Класс: 3

Презентация к уроку



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • стимулировать интерес к познанию и изучению природного и культурного наследия своей Родины – России;
  • научить определять достопримечательные места России и рассказывать об их особенностях и ценности;
  • научить работать в группе, оформлять презентацию на предложенную тему, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оборудование урока:

  • физическая карта России и флажки к ней;
  • модель самолета для перемещения по карте;
  • презентация “Семь чудес России”.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания:

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты архитектуры и природы охраняются Фондом Всемирного наследия?

Назовите 7 чудес Древнего мира?

Назовите 7 чудес современного мира?

Перечислите 7 чудес природы современного мира?

О какой достопримечательности России мы говорили на прошлом уроке? (Московский Кремль).

Что вы запомнили о Московском Кремле? (по материалам прошлого урока, учебнику и рабочей тетради, по самостоятельно подготовленным материалам о Москве и Московском Кремле).

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с другими достопримечательностями России, которыми мы можем гордиться. Мы совершим заочное путешествие “на самолете” по нашей стране и познакомимся с семи чудесами России. А начнем наше путешествие со стихотворения о России.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова:

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Учащиеся рассказывают о чудесах России, с которыми они познакомились в результате своей проектной деятельности по группам, сопровождая рассказ кадрами презентации. Во время представления “чуда России” на Физическую карту России прикрепляется флажок и самолет, таким образом прокладывается маршрут путешествия по карте.

1) Семь чудес России – проект, целью которого стал поиск семи чудес России. Конкурс организован газетой “Известия”, телеканалом “Россия” и радиостанцией “Маяк”. Выборы семи “чудес страны” происходили через SMS и Интернет. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе, который проходил с 1 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, шел прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа0. С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошел 2 этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошел суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса. Послушаем песню “Наследники России”.

2) И начнем мы с вами свое путешествие с самой дальней точки нашей страны – с Камчатки.

Долина Гейзеров – это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственная в Евразии. Долина Гейзеров расположена на Камчатке. Она представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 кв. км находятся многочисленные выходы гейзеров, горячие источники, грязевые котлы, водопады и озера. Долина Гейзеров труднодоступна, на ее территории действует заповедный режим. 3 июня 2007 года в Долине Гейзеров произошла крупная геологическая катастрофа – сошел гигантский оползень, перекрывший русло реки Гейзерной. 6 июня 2007 года глава Министерства природных ресурсов заявил, что государство предпримет всевозможные меры для сохранения природного памятника. В настоящее время большинство гейзеров стабилизировались.

Столбы выветривания (мансийские болваны) – геологический памятник в России, Троицко-Печорском районе Республики Коми. Останцев 7, их высота от 30 до 42 метров. С ним связаны многочисленные легенды. Прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Столбы находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до них могут только подготовленные туристы. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твердые сланцы, из которых они сложены, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижение рельефа. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх днем. 6 других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на них было величайшим грехом. Зимой 2013 года на один из столбов поднялся немецкий альпинист Стефан Гловач.

4) А теперь послушайте старинную мансийскую легенду.

В дальние времена в густых лесах, подступавшим к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Яллинг-Ньер, помогали манси, по тому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Была у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрымчум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее собирались олени из долины. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь). Чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь, Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал свои братьев и двинулся к горе Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрымчум с частью воинов был на охоте, появился великан перед воротами каменного города. Целый день шла жестокая битва у крепостных стен. Под тучами стрел поднялась она на высокую башню и крикнула: “О, добрые духи, спасите нас от гибели, пошлите домой Пыгрымчума”. В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. “Коварная!” - зарычал Торев, увидев на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые разнес ветер по всему Уралу. С тех пор и находят на Урале осколки горного хрусталя. Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрымчум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дели ему добрые духи. Пыгрымчум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрымчума, стали превращаться в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов). Так объясняет легенда происхождение каменных идолов в Республике Коми.

Байкал – озеро в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар воды. Наибольшая глубина озера 1642 метра. Площадь водной поверхности Байкала 31722 кв. км, что позволяет ему занять 6 место в мире среди крупнейших озер в мире. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна река Ангара. В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоеме. Разнообразие природных условий и древности территории создали этот природный заповедник, где сохранились некоторые реликтовые виды растений, исчезнувшие в других местах. Берега озера густо поросли соснами, елями, пихтами и кедром, встречается голубая ель. Лесные склоны покрыты зеленым ковром трав, ягод брусники, голубики, зарослями багульника. 27 видов рыб Байкала нигде больше не встречаются. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, осетр, хариус, сиг. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Байкал уникален среди озер тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Рачок эпишура живет только в Байкале и составляет до 80% биомассы зоопланктона и является важнейшим в пищевой цепи водоема. Он выполняет функцию фильтра, пропускает через себя воду, очищая ее. Красота озера Байкал уникальна и своеобразна. Предлагаем вашему вниманию песню “Славное море – священный Байкал”.

6) А теперь мы посетим высочайшую и красивейшую вершину Эльбрус.

Эльбрус – стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Эльбрус – это двухвершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 3642 метра, а восточной – 5621 метр. Они разделены седловиной и отстоят друг от друга примерно на 3000 метров. Последнее извержение вулкана было примерно 2000 лет назад. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 кв. км. Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в 1829 году в ходе экспедиции под руководством генерала Г.А.Эммануэля, начальника кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер. Сейчас Эльбрус очень популярен для восхождения, как в альпинизме, так и в горном туризме.

7) Наше путешествие продолжается в городе-герое Волгограде.

Мамаев Курган – возвышенность на берегу реки Волги города Волгограда, где во время Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, особенно с сентября 1942 года по январь 1943 года, продолжительностью 200 дней. Контроль за этой высотой неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, занимая главенствующую роль над центральной частью Сталинграда и Волгой. Под руководством скульптора Е.В.Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” (1959-1967 годы). От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию Главного монумента “Родина-мать зовет!”. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов-защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром всего ансамбля. Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы.

8) Теперь перенесемся в столицу нашей Родины – Москву и познакомимся с красивейшим памятником архитектуры – Собором Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называется Собором Василия Блаженного. Это православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры. До 17 века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея, одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих о является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году). Покровский собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев, по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник – два разных архитектора, оба участвовали в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиционный как для русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения; но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. В 1918 году Покровский собор стал одним из памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освещены в честь православных праздников. Все церкви увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершенной шатром. В 1588 году с востока к собору был пристроен 10 предел, посвященный Василию Блаженному, мощи которого находятся на месте постройки собора. Собор неоднократно реставрировался.

9) Последнее чудо России находится в славном городе Санкт-Петербурге, который уже очень давно называют второй столицей России.

Петергоф. Основанный в самом начале 18 столетия императором Петром 1 неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы “Монплезир” и “Марли”. По замыслу Петра 1, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то, и другое удалось блистательно завершить. К середине 20-х годов 18 века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства. В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и раз нообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

10) Вот и подошло к концу наше заочное путешествие по знаменитым местам России, которые в настоящее время признаны Семью чудесами России. В завершение предлагаю вам послушать стихотворение Е.Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Нам с вами есть чем гордиться, но все это богатство природы и рукотворного искусства надо сберечь для будущих поколений. Любите и берегите нашу Россию, ведь это наша с вами Родина.

4. Итог урока.

Д/З: учебник стр.100-103, рабочая тетрадь стр.64-67.

Урок МХК с применением ИКТ, 8 класс

Тема: «Истоки русской архитектуры »

Цель: изучить характерные черты народного деревянного зодчества, в том числе вспомнить о традициях, связанных со строительством.

Задачи:

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского ми мордовского; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

Развития — способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитания — воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Ход урока:

Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Н.В. Гоголя:

«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»

Текстовый слайд: тема урока.

Тема урока: «ИСТОКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ».

Слайд – шоу: фотографии леса, обряды мордвы.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать.

В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.

Вспоминая традиции мордвы нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. С древних пор мордву называли лесным народом. Именно в лесах она проводила традиционные моления, обращалась с теми или иными насущными просьбами к Вирь-аве. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.

Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

— Какие породы деревьев выбирали для строительства?

— В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.

Так, в одной эрзя-мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он»: поверху идёт дым из дома, низом стелется его тепло. Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он: поверху идёт тепло её, низом идёт дым её.

Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у — лица».

Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.

Текстовый слайд: традиционная изба.

— Что означало слово «изба»?

Изба- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.

А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

— Что было основным инструментом плотника?

— Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».

Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»

Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»

Крытое пространство между клетями называлось «сени».

Текстовый слайд: новые термины.

Запись терминов в тетрадь.

Слайд: фотографии корабельной резьбы.

Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.

У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.

— Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?

Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.

Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.

Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба –четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.

Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной — перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.

Текстовый слайд: хоромы.

В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома

назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.

Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.

Комнаты в верхней клети назывались горницы (в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)

Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей (от древнего слова «повальный, общий»

Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.

Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.

Слайд: фотографии различных бытовых построек.

Деревня – это не только жилые избы.

— Какие еще постройки можно встретить?

— Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно,

просто и красиво.

Слайд – шоу: деревянные храмы.

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.

Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.

Шатровой храм — это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.

«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, — целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»

И. Грабарь

Текстовый слайд: вопросы.

Вопросы на закрепление нового материала:

    Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?

    Что являлось основой любого деревянного строения?

    Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?

    Как украшались избы в мордовских деревнях?

    Как назывались богатые городские дома?

    Чем отличалось строение деревянного храма?

Самостоятельная работа уч –ся

Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)

Слайд: домашнее задание.

Домашнее задание:

Нарисовать хоромы или сказочный дворец в русском стиле, объяснить творческую работу, применяя новую терминологию.

Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…

«Архитектура» - 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. Архитектура. Основные виды архитектуры. 3. Арка. 2. Перекладина. Архитектура –. «Буквы» языка архитектуры. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 1. Столб.

«Архитектура 19 века» - Выдающийся архитектор конструктивизма в XX в. – Ле Корбюзье, создатель «всемирного стиля». Дом Каса Батльо, Фасад. Эйфелева башня в Париже. Здание музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Дом Каса Батльо. Парк Гюэль.

«Архитектура 14-17 века» - Архитектура москвы в xiv-xvii веках. Живопись в xvii веке. Новые тенденции в русском искусстве xvi века. Была построена в 1505-1508гг. Шатровое зодчество москвы. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей. Собор строился почти пять лет (1475-1479). Архитектура московского «нарышкинского» барокко.

«Памятники архитектуры» - Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо. Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры. Памятники федерального значения: В Бийске – 272 памятника архитектуры. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь).

«Архитектура Казани» - У дома было доброе лицо, и дом всегда встречал меня приветом. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. В.Курашов Казань деревянная. 2006. Теперь кратко об истории издания. Здесь все не так, все трудно по-иному… Дерево является уникальным природным строительным материалом. Не составляла исключения и Казань.

«Архитектура барокко» - Интересуйтесь мировой культурой! Барокко в современной интерпретации. Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Тема урока: Русское деревянное зодчество

Тема рассчитана на два занятия в восьмом классе.
Цель урока: увидеть и понять духовное своеобразие русского деревянного зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Задачи:
    актуализировать знания о русском деревянном зодчестве; - познакомить с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви, на примере Кижских церквей; - продолжать формировать умения и навыки в работе с живописными материалами и бумажной пластике; - развивать пространственное мышление; - учиться видеть красоту в мудрой простоте русской рубленой церкви и выражать свои мысли и чувства при восприятии произведений русских зодчих и защите творческих работ; - способствовать воспитанию патриотизма, чувства прекрасного, чувства товарищества и взаимоподдержки.

Оборудование: Учителю:

    деревянная модель русской избы (конек, венец и т.д.); Слова-опоры – «топорная работа», «Русское деревянное зодчество», «истопка - истпка – истба- изба»; Схема шатрового храма; Компьютер и мультимедийная установка; Презентация с изображениями архитектурного ансамбля в Кижах, русских деревянных построек, старинной деревянной церкви в русской деревне; Литература о русском деревянном зодчестве; Запись русских народных песен.
Детям: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумажные коробки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока: Учитель; - Доброе утро! Рада нашей встречи с вами. Тема нашего урока – «Топорная работа». (Название темы урока пока закрыто). Дети шушукаются Учитель -Что-то вас смущает? Дети: - Как понять – топорная работа? - Ведь топорная работа – это очень грубая, некрасивая работа. - Да просто тяп-ляп! Учитель: - Да, вы правы.
Коль помянуть хотим мы не добром Чистим его дела: топорная работа… Но есть в Кижах собор, он срублен топором И меркнет перед ним любая позолота!
Демонстрация презентации (Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня, Покровская церковь, Часовня Михаила Архангела и др.) Так выразил свое восхищение поэт, а какое настроение возникает у вас при виде этого ансамбля? Дети:- сколько куполов! - Просто удивительно, неужели это - топорная работа!? - Церкви сейчас совсем не такие! - Как красиво! Сообщение учащегося о Кижах, сообщение составляется учащимся самостоятельно, и заранее проверяется учителем.

Например,можно использовать текст "Деревянная сказка" по Е.И. Осетрову "Живая Древняя Русь":

« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.

Плывем час…третий. Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Солнце умывалось за неровной кромкой бора… Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне. ».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».

Учитель: -

Кижи – не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест –

Кижи - душа народа.

Да, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

И сегодня мы не только познакомимся с архитектурными и художественными особенностями русого деревянного зодчества, но и побываем в роли мастеров – зодчих, создадим свои маленькие Кижи!

Открываю тему урока – «Русское деревянное зодчество».

Вспомните, на уроках мы уже встречали с вами исконно русские деревянные постройки. Тогда эти предметы у меня в руках вам должны о чем-то говорить. Передаю разборный макет избы ученикам.

Дети: - Да, мы знакомились с зодчеством и в 4, и 5 классах.

Мы помним о русской избе, о древних образах и символах в народном искусстве.

Учитель: - Слово «Изба» - (словарь В.Даля) происходит от слова истопка – истпка - истба- изба.

Венец – от слова «венок», девушки на Руси носили венки на голове, а в избе венец не круглый, а квадратный.

Вот так складывались стены избы (демонстрирую на макете).

Концы бревен, выложенных четырехугольником, соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов.

Один такой ряд и назывался «венец». И строилась изба как венок, прочно переплетенные клались венцы один на другой.

Учитель: А этот предмет, о чем говорит? Показываю игрушечного коня.

Дети: прошлый год был годом белой лошади!

Учитель: А какое отношение это имеет к русскому деревянному зодчеству?

Дети: - Конек – это верхний стык двух скатов кровли. На Руси конь был всегда олицетворением силы, добра и красоты, символизировал солнце движущиеся по небу (слайд с изображением конька на крыше избы).

Учитель - молодцы, как хорошо все помните. С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – терема, храмы, мельницы. Вокруг нашей школы сохранилось немало деревянных домов, каждый день вы проходите мимо них. Вы не замечали, многие из них украшены деревянной резьбой?

Дети: - Да, на нашей улице есть такой дом, он украшен резьбой и на крыше деревянный петушок. Это дом моей бабушки. Все прохожие останавливаются, любуются, радостно становится на душе!

Приятна вам эта красота?

Ученик: - Да, но жаль, что таких домов все меньше и меньше.

Учитель: - А не от нас ли это зависит?

Перенесемся мысленно на 600 лет назад и попытаемся представить себе, как безвестный русский плотник пришел в небольшой северный монастырь, понравилась ему его неброская красота, его покой и умиротворение.

Рисую мелом на доске - Заложил он сначала фундамент из валунов, потом срубил небольшую квадратную избу-клеть, с запада пристроил сени из теса, с востока - амбарную часть, перекрыл все двускатной кровлей. На среднюю, самую высокую часть строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом.

И все. Церковь была готова.

Посмотрите, какая она? (слайд с изображением).

Дети:

Маленькая;

Скромная;

Убогая;

Неприметная;

Смахивает на амбар или крестьянскую избу, чем на «храм божий».

Учитель: - Да угловатая, на первый взгляд, рубленная русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.

Вглядитесь внимательно в этот древний неприметный храм. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, всмотреться в малое и увидеть великое!

Дети: - Если всмотреться, то, сколько в ней вкуса!

Какая точная соразмерность!

Какая-то особая духовность, которая присуща не ремеслу, но искусству.

Учитель: - Действительно, раньше храмы были похожи на избы. Пройдет еще немного времени и эта заземленность, будничность маленькой избушки исчезнет с переходом от клетского к шатровому зодчеству (демонстрация схемы шатрового храма).

Всмотритесь внимательнее, какие элементы деревянного зодчества вам знакомы?

Дети: - Внизу сруб как у русской избы!

Учитель: - Это четверик, а почему он так называется?

Дети: Потому, что основание из четырех бревен.

Учитель: В маленькой церквушке изба венчалась главкой, а здесь появляется новый элемент – называется он восьмерик. Почему его так назвали?

Дети: - В основе лежат восемь бревен.

Учитель: - Восьмерик обычно венчает шатер, и выше всех сияют главы. Внизу такое здание окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. (слайд с изображением шатрового храма)

Итак, из каких частей состоит конструкция шатрового храма?

Дети: - из гульбища, четверика, восьмерика, шатра и высоко на фоне голубого неба сияют купола!

Учитель: - Ну, чтож, если все понятно, настало время испытать себя в роли мастеров.

Сегодня, и на последующем уроке, мы создадим свои маленькие Кижи, используя предыдущий опыт работы в группах и опыт русских мастеров, знания, полученные на уроках. Творческое задание предлагаю выполнять в группах, по желанию или индивидуально. Можно использовать любые материалы.

Учащиеся делятся на группы.

Учитель: - Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена ваша творческая работа?

Дети:

Мы будем рисовать красками, будем художниками!

А мы будем зодчими, создадим макет церкви из бумаги.

Учитель: - Замечательно! Помните наши золотые правила коллективной работы. Завершив ее, проведете ее защиту.

Защиту готовят каждая группа, учитель оказывает помощь, предоставляя ученикам литературу о русском деревянном зодчестве.

Защита проекта I группы:

Дети:

Мы изобразили деревянную церковь красками, что бы передать красоту теплой цветовой гаммы дерева, исконно русского материала, так прекрасно гармонирующего с природой. Богатая узорочье украшений изб, церкви и даже маленькой мельницы похожа на ажурность, прозрачность северного леса. Лебединая песнь древнерусского деревянного зодчества, органически сочетают в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных новаций. Единственный декоративный элемент – ажурный козырек, опоясывающий восьмерик, как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Нашей работой мы хотели показать, что русская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившиеся в народе.

Русская церковь как широкая привольная песня, что льется из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук, разума. Языком архитектурных форм она выражает гордую красоту, торжество над врагом.

Защита II группы:

Дети: - Наша группа работала над макетом. Это наши маленькие Кижи.

Мы, конечно, старались выполнить его в соответствии с архитектурными канонами русского деревянного зодчества, о которых узнали на уроке: вот церковь на низком и массивном четверике, высокий восьмерик венчает шатер. Рядом высокая шатровая колокольня, красивые пристенные церковные постройки. Но главное, очарованные красотой Кижей мы хотели предать духовное своеобразие русского деревянного зодчества и попытались хоть на короткое время представить себя среди суровой северной природы, в кругу мужественных и сильных людей рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Наша церковь стоит также твердо и гордо, как закаленный в постоянной непрерывной борьбе с северной природой крестьянин. Высокий прямой восьмерик, как наш русский народ, который никогда не гнул спины над угнетателями.

Высокие шатры – это наш русский дух вольнолюбия, стремления к духовному и вечному. Мы своим макетом хотели подчеркнуть талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного, народа, который лишь топором мог совершить такое чудо. Остались безымянными древние мастера, но каждый из них оставил на своем куске земли чудо, которое уже много веков украшает нашу землю, нашу жизнь. И наша бы воля, мы поставили бы на Руси памятник топорных дел мастеру!

Учитель: - Спасибо ребята, вы сами подвели итог, отлично поработали на уроках. Я буду рада, если пробудила в вас желание сделать нашу жизнь чище, добрее, прекраснее!

Литература:

1.Кижи: Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск: РИО Комиздат РК, 1995

2. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

3. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.

Электронные ресурсы:


Материал скачан с сайта - Интернет-сообщества учителей


Россия - страна удивительно богатая достопримечательностями. Сегодня мы бы хотели рассказать о Спасо-Каменном монастыре , настоящей жемчужине русского зодчества. Основанный в 1260 году на крохотном острове на Кубенском острове, он считается одним из старейших монастырей Русского Севера.




Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.



Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.



Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.