форму множественного числа.

Назовите существительные в форме множественного числа.

Образуйте форму единственного числа.

Какой вывод можно сделать?

(Некоторые существительные не изменяются по числу: ножницы, картон и т. д.)

Для таких существительных число – это постоянный признак.

Давайте вспомним, какие существительные вы писали в начале урока.

Есть ли среди них существительные, которые имеют форму только ед. или мн. числа?

Творческое задание. Работа в группах.

Составьте в группах небольшой текст на тему «Мой город весной».

Чтение текстов.

6. Рефлексия.

У кого из вас есть точки на шкале ниже середины? Почему?

У кого есть точки выше середины? Почему?

А теперь давайте подведем итог.

Все ли задачи мы выполнили?

7. Дом. задание.

Заполнить таблицу. Приложение 3.

Приложение 1.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - жить с ней одной жизнью.

Приложение 2.

Приложение 3.

Существительные, имеющие только форму ед. числа

Источники:

1. Текст Ю. Яковлева « О нашей Родине»

2. Схема сборки подснежников

http://stranamasterov.ru/node/7591

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» (3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты :

Формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

Закрепление и углубление сведений об имени существительном;

Определять начальную форму имен существительных;

Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент .

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .(проверка готовности к уроку, оформление тетради)

2.Актуализация опорных знаний .

    Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

    Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.

    Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме .

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Объясните смысл пословиц.

3.Самоопределение к деятельности .

Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

Давайте разделим слова, написанные на доске, на 2 группы.

По какому признаку можно разделить эти слова? (В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (в единственном)

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (во множественном числе).

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока .

Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. (карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

Чем похожи данные слова? (у них одинаковое значение)

Чем отличаются? (обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28 ,с. 20 .

Определите, в каком числе стоит каждое слово?

Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».

5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.
1. Какое слово стоит в форме единственного числа?
А)чашки
Б)ложки
В)кастрюля
Г)тарелки
2.Какое слово стоит в форме множественного числа?
А)чашки
Б)ложка
В)кастрюли
Г)тарелка
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.
А)ручки
Б)шкафы
В)облака
Г)ножницы
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.
А)весло
Б)соль
В)колесо
Г)роза
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто ?
А)одеяла
Б)люди
В)друзья
Г)дельфины
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто ?
А)одеяло
Б)трактор
В)карандаш
Г)дельфин
7.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)туча
Г)слово
8.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)тучи
Г)слова

Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? (Они не изменяются по числам).

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

Что обозначают имена существительные в единственном числе?

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

8. Подведение итогов.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Какую задачу мы ставили на уроке?
- Что вызвало у вас трудность?
- Что было самым интересным?
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод : Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.

9. Домашнее задание