Справка. Джефф Кунс — американский художник, родился 21 января 1955 года в городе Йорке (штат Пенсильвания). Известен своим пристрастием к китчу. Входит в десятку самых богатых художников мира.

Вопросы от читателей

Все работы этого художника кричат о тотальной безвкусице и детских травмах. Это его стиль? Почему он его выбрал?

Коротко. Да, таков осознанный выбор художника, он называет свой стиль нео-поп-артом и выбрал его в противовес минимализму, царящему тогда, когда Кунс начинал.

Подробнее. Джефф Кунс — художник, принципиально противостоящий хорошему вкусу. Бескомпромиссно отвратительный китч с примесью уродства и детских воспоминаний — основа творчества Кунса. Для своих арт-объектов он часто выбирает вещи, которые невозможно эстетизировать.

Любое новое направление начинается как антагонизм уже существующему. Явление подобного толка — революционно по определению: уничтожить старое означает создать новое. В 70-е минимализм был достаточно распространенным явлением, ему на смену должно было прийти что-то радикально отличающееся и ставящее искусство на новые рельсы. Так как поп-арт уже существовал, возник нео-поп-арт, или пост-поп-арт, — китч Кунса.

«Меня неоднократно обвиняли в аморальности, в том, что я приспособленец, который спекулирует на собственном творчестве, и т. д., и т. п. Мне же кажется, что это просто реакция людей на ту силу, что заключена в моих работах. Люди не понимают, что я готов брать на себя ответственность за эту силу, а к любой ответственности я отношусь очень серьезно» (1987)

Есть еще такие художники? На кого он похож?

Коротко. Таких, как Кунс, больше нет, этим он и ценен. Некоторые приемы он перенял у Дональда Джадда, Марселя Дюшана, Энди Уорхола.

Подробнее.

Энди Уорхол. Связь Кунса с королем поп-арта Энди Уорхолом очевидна: это и «фабрики», и работа со знаменитостями, и использование образов продуктов потребления, и общий акцент на массовую культуру. Как будто произошла реинкарнация, и Уорхол перевоплотился в Кунса. У обоих область интересов — это массовое, банальное и безвкусное. У обоих арт-стратегия построена как бизнес-стратегия.

Дональд Джадд. На первый взгляд, утверждение о преемственности между отцом минимализма Дональдом Джаддом и монструозным в своем блеске Кунсом кажется околесицей.

Рассмотрим на примере первой выставки Кунса — Inflatаbles («Надувные игрушки», 1979 г.). Чтобы купить китайский ширпотреб в виде отвратительных надувных игрушек, Кунс специально отправился за ними в Чайна-таун. Эти вещи невозможно эстетизировать, их надо было либо уничтожить, либо поместить в замкнутое пространство, но Кунс, конечно, не стал этого делать. Что интересно, за столько лет в искусстве он мог бы уже устать от китча и притвориться эстетом хотя бы раз, но, надо отдать ему должное, он ни разу не отошел от вектора, в котором творит. Железная принципиальность.

Он подошел к работе по-другому: использовал зеркальную подложку, которая вмиг придала обычной китайской игрушке минималистскую репетитивность. Проще говоря, он использовал один из основных приемов минимализма — повторение. Умножив банальный предмет, получил минималистскую структуру.

Марсель Дюшан. Среди современников Кунса едва ли найдется художник, на творчество которого не повлиял бы Марсель Дюшан. У Кунса это влияние прослеживается прежде всего в работе «Пылесосы». Он поместил новые пылесосы в пустые прозрачные коробки — очевидная отсылка к дюшановскому писсуару, только в случае с Кунсом это концентрированная пустота в пустоте, производящая пустоту (вакуумные пылесосы).

«Есть некая мораль, в которую мы играем: люди, у которых возникают потребности, и люди, которые удовлетворяют эти потребности. Я думал, что арт-объекты, те же пылесосы, — это девственницы. Их девственность определяется тем, что эти пылесосы никто никогда не включал. На них интригующе указано: “мокрый” и “сухой”».

Если Марсель Дюшан превращал обычные вещи в ироничные метафоры, а Энди Уорхол из вещей широкого потребления создавал объекты поклонения, то Джефф Кунс воплощает все это в виде концептуальных скульптур.

Говоря о влияниях, нельзя не сказать, что знаменитая «Акула в формальдегиде» («Физическая невозможность смерти в сознании живущего», The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) Дэмьена Хёрста — это явное влияние Кунса и его «баскетбольных мячей» — «Три мяча 50/50 Бак», «Равновесие» (All 50/50 Tank, Three Ball Total Equilibrium Tank).

«Роль зеркал за зайцем и цветком — подчеркивать вашу важность, потому что искусство полностью зависит от вас, вы ему необходимы. Стоит вам переместиться, и отражение меняется. Таким образом зеркала утверждают важность присутствия зрителя и намекают на то, что восприятие всего происходит только у него в голове» (2014)

Почему он постоянно носит костюмы? Художники так не одеваются…

Коротко. Это правда, художники так не одеваются. Но Джефф предпочитает костюмы, потому что питает детскую любовь к коммивояжерам и потому что этот искусственно созданный образ противоречит привычному образу художника.

Подробнее. Кунса постоянно упрекают в «диснеевском оптимизме», приобретающем оттенок монструозности. Интересно, что и сам художник является воплощением этого абсолютного оптимизма. С постоянной улыбкой, в официальных костюмах, предельно вежлив и доброжелателен, он появляется на светских мероприятиях и сыплет одни и те же байки и анекдоты о себе и своем искусстве. Кунс постоянно рассказывает историю из своего детства — о коммивояжерах, которые ходили от дома к дому и продавали пылесосы, тостеры и прочие предметы, которые никто не хотел покупать. Конечно, этих коммивояжеров, за редким исключением, постоянно посылали, но они шли к следующему дому, снова улыбались и пытались всучить какое-то барахло. Он говорит, что эти коммивояжеры, которые должны были изображать радость, были героями его детства.

Кунс выглядит как кто угодно — как преуспевающий яппи, как брокер с Уолл-стрит, как типичный клерк, — но только не как художник. Он ходит в белой рубашке, в костюме и при галстуке. Несмотря на то, что костюмы Кунса невероятно дорогие, невольно складывается впечатление, что у него осталось нечто от маленькой сошки, от того самого коммивояжера.

Почему именно кролики и собаки? Почему скульптуры блестящие?

Коротко. Не только кролики и собаки, есть целый ряд «зеркальных игрушек». Создавая зеркальную поверхность, Кунс играет со зрителем, не давая ему увидеть работу целиком.

Подробнее. У самого Кунса есть сентиментальная версия начала создания целой плеяды арт-объектов из нержавеющей стали. Если бы было Евангелие от Кунса, то начиналось бы оно так: «Вначале был Кролик, и Кролик был в нашем саду, и он был символом американской семьи моего детства». В родной сельской Пенсильвании — там, где вырос художник, — было принято на Пасху украшать газоны надувными кроликами, и для Кунса это — символ детской радости и непритязательности вкуса, которые царили в его провинциальном городке. Заяц — это икона Америки. Он, с одной стороны, символ сексуальности, «Плейбоя», а с другой — символ религиозности, Пасхи.

На самом деле у Кунса из «блестящего» есть не только зайцы и собаки, но и лебеди, и сердца, и тюльпаны. Неизгладимое впечатление в детстве на Кунса произвели продолговатые воздушные шары, из которых делают животных и различные фигуры. В 1990-е он создал Celebration («Праздник») — серию выполненных из стали работ, по форме напоминавших эти шары и отсылавших каждого зрителя назад, в детство. Детский незамутненный мир приходит к нам в виде надувных собачек, которых создавали из шаров веселые клоуны на веселых ярмарках.

Свою первую собаку он сделал в 1992 году, но не из металла, а из живых растений. На выставке современного искусства в Германии, в замке Арользен, Кунс представил свое произведение под названием «Щенок» — 13-метровую скульптуру вест-хайленд-уайт-терьера, состоящую из десятков тысяч живых цветов. Она является одной из самых крупных топиари в мире. Примерно в это же время художник начал подготовку к созданию первых работ для вышеупомянутой серии «Праздник». Частью именно этой серии является известная Balloon Dog, которая, очевидно, была задумана как продолжение воплощения той формы, которую можно увидеть в уже упоминавшейся работе «Кролик» (1986).

В первую очередь «игрушки» Кунса — это зеркало. Зритель не может всецело охватить только предмет, сначала он видит то, что в нем отражается. Таким образом обычный кролик или собака превращаются в инопланетное, почти хайтековское создание с плавающей формой, которое призвано не то обезличить человека, не то уличить его.

Бесконечная череда «блестящих игрушек» самой разной формы — это история о том, что если долго что-либо повторять, то из него вычищаются все маркеры и остается только чистая форма и чистый цвет, что опять-таки возвращает нас к минимализму. За счет грамотной работы с масштабом и бесконечного повторения можно из запредельного китча войти в диалог с минимализмом.

О чем эта серия работ?

Серия «Банальность» — о том, что нет такого сюжета, который мог бы уберечь от китча. Если «Иоанна Крестителя» да Винчи сделать таким, как у Кунса, то не будет никакой красоты, останется только уродство. Что может быть гарантией того, что искусство не превратится в китч? Короткий ответ — за вами.

Бабочки здесь для красоты?

Коротко. Для запредельного китча

Подробнее. Возможно, история этой работы — самая гротескная и трагикомическая в истории искусства вообще. Как любой художник, Джефф Кунс хотел достичь пика в своем изуродованном и безграничном китче, а что может ознаменовать его приход громче, чем живой человек — арт-объект? Только такой арт-объект, как порнозвезда. И только если ты женишься на ней. Так подумал Кунс — и женился на итальянской порноактрисе Илоне Шталлер (Чиччолине), которая к тому же была депутатом от либеральной партии. Затем была создана знаменитая серия работ Made in Heaven: Кунс и Чиччолина на седьмом небе от счастья, синтез китча и порнографии. Есть целая серия фотографий (некоторые носят откровенно порнографический характер), а также ряд скульптур, которые также изображают резвящихся художника и актрису. Конечно, они развелись. Конечно, был огромный скандал. Конечно, у Кунса после этого был срыв. Нельзя просто потрясти чреслами, назвать это искусством и не получить за это по шее от морализаторов всего мира — от простых фермеров до арт-критиков. Кроме того, в этом браке родился ребенок, которого Чиччолина успешно увезла в Италию, запретив отцу с ним видеться. Говорят, Кунс очень страдал, но потом женился второй раз, на сотруднице своей фабрики, — и сейчас у него семеро детей.

Возвращаясь к вопросу о бабочках. Если такой художник, как Кунс, у которого прибор «красиво — уродливо» намеренно сбит решительно по всем датчикам, решает создать любовь на небесах посредством порнореальности, то кого он возьмет в качестве добавки? Конечно, бабочек! Они же красивые, олицетворяют любовь приторную, слащавую, сусальную, китчевую. Вот он и пригласил милых существ присоединиться к оргии художника и порнозвезды-депутата.

Коротко. Нет. Это реальный арт-объект под названием «Лобстер» в стенах Версаля.

Подробнее. В 2008 году состоялась первая ретроспективная выставка Кунса в Европе. Очень забавным и остроумным решением было провести ее в Версале. Это вызвало волну недовольства среди французских монархистов, консерваторы были в ярости, даже смотрительницы негодовали, ведь обитель французской монархии осквернили «базарными надувными игрушками». В сущности, Версаль в своей помпезности ничуть не уступает Кунсу с его пресловутым китчем. Внести откровенное посмешище, которое было задумано его создателем именно таким, в набитый доверху, сверкающий бессмысленным богатством дворец, который тоже был задуман его создателями именно так, — верное решение. Работы Кунса отлично вписались в хоромы Людовика XIV.

Ведь Версаль — это не показатель красоты и хорошего вкуса, Версаль — это демонстрация роскоши, помпезности и парадности. А Джефф Кунс — это, конечно, не художник для арт-критиков, а художник для богатых людей. Роскошь ради роскоши — это то, что объединяет работы в Версале и работы Кунса. Поместить Кунса в эти хоромы и сравнить современные представления о роскоши со старинными представлениями о роскоши — однозначно остроумно.

Сколько зарабатывает Кунс?

В 2013 году на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке был установлен ценовой рекорд для работы ныне живущего художника. Гигантская отполированная до блеска скульптура Джеффа Кунса «Собака из воздушных шаров (оранжевая)» была продана за $ 58 млн.

В 2015-м портал Artnet представил ежегодный список ста самых коллекционируемых из ныне живущих художников. В первый список вошли сразу несколько работ Джеффа Кунса, который остается владельцем рекорда за самый дорогой лот ныне живущего художника. На начало 2016 года состояние американца составляло 379 778 000 долларов.

У него есть фабрика для производства его собственных работ, штат сотрудников которой — 135 человек.

Вопрос от главного редактора Евгении Липской

Синий круг символизирует "центр вселенной"?

Коротко: нет

Подробнее. Синий шар — традиционное украшение парков в викторианской Англии и в Америке. Его размещали зачастую в палисадниках, чтобы подчеркнуть их красоту. Еще он может отсылать к шару гадалки и к «синему» Ива Кляйна, который также рассказывает о пустоте и чистоте, постоянно появляющейся в работах Кунса. Создается ощущение, что этот шар катается по античности и вбирает мир вокруг. Очищенная выпотрошенная пустая форма, о которой повествует минимализм. А вообще Кунс убежден, что ни одна эпоха, даже Античность, не лишена китча. Вспоминая об этой серии работ, нельзя не вспомнить о знаменитых скульптурах и фотографиях Джеффа Кунса и леди Гаги. Американец стал автором обложки альбома Леди Гаги ARTPOP. Таким образом, Гага буквально воплотила в жизнь строчку из новой песни Applause: «One second I’m a Koons, then suddenly the Koons is me» («В какой-то момент я Кунс, и внезапно Кунс — это я»).

Вопрос от PR-manager Анастасии Косыревой

Обезьянка на руках у Майкла Джексона сидит по фэншую?

Коротко. По фэншую обезьяна действительно означает "богатство", и Кунс, который считается художником для богатых людей, вероятно, выбрал ее именно поэтому.

Подробнее. Многие считают, что Кунс изобразил Джексона, потому что они похожи, потому что оба не хотят взрослеть. Это такая фигура самоидентификации и отсылка к Энди Уорхолу. На сей раз Мэрилин Монро заменил Майкл Джексон.

Работа «Майкл Джексон и Бабблз» из серии «Банальность», проданная в 1991 году за пять миллионов долларов США, выполнена с отсылкой к искусству Древнего Египта. Таким образом художник пытается раскрыть мир архетипов и метафор. Эта серия стала отправной точкой для роста популярности Кунса за пределами США, что, впрочем, сложно объяснить исключительно художественной стороной вопроса. Известно, например, что сам Кунс активно популяризировал свои работы, давал интервью иностранным арт-журналам, причем иногда рекламировал свои выставки от третьего лица, то есть как сторонний эксперт.

"Фарфоровый Майкл Джексон 1988-го — моя классическая работа. Я люблю отсылки к истории искусства, к общей истории. Что в искусстве чудесно — ты можешь жить в мире метафор, архетипов. Мы можем работать с теми словарями, которые составили другие художники. Мы продолжаем их язык. Присмотритесь к моему Джексону — структура его глаз, вся форма скульптуры отсылает к египетской стилистке."

Вопрос от бьюти-редактора Кристины Килинской

Почему мячи не всплывают?

Коротко. Потому что они находятся в специальном растворе.

Подробнее. Так как состояние, в котором мячи постоянно находились бы ровно посередине пространства, невозможно с точки зрения физики, этот арт-объект разрабатывался при участии ученых. Фокус в том, что там не вода, а специальный раствор, который надо постоянно подзаряжать, чтобы сохранялось равновесие. Это почти магриттовская сюрреалистическая картинка, в которой предметы (зависший в полете мяч) парят в воздухе.

Серия Equilibrium («Равновесие», 1983—1985 гг.), — это любимая история Кунса о надувных предметах. Художник говорит, что ему нравится все связанное с воздухом, поскольку он символизирует нас. «Мы — дышащие машины, мы — объекты, наполненные воздухом. Мы делаем глубокий вдох — и становимся символом оптимизма и будущего. Мы делаем выдох — и это символ смерти, как будто бы мы сдуваемся».

Сами мячи отлиты из бронзы. В этой серии он начинает играть с «надувным железом», которое впоследствии станет его визитной карточкой.

Вместе с «мячами» выставлялись и баскетбольные постеры того времени, которые говорили о «социальном равновесии» и выполняли в этой инсталляции когнитивную функцию. В рекламе Nike 80-х годов афроамериканские спортсмены выступают в очень респектабельном ключе, и мы понимаем, что речь идет не просто о бронзовом мяче в бог весть каком растворе — речь идет об истории, о расовой стратификации, о новом уровне демократии и других важных для общества вопросах.

Проповедуя идею «социального лифта», Кунс считал, что художник — это тот же спортсмен.

Одна из самых известных фраз моряка Попая: “Я такой, какой есть”. Чтобы выйти за пределы предметного искусства, которое тесно связано с внешним миром и людьми, прежде всего необходимо принять себя

Под конец хотелось развенчать миф о том, что Джефф Кунс — это брокер, который стал художником. Этот миф появился, так как американец в молодости подрабатывал брокером на Уолл-Стрит. Кунс всегда хотел быть художником. Когда Джеффу было семнадцать лет, отец по его просьбе повез его в Нью-Йорк знакомиться с Сальвадором Дали, где Кунс получил свой заветный автограф. Пока отец и сын ехали на встречу с кумиром, в машине играл Led Zeppelin, и Джефф сказал, что хотел бы создавать такое же понятное искусство, как музыка этой культовой британской рок-группы. Кстати, Led Zeppelin в переводе на русский означает «свинцовый дирижабль». Вполне возможно, что именно это название и вдохновило Кунса на создание «надувных игрушек из металла». Мы не станем утверждать, что искусство Джеффа Кунса так же близко всем, как музыка британской рок-группы, но его популярность на арт-рынке ничуть не уступает ледзеппелиновской музыкальной славе.

По материалам лекции Ирины Кулик "Дональд Джад - Джефф Кунс. Минимализм, реди-мейд, китч", книги "Митці у трьох актах", зарубежных изданий по искусству, интервью с Джеффом Кунсом.

«Я люблю отсылки к истории искусства, к общей истории. Что в искусстве чудесно - ты можешь жить в мире метафор, архетипов. Мы можем работать с теми словарями, которые составили другие художники. Мы продолжаем их язык. Присмотритесь к моему Джексону - структура его глаз, вся форма скульптуры отсылает к египетской стилистке». Джефф Кунс

Ну, вы, в целом, поняли, да? Короче, про Кунса (1955-…) текст будет. Художник он хороший, известный, один из самых дорогих сейчас. Про него даже Владимир Кличко хорошо отзывается* - секс, говорит, Кунс изображает фантастически. Вот так приблизительно:

Из серии «Кама-Сутра»

Вообще, Кунса очень хочется назвать реинкарнацией Уорхола – тот бы, скорее всего, занимался сейчас чем-то похожим. У обоих область интересов - это массовое, банальное и безвкусное. У обоих арт-стратегия построена как бизнес-стратегия. И у обоих нет угрызений совести по этому поводу.

Вот выглядят они по-разному. Если Уорхол был каким-то долбанутым бесполым инопланетянином, чем довольно крепко шокировал пуританскую Америку, то Кунс – типичный клерк, чем шокирует уже всех – не должен современный скандальный художник ходить в костюме, быть вежливым и улыбаться. И коллекционировать классическое искусство, вроде Пуссена. Ну, не знаю, в морду бы кому дал, наркотиков бы покушал, что ли. Собственно, Кунс и был когда-то клерком – продавал билеты в Музей современного искусства – пока сам не стал деятелем этого самого современного искусства. А еще работал фондовым брокером на Уолл-стрит.

Известным Кунс стал в 80-е гг., после того, как начал делать такие вот штуки из серии «Банальность».


Змеи


Введение в банальность

Штуки эти довольно большие, в длину – больше метра. Все их мотивы – из их, американского, китча. Вроде наших матрешек, слоников и хохломы. Конечно, тут Кунс продолжает великую традицию апроприации, идущую от великого Дюшана , и преумноженную великим, естественно, поп-артом ,
т.е. вводит в пространство искусства что-то уже существующее и готовое. Это более тонкая апроприация, нежели у Дюшана, ну, так ведь и времени сколько прошло – все усложняется. Дюшан просто выставлял готовый предмет, совершенно чуждый искусству, Кунс воспроизводит готовый жанр – китч, тоже чуждый искусству. И тут даже не важно, делает Кунс увеличенные копии реально существующих изделий или придумывает их сам – они же более или менее одинаковые, все эти кошечки-собачки, стоявшие на комодах. Вот это он точно придумал сам:


Michael Jackson and Bubbles

Но по смыслам – то же самое. Монументализированный китч. Зачем ему понабилось его монументализировать? Ну, во-первых, это такая постмодернистская ирония – Кунс этой монументализацией как бы уравнивает низменный жанр – китч – с высоким – со скульптурой, чем доносит до нас простую мысль об относительности всех эстетических суждений, оценок и иерархий. Во-вторых, это просто ирония. Ведь мелкие вещи – а все эти штуки даже на картинках выглядят мелкими – будучи увеличенными, производят странное впечатление. Тем более такие убогие, хоть и богатые. Над ними хочется как-то по-доброму посмеяться. А такой смех – это оптимизм. А оптимизм помогает человеку хорошо относиться к самому себе. Чего Кунс и добивается. Видите, какой он добрый.

Сам-то Кунс, конечно, говорит, что в его работах ни китча, ни иронии нет. Один оптимизм признает. Это опять у него дьявольская ирония, как костюм и манеры клерка. Не надо верить его словам. Им и не верят – после этой серии критики стали называть его королем китча. По-доброму, естественно. Что, кстати, совсем неправильно. Тогда уж король игры в китч.

Следующая серия, «Сделано на небесах», принесла Кунсу всемирную славу.


Из серии «Made in Heaven»

Это понятно. Насколько люди любят всякую сентиментальную дребедень**, настолько же они любят хорошую, добрую порнографию. Их сочетание делает людей предельно оптимистичными и заставляет ну очень хорошо относиться к себе***. А Кунс-то - добрый. Вот он и сочетает.


Из серии «Made in Heaven»

Сочетает, но гадко, по-постмодернистски при этом насмехается над зрителем. Порнография-то и китч в массовом сознании, к которому как бы адресуется Кунс, разведены в смысле легитимности. Китч – он пушистый, добрый и комфортный, порнография – стыдная, запретная и вредная. А тут – все вместе. Да еще, как и в случае с «Банальностью», все поднято до уровня высокого искусства – и размерами, опять же, и контекстом. Оно же все в галереях выставляется или даже в Версале – была у Кунса там недавно могучая выставка. Т.е. вся вот эта пошлятина и гадость – в бывших королевских интерьерах, прямо посреди классического искусства. Ужас.

Прямо скажем, для работы над этой серией – а она большая, и включает в себя и просто бесстыдную порнуху с откровенно показанными гениталиями в состоянии возбуждения – Кунсу пришлось пострадать. Сначала он был вынужден жениться на развратной венгерской женщине из Италии Чиччолине, в девичестве - Илоне Шталлер, активно подрабатывавшей в качестве порнозвезды. А потом еще и фотографироваться с ней в голом виде. И все это потом показывать людям. Невыносимо.

Помимо высокого гуманизма, сочетания легитимно не сочетаемого и личной кунсовой жертвенности эта серия интересна еще тем, что, наверное, впервые в искусстве в качестве реди-мейд выступил настоящий, живой, нормально функционирующий человек****. Выступила. Реди-мейдовость Чиччолины состояла в том, что она была взята и перенесена в искусство со всем своим настоящим и прошлым без всяких поправок и изменений. Она изображала сама себя в своем естественном, порнографическом виде, даже аксессуары и типа одежда на ней те же, в которых она снималась в порнухе. В писсуаре Дюшан тоже ведь ничего не менял, да не смутит Чиччолину это сравнение – об искусстве же говорим. Он его только подписал. Кунс же вместо подписи прилег рядом с реди-мейдом.


Из серии «Made in Heaven»

И еще. Представив порнографию в таком китчевом, с одной стороны, и высоком, с другой, виде, Кунс легитимизировал ее. Раз ее показывают в музее, раз она так похожа на слоников-кошечек, чего ее стыдиться. И это гуманно – все равно же ее покупают, смотрят и ищут в интернете. Легитимизация порнографии – это примирение человека со своим телом, о чем так заботится Кунс.


Из серии «Кама-Сутра»

Последняя серия, которую Кунс делает до сих пор – «Празднование». Началась она с этого 13-метрового объекта.


Щенок

Но более характерны для нее такие вот вещи.


Дикий кролик

Огромные, блестящие, стальные имитации дешевых детских игрушек, быстро скрученных из надувной кишки. Тоже внутри пустые. Их часто устанавливают в качестве городской скульптуры, что отсылает к работам Ольденбурга вроде памятника бельевой прищепке. Стоят бешеных денег. Гладкие, одноцветные, глазу зацепиться не за что. Отвратительные работы.


Воздушный шар-цветок

А если подумать? Помимо всех игр с контекстом и монументальностью тут есть еще одно, очень весомое достоинство. Кунс предельно убедительно утверждает ценности детства. И своего, и всех других. Да, эти работы настолько же банальны и массовы, как и китч, как и порнография. При их лапидарности они являют собой прямо-таки архетипы банального. Но «цель искусства - устранение тревоги» - это девиз Кунса. А что может лучше и качественнее устранить тревогу, как не инфантилизм, китч и порнография, при всем неоднозначном восприятии последней? Все это формы эскапизма, ухода от действительности в пространства, где нет конфликтов, напряжения, страхов и где желания реализуются. Напомню, что Кунс действует в рамках мифологии массового сознания. И над ним же иронизирует.


Висящее сердце

Для создания всей этой художественной продукции Кунс создал, по типу уорхоловской «Фабрики», корпорацию Jeff Koons LLC. Сейчас в ней работает 135 человек. Создание произведения происходит так. Кунс делает эскиз на компьютере, потом его сотрудники подбирают материал и цвета. Кунс все это утверждает, и тогда другие сотрудники воплощают шедевр в натуре. Производство, в общем. Некоторые работы, в частности, из серии «Празднества», поступают в тираж – тоже напоминание об Уорхоле. Не надо вот только говорить о том, что Кунс всего лишь его повторяет. Даже Уорхол не поднимался до тех высот банальности, которые с легкостью покорил Кунс. И уж, конечно, тому в голову не приходила гениальная идея соединить китч с порнографией.

Последнее время Кунс на вопрос: «каковы ваши дальнейшие творческие планы» - вопрос столь же банальный и пошлый, как и духовно-материальные источники его творчества – рассказывает о 48-метровом кране, на котором будет подвешена модель паровоза. Стоить это удовольствие будет 25 млн долларов, и это будет самое дорогое в смысле себестоимости произведение в истории искусств. Какой смысл в нем будет заложен – пока неизвестно. Еще Кунс рассказывает о будущей серии «Античность»: «Это будут скульптуры из мрамора, олицетворяющие весну и фертильность». Опять, наверное, какая-нибудь порнуха получится – опыт-то у Кунса есть. И в смысле порнухи, и в смысле работы с мрамором.


Буржуазный бюст

Бонус

Одна из первых широко известных работ Кунса.


Три мяча 50/50 Бак

Тут речь идет об иронии над обществом потребления. При этом Кунс выразился довольно загадочно: «Пылесосы, - это девственницы. Их девственность определяется тем, что эти пылесосы никто никогда не включал. На них интригующе указано: «мокрый» и «сухой»».


Новый пылесос для конвертируемых ценных бумаг

Глянец такой.


Голубой бриллиант

* На самом деле ничего удивительного в том, что Кличко-младший знает о Кунсе, нет – Владимир не посторонний в современном искусстве. Он был куратором украинского павильона на Венецианской биеннале-2009. Еще он коллекционирует искусство и, помимо абстракций социально близкого ему Сильвестра Сталлоне, имеет как минимум работы Олега Тистола – виднейшего представителя украинского трансавангарда или украинского необарокко. В общем, не из анекдота человек – было у мужика два сына, один – умный, а второй – спортсмен.

** Это заметно хотя бы по количеству постов с котиками-песиками в социальных сетях.

*** Кунс так высказался об этой серии: «Что нужно, чтобы избавиться от чувства вины и стыда? В каждом мужчине и женщине существуют Адам и Ева. И эти роли я сыграл вместе со своей женой Илоной».

**** Обвинять Кунса в эксплуатации и издевательстве над несчастной, отверженной обществом женщиной не стоит. Кунс утверждает, что это была настоящая любовь. Потом, он же не обманывал Чиччолину относительно проекта. А брак их вскоре распался, последовали почти 20 лет судов, в результате чего сын, появившийся от этой многократно зафиксированной искусством любви, навсегда лишен отца.

Любитель китча, американский художник Джефф Кунс - один из самых популярных, дорогих и скандальных артистов современности. Его «Собака из воздушных шаров» ушла с молотка за $58,4 миллиона, он работал над обложкой альбома Леди Гаги, в прошлом году ему доверили создать памятник жертвам парижских терактов, а на прошлой неделе признали виновным в плагиате. Наталья Горожанцева рассказывает о том, благодаря чему Кунс пользуется такой разной, но неизменной популярностью.

Джефф Кунс

Американский художник. Родился в 1955 году в Йорке, Пенсильвания. Окончил школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. Возглавляет компанию Jeff Koons LCC, которая производит предметы искусства. Один из самых дорогих художников современности.

Джефф Кунс — один из самых известных, влиятельных и необычных художников современности. У него спорная репутация, у публики к нему сплошные вопросы. Трудно найти равнодушных к его творчеству: его либо любишь, либо ненавидишь, либо все вместе и сразу. Тем более что не заметить Кунса просто невозможно — его имя постоянно на слуху: легендарная «надувная» собака Кунса стала одним из самых дорогих произведений искусства, его работа украсила альбом Леди Гаги, а в прошлом году ему поручили создать памятник жертвам парижских терактов.

Среди художников Джефф Кунс — поп-звезда, среди поп-звезд — художник. Его можно назвать наследником Энди Уорхола не только из-за виртуозной популярности, но и за внимание к миру вне искусства, что с художниками случается не так часто. Да, Кунс подошел к границе между художественной и популярной культурой ближе прочих, но весь мир с удовольствием наблюдает за его «хождением по острию лезвия», публику завораживает циркач, балансирующий на тонком канате под куполом шатра. Более того, благодаря Джеффу Кунсу мы понимаем, что эта граница между искусством и массовой культурой действительно существует — и уже самим этим знанием оправдано знакомство с его творчеством.

Среди художников Джефф Кунс - поп-звезда, среди поп-звезд - художник.

Как это работает?

Джефф Кунс — это художник с хорошо узнаваемым стилем. Его имя прочно ассоциируется с огромными разноцветными собаками, зайцами и тюльпанами в форме воздушных шаров, надувными цветами, скульптурами поп-звезд и скандальной серией «Сделано на небесах». Знакомства с этими каноничными работами вполне достаточно для того, чтобы составить свое впечатление и усвоить, что Кунс — это не просто скульптор и художник, это уникальный в своем роде алгоритм искусства.

В прошлом предприниматель, Кунс начинал свою художественную карьеру в то время, когда в искусстве царил минимализм. В своем творчестве он пошел «от противного», в противовес аскезы 1970-х годов придумав новое искусство. В основу его новаторского подхода лег китч — страшный сон не только минималистов, но и всех, кому не чужда эстетика. Бескомпромиссный китч Кунса — это любование уродливым, это воспевание всех тех отталкивающих моментов, которых изо всех сил стараются избегать прочие художники.

В основу его новаторского подхода лег китч - страшный сон не только минималистов, но и всех, кому не чужда эстетика.

Искусство и деньги

Речь идет не только о содержании и форме арт-объектов, но и о способе их появления на свет. Произведения Джеффа Кунса создаются по четкой схеме: идея разрабатывается художником, а воплощается его наемными рабочими на фабрике. Штат корпорации под названием Jeff Koons LLC насчитывает более ста человек. Художник создает макет будущей скульптуры с помощью компьютерной программы, затем отдает ее на реализацию своим старательным эльфам, которые, в свою очередь, эту скульптуру конструируют. Начиная от способа производства работы, заканчивая ценой, за которую она уйдет с молотка, — все, что касается Джеффа Кунса, утрировано, громко, ярко и эмоционально.

Кунса обвиняют в создании искусства ради денег, что в искаженной, китчевой вселенной художника едва ли можно счесть за обвинение, скорее — за еще один повод для иронии. Его знаменитая выставка в Версале, на которой в одном из залов был подвешен гигантский надувной лобстер, — самый яркий тому пример: вычурная роскошь дворца и абсурдный, комичный, но не уступающий в цене арт-объект к осуждению многих критиков и зрителей все же нашли друг друга.

Вы серьезно?

Джефф Кунс и сегодня остается художником-оппозиционером. В ситуации повальной гиперрефлексии, самокопания и депрессивных настроений в арт-среде монструозный оптимизм Джеффа Кунса выделяется еще ярче, чем сорок лет назад.

Глядя на его работы, несложно поверить в то, что Кунс играет со зрителем: зеркальная поверхность скульптур не позволяет увидеть работу целиком, сбивает с толку, оглушает своей незатейливой праздничностью. Наивная восторженность и страсть к чрезмерности напоминают зрение ребенка, впечатленного воздушными шарами и пасхальными зайцами. Гладкие поверхности объектов выглядят почти стерильными, лишенными любого отличительного признака. Кунс, подобно минималистам, от которых он пытался убежать, создает чистую форму чистым цветом, утверждая ее значимость многократным повторением.

Гладкие поверхности объектов выглядят почти стерильными, лишенными любого отличительного признака.

Для детей и взрослых

Элемент заигрывания в некоторых работах перевешивает в сторону детскости, в других — в сторону эротизма. Сам Кунс подчеркивает значение сексуального потенциала в своем творчестве: «В моем искусстве секс всегда использовался как прямой способ коммуникации со зрителем. Поверхность моих произведений из нержавеющей стали — секс в чистом виде. В них есть и мужское, и женское начало: тяжесть материала сочетается с женственностью зеркальной поверхности».

Тема секса в работах Кунса была окончательно раскрыта в серии под названием «Сделано на небесах» в самом прямом смысле: художник увековечил половой акт со своей женой в фотографиях и скульптуре. Для осуществления этого проекта он заблаговременно вступил в брак с итальянской порнозвездой Илоной Шталлер, больше известной под именем Чиччолина. Это был самый скандальный и спорный с моральной точки зрения акт его провокационной игры на арене современного искусства.

Художник увековечил половой акт со своей женой в фотографиях и скульптуре. Для осуществления этого проекта он заблаговременно вступил в брак с итальянской порнозвездой.

Ретроспектива Джеффа Кунса в Нью-Йорке - одно из главных арт-событий этого лета. К счастью, ее можно изучить прямо на сайте музея. По этому случаю мы решили подробно рассказать о главных работах американского скульптора, которого нужно знать в лицо

Скульптор Джефф Кунс —"самый успешный американский художник после Уорхола" и человек, для которого слово "китч" стало путеводной звездой. Сам же Кунс стал звездой всех арт-ярмарок и закрытых светских мероприятий. Его искусство, наоборот, все чаще приобретает массовый характер: сначала Кунс оформил альбом Леди Гаги и бутылку Dom Perignon, затем расписал водяные баки вместе с Джоном Балдессари и другими крупными художниками, а теперь приложил руку к дизайну нового флагманского магазина H&M и одной из их сумок.

Не зайти в музей американского искусства Уитни для тех, кто будет в Нью-Йорке этим летом, — настоящее преступление. В здании музея на Мэдисон-авеню сейчас выставлено более 120 работ Кунса, которые заняли четыре этажа. По этому случаю мы решили рассказать о главных произведениях Кунса, они стали вехами современного искусства.

1. Сидящий Майкл Джексон

Творчество Кунса характеризуют как нео-поп или пост-поп. Не то чтобы он и другие художники этого направления изобрели велосипед, но их искусство вывело поп-арт на новую ступень развития. В этом ключе связка с Уорхолом, которую журнал New York Magazine сделал, поместив Кунса на обложку , становится еще более убедительной. Как и его великий предшественник, Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей и предметы потребления — на смену уорхоловской Мэрилин Монро пришел кунсовский Майкл Джексон.

2. Игры в баскетбол

Раннее искусство Кунса — это концептуальная скульптура. Ярчайший пример — работа "Три мяча 50/50 Бак" 1985 года, недавно показанная на выставке коллекции Дэмиена Херста в Мультимедиа Арт Музее. Херст бережно хранит аквариум с баскетбольными мячами, а мы можем не сомневаться, что именно эта работа Кунса в числе прочих повлияла на его скульптуры с коровами, овцами и акулами, помещенными в формальдегид.

3. Собаки

Собаки — одна из самых популярных тем в творчестве Кунса. Сегодня больше всего известны его зеркальные скульптуры, особенно после того, как в прошлом году Christie"s удалось продать работу Balloon Dog за $58,4 млн. Но самой первой знаменитой "собакой" Кунса стал 13-метровый "Щенок", весь украшенный цветами. В 1992 году скульптор представил его в Германии, после чего "собака" несколько раз переезжала, пока наконец не обосновалась во дворе музея "Гуггенхайм" в Бильбао.

4. Надувные тюльпаны

Букеты цветных тюльпанов из нержавеющей стали Джефф Кунс складывает с середины 1990-х. Один из них, как и "Щенок", стоит во дворе музея Гуггенхайм в Бильбао — он достигает двух метров в высоту и пяти в ширину. Бутоны тюльпанов словно сделаны из разноцветных воздушных шаров

5. Современная античность

В новом тысячелетии Джефф Кунс стал много рисовать на бумаге, объединяя в коллажах изображения античных скульптур с примитивными "почеркушками". Он обращается к искусству Древнего Рима и в работе над собственными скульптурами: в 2010-2012 годах Кунс изваял "Металлическую Венеру" из своих излюбленных материалов — нержавеющей стали с цветным глянцевым покрытием. Источником вдохновения стала древнеримская мраморная статуя Венера Каллипига.



6. Heart of Metal

Розовое металлическое сердце Heart — еще одна из самых известных работ Джеффа Кунса. В 2007 году она установила мировой рекорд на нью-йоркском аукционе Sotheby"s и была продана за $23,6 млн. Существуют и другие варианты: в золотом, фиолетовом, ультрамариновом и бирюзовом цветах. Гигантские металлические сердечки Джеффа Кунса можно назвать современным аналогом культовой скульптуры LOVE Роберта Индианы. Американский скульптор также воспевает любовь в металле и делает свои скульптуры похожими на конфеты в блестящей обертке.

7. Синий — самый теплый цвет

На первый взгляд в белоснежных скульптурах из серии Gazing Ball почерк Джеффа Кунса не узнать. На второй, признаться, тоже — "снежные" человеческие фигуры, застывшие в различных позах с синими шарами на плечах, ладонях и других частях тела, вообще не похожи на то, что делает скульптор. Серию этих работ Джефф Кунс впервые представил около года назад, когда в Нью-Йорке шли сразу две его выставки. Открыть публике скульптуры Gazing Ball решил один из крупнейших галеристов мира — Дэвид Цвирнер.

Современное искусство. Китч. Эти слова для современного человека не являются пустым звуком. Джефф Кунс считается ярчайшим представителем этого направления. Более того имя этого человека известно и популярно в области искусства. Он богат и знаменит. Он одновременно открыт и непонятен, его искусство кричаще, эпатажно, его произведения назойливо привлекательны. И всё же он признанный современный гений. Итак, Джефф Кунс.

Китч. Кратко о стиле

Чем же занимается этот человек? Что представляет собой его творчество? Начинается всё с китча. Это слово в переводе с немецкого языка означает "халтура", "пошлость", "безвкусица". Первый всплеск популярности этого направления пришелся на 50-е годы минувшего столетия. Массовые изделия из пластика копировали высокое аристократическое искусство. На тот период времени изделия подобного рода пользовались всеобщим восхищением. На первый взгляд, китч не вызывает симпатии, но возникает логический вопрос: почему он получил такое широкое распространение?

Если взглянуть с другой стороны, то можно увидеть присутствующую здесь иронию. Ведь все атрибуты успешной жизни прошли через цепкие лапы китча. На пьедестал современности взгромождены такие известные вещи, как бутылка напитка (кока-кола и пепси-кола), джинсы популярных марок, сигареты, певцы, носящие призрачные титулы королей. Да, безусловно, это удобно, красиво, вкусно, стильно, но не более того. Джефф Кунс - именно тот человек, который понимал и видел эти две стороны. И на основании этого направления воздвиг собственную империю.

Ранние работы Кунса

Гениальный автор Джефф Кунс, работы которого получили широкое признание в современном искусстве, заставил мир говорить о себе еще в 1985 году, когда представил свою работу на выставке коллекции Три баскетбольных мяча, находящихся в заполненном аквариуме, создают впечатления невесомости, полёта. Это творение Джеффа Кунса сильно повлияло на его дальнейшее творчество. Через время мастер представил новые работы в похожем исполнении. Овцы, коровы, акулы, погруженные в формальдегид, представлены в серии экспонатов. Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей. Так, на смену Мэрилин Монро пришел Майкл Джексон. Композиция «Майкл Джексон и пузыри» была продемонстрирована в 1998 году.

Несколько слов о личной жизни и серия скульптур «Сделано на небесах»

Громкую славу приносят художнику серия скульптур «Сделано на небесах». Отношение к экспонатам вызвало волны неоднозначных отзывов в обществе. Серия скульптур изображает самого автора и его бывшую жену во время занятий любовью. Имя его первой жены более известно как Чиччолина, которая была итальянской порно-звездой Илоной Сталлер. В 1991 году пара оформила свои отношения, в 1992 году родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался.

Провокационная и вызывающая серия скульптур вызвала в большей степени осуждение, чем признание, но этот факт не помешал автору занять в истории искусства одну из лидирующих позиций. Его ругали, осуждали, но всегда реагировали на его творчество. С другой стороны, может показаться, что автор использовал имидж своей бывшей жены для серии работ, итогом которых стали многолетние суды между бывшими супругами, а сын оказался лишенным отца. Хотя сам Кунс утверждал, что это была настоящая любовь.

Любое произведение Кунса вызывало интерес. Личная жизнь мастера также носит провокационный характер. Ещё будучи студентом колледжа, он стал отцом дочери Шэннон Роджерс, которую отдали на усыновление. Мать девочки ввиду их юного возраста отказалась выйти за него замуж. Отец с дочерью встретились лишь в 1995 году.

В настоящее время художник счастливо женат. В его семье растёт пятеро детей, причем старшей дочери уже за двадцать лет, а младший сын недавно родился. Кунс находится в прекрасной физической форме, ежедневно ровно в полдень независимо от любых дел он посещает занятия спортом. Ссылаясь на слова знаменитого художника, хотелось бы отметить, что секрет его успеха - это работа с сильными эмоциями, именно они не оставят равнодушным ни одного человека. Со слов автора выделим такие понятия, как власть и секс. Примером может послужить выше описанная работа Джеффа Кунса скульптуры из серии «Сделано на небесах».

Собаки и надувные тюльпаны

Игрушечные собаки стали одной из самых излюбленных тем художника. На вид легкие и прозрачные, покрытые цветным глянцем, на самом деле милые игрушки созданы из любимого материала мастера - из нержавеющей стали. Так, работы Джеффа Кунса оцениваются десятками миллионов долларов. В 2013 году на аукционе его «Оранжевая собака» была продана за 58,4 миллиона долларов, которая стала самой дорогой работой живущего художника.

К любимой тематике скульптора можно отнести 13-метровую скульптуру щенка. Вся скульптура покрыта цветами. "Щенок" установлен в Испании в городе Бильбао возле музея «Гуггенхайма». Там же установлен один из многих надувных тюльпанов из нержавеющей стали, высота которого достигает двух метров, а в ширину - пять. Такое впечатление, что бутоны тюльпанов легки и воздушны.

В 2014 году для популярного шведского бренда H&M, современным гением была создана сумка с изображением скульптуры «Собака желтая». Хотелось бы отметить еще один не маловажный факт, что над созданием произведений работает на сегодняшний день под руководством эпатажного художника и скульптора более 130 человек. Джефф Кунс является президентом корпорации Jeff Koons LLC. Центральный офис корпорации расположен в Нью-Йорке.

Розовое металлическое сердце

Искусство Джеффа Кунса нашло отражение еще в одной серии работ. Розовое металлическое сердце по внешнему виду схоже с конфетой в яркой обёртке. В 2007 году сердце было продано на аукционе за баснословные деньги. Цена составила 23,6 миллиона долларов. На тот момент эта работа установила мировой рекорд по проданной цене. В бирюзовом, ультрамариновом, золотом, фиолетовом цвете существуют другие варианты сердец. Все они напоминают легкие воздушные шары, но это лишь иллюзия, шарики и конфетки созданы из стали. Автор использовал в этих работах свой излюбленный материал.

Современная античность

Выставка Джеффа Кунса, которая прошла в Нью-Йорке в 2013 году, на первый взгляд кажется не похожей на стиль Кунса. Белоснежные человеческие фигуры с синими шарами на плечах застыли в разных позах. Но при этом присутствие китча ощутимо и в этих работах. Сюжет и стилистика принадлежит временам древнего Рима и Древней Греции. Но Джефф Кунс скульптуры преподносит в своей манере, близкой к поп-арту.

Особое внимание хотелось бы обратить на скульптуру Палеолитической Венеры. Работа представлена в фирменном стиле Кунса, и если эротика в творениях этого современного гения является неотъемлемым атрибутом, то его интерес к историческим образам можно предугадать, другими словами это всё тот же китч.

В последние годы он все больше стал рисовать на бумаге. Джефф Кунс в картинах объединяет коллажи изображений скульптур античной эпохи, соединяя их с банальными и неожиданными штрихами черновика.

Нарушение прав автора

Джефф Кунс в мае 2017 года в Нью-Йорке на выставке представляет свою скульптуру «Сидящая балерина». Было замечено поразительное сходство этой работы с произведением Оксаны Жникруп украинского скульптора - миниатюрной фарфоровой статуэткой, которая была названа скульптором «Балерина Леночка». Однако позже ситуация была выяснена. На копирование этой статуэтки Джеффу Кунсу дала разрешение наследница украинского скульптора Оксаны Жникруп, её дочка Лозова Леонтина.

Художника уже не раз обвиняли в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал Кунса выплатить 48 тысяч евро жене покойного фотографа Франсуа Боре, у которого в 1988 году Кунс украл идею для создания своей скульптуры под названием «Обнаженные». Такого рода фотография была опубликована Боре в 1970 году. Но тем не менее Джефф Кунс художник, который всегда следовал своим интересам, все идеи мастера в жизнь воплощает его команда, он же в основном является создателем идеи и работает на компьютере. Невольно задаешься вопросом, почему же это современное искусство так высоко ценится и стоит наравне, например, с Ренессансом.

Художник и маркетолог

Не раз Кунса обвиняли в том, что он поставил своё искусство на волну бизнеса. Способность к торговле он унаследовал от своих предков. Но история самого Джеффа - это классическая американская мечта вкупе с гением маркетинга и несгибаемой воли Кунса. Немало важен и тот факт, что у Кунса есть свой кумир - это Пикассо. Кунс пропагандирует здоровый образ жизни, чтобы так же, как и его кумир, творить до глубокой старости.

Своим примером Кунс показал, как современное искусство можно поставить на конвейер и превратить его в многомиллионное состояние. У американцев есть такая пословица: он был очень хороший бизнесмен - он разорялся всего три раза. Кунс был не просто хороший бизнесмен, а даже очень хороший, так как его компания на грани банкротства оказалась лишь единожды в 90-е годы. Но выдающийся гений сумел поправить свои дела, и его бизнес вновь пошел в гору.

На гребне волны успеха

В настоящее время Кунс востребован и по-прежнему знаменит. Сотрудничество с Леди Гагой, роспись автомобиля BMW. Со слов Кунса можно передать суть его творчества такими словами: я фокусируюсь только на том, что мне на самом деле интересно. На публике он ведет себя просто, позёрство или звездная болезнь ему не характерны, на все вопросы старается отвечать с большой долей юмора, одет всегда в строгий деловой костюм, на вопросы отвечает вдумчиво, точен и сдержан. Время его расписано буквально по минутам.