Правительство хочет сделать его обязательным, а психологи-растлители от фондов ООН приходят в школы, прикрываясь Церковью.

Правительство РФ не ограничилось идеей ввести «уроки» сексуального воспитания в младших классах через педагогов-психологов. На днях на сайте правовых документов появился правительственный законопроект об административной ответственности СМИ, блогеров, а также иных лиц, которые призывают не посещать уроки растления (секспровета) под видом профилактики СПИДа. Сотрудники РИА Катюша совместно с экспертами Общественного уполномоченного по защите семьи изучили некоторые психолого-педагогические программы, тренинги, семинары и т.п. для школьников. Очевидно, что в консервативной стране с запросом большинства населения на традиционные ценности растлители молодежи должны действовать очень тонко, вплоть до прикрытия обучением детей «общечеловеческим» и «духовным» ценностям. В Минздраве и Минпросвете хорошо освоили западную социальную технологию продвижения извращений под ширмой ВИЧ-профилактики и дней толерантности, но теперь новая беда приходит, откуда совсем не ждали – со стороны околоцерковных психологов и вроде как православных благотворительных программ, по сути являющих собой «целомудренный секспросвет».

Несмотря на недавние заявления Президента Путина о крахе либерализма и необходимости опираться на традиционные ценности «чикагские мальчики» из правительства РФ продолжают попытки превратить Россию в аналог Евросодома, где (в частности, в Германии) запрет посещения ребенком уроков растления (секспросвета) грозит родителям штрафом и даже изъятием детей.

На днях на портале правительственных нормативных актов появился законопроект О внесении изменений в федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы к отказу ‎от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики ‎и (или) лечения ВИЧ-инфекции» , который делает уроки сексуального «просвещения» вроде «Семьеведения» и другие мероприятия по растлению детей обязательными, предусматривая административное наказание родителей за попытки оградить от растления своих детей.

В таких условиях целесообразно повнимательнее посмотреть на то, как именно проводники западных ценностей будут пытаться растлевать наших детей. В качестве примера рассмотрим программу первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста (13-17 лет) «ЛадьЯ». В аннотации программы сказано, что она разработана при поддержке Русской Православной Церкви коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов. Далее идут, на первый взгляд, красивые и правильные слова:

«Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму.

Программа ориентирована, прежде всего, на воспитание у подростков духовного начала. Однако, поскольку программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, средние специальные учебные заведения), где обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. На сегодняшний день программы реализуются в 10 регионах, обучение прошли более 10 тысяч человек».

Сразу заметим, что в перечне авторов «Ладьи» мы не нашли ни одного педагога или священника – коллектив состоит почти из одних психологов и одного нарколога. Программа продвигается благотворительным фондом «Диакония», который работает при содействии Синодального отдела благотворительности и социального служения РПЦ, базируется в Санкт-Петербурге, на территории Александро-Невской Лавры. Правление фонда возглавляет протоиерей Максим Плетнев. В число его сотрудников входят и разработчики «Ладьи»: врач-нарколог Елена Рыдалевская – исполнительный директор «Диаконии», психолог Сергей Яцышин – руководитель направления профилактики.

Воде бы ничего особо тревожного не наблюдаем, но лишь до той поры, пока на сцену не выходят настоящие заказчики и бенефициары программы «ЛадьЯ». Для этого сделаем небольшой экскурс в историю. 5 июня 2009 г. в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС на тот момент архиепископа Волоколамского Илариона с представителем Фонда ООН в области народонаселения в Российской Федерации (ЮНФПА), исполняющим обязанности резидента-координатора системы ООН в России Карлом Кулессой.

«В 2008 году ЮНФПА учредил Всемирную межрелигиозную сеть по народонаселению и развитию, в задачу которой входит налаживание сотрудничества между Фондом и религиозными организациями по вопросам демографии, миграции, молодежи, гендерного насилия, материнской смертности, ВИЧ/СПИДа, помощи в чрезвычайных ситуациях. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества и взаимодействия, в частности, в реализации совместных образовательных программ, направленных на поддержание здорового образа жизни молодежи и формирование здоровой семьи, а также профилактику ВИЧ», – сообщает официальный сайт Московской Патриархии.

Вскоре после этой «судьбоносной встречи», 26 ноября 2009 г., в Москве начал работу круглый стол «Развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и агентствами ООН в России», организованный все тем же ОВЦС при поддержке все того же Фонда ООН в области народонаселения. В мероприятии приняли участие представители агентств ООН и церковных организаций, работающие в социальной, образовательной, благотворительной, культурной областях.

«В последние годы РПЦ уже имела положительный опыт взаимодействия с агентствами ООН в деле профилактики ВИЧ/СПИДа и помощи беженцам. Со своей стороны, представитель Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) в России Карл Кулесс выразил большую заинтересованность социальными и благотворительными проектами, которые осуществляют Русская Православная Церковь и церковные организации. «Мы стремимся к одной цели, - отметил К. Кулесс, - хотя и не все наши взгляды совпадают». Он рассказал о подписанном накануне соглашении по реализации программы духовно-нравственного воспитания и профилактике среди молодежи рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа и подчеркнул, что это только начало сотрудничества с РПЦ», – рассказывает о мероприятии официальный сайт МП.

И вот с 2009 года «уважаемые партнеры» из ООН совместно с ОВЦС начали реализовывать в нашей стране проект по разработке и широкому внедрению трех образовательных программ: «ЛадьЯ», «Живая вода» и «Дорога к дому», а также по обучению преподавателей/тренеров работе с этими программами в регионах России. Программы реализуются в рамках проекта ООН «Поддержка инициатив религиозных организаций в области профилактики ВИЧ/СПИДа и паллиативного ухода». То есть это фактически ИХ либерал-глобалистский проект, завернутый в обертку «духовно-нравственного воспитания».

Напомним, ОВЦС как отдельная структура в Церкви и ее руководитель – экуменист-филокатолик митрополит Илларион (Алфеев), публично ратующий за «целомудренный секспросвет», не раз становились героями материалов «Катюши» (кстати, Илларион лично оставил положительную рецензию на программу «ЛадьЯ» – прим. ред.). Ну а Фонд по народонаселению ООН (UNFPA) – это главный глобалистский инструмент по решению «проблемы перенаселения», которая «гуманно» решается, прежде всего, через секспросвет. Эта структура глобалистов была образована в 1969 г. и является основным мировым проводником программ Международной федерации планирования семьи, «полового просвещения», пропаганды контрацепции, ВИЧ-профилактики, абортов. Фонд также участвовал в разнообразных программах по организации принудительных абортов и стерилизации в странах третьего мира, к коим «уважаемые партнеры» за глаза всегда относили и Россию.

Позволим себе еще немного отвлечь читателей от программы «ЛадьЯ» и приведем цитату из научного журнала «Проблемы национальной стратегии», издаваемого Российским институтом стратегических исследований (РИСИ – крупный научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом РФ, в прошлом – аналитический центр Службы внешней разведки России). Это выдержка из материала «Демографическое мошенничество (о научной «ценности» и идеологической составляющей аналитических докладов Фонда народонаселения ООН)» («Проблемы национальной стратегии», №3 (30), 2015):

«Как и многие предыдущие публикации ООН, указанный доклад сводится к агрессивной мальтузианской риторике, согласно которой в мире слишком много молодых людей…

В то же время нам не приходилось встречать ни одного выступления или публикации ЮНФПА, где они бы с такой же обеспокоенностью или хотя бы в нейтральных интонациях сообщали о вреде гормональной контрацепции, принудительных абортах в Китае, насильственной стерилизации в Индии и Шри-Ланке, массовом бесплодии в России, об антирепродуктивных эффектах продукции ГМО и некоторых прививок и т.п. К сожалению, все действия ЮНФПА направлены исключительно на блокаду репродуктивной функции и разрушение семейных устоев».

Теперь вы понимаете, что когда довольный представитель ЮНФПА после встречи с делегацией РПЦ заявляет: «Мы стремимся к одной цели…» и объявляет о старте долгосрочных программ по «профилактике рискованного поведения» российских детей, это не может не вызывать тревогу. Впрочем, если цель господина Иллариона сотоварищи – радикальная депопуляция населения РФ, тогда больше вопросов к нему не имеем.

А теперь возвращаемся непосредственно к содержанию программы. Может, мы что-то напутали и с «Ладьей» на самом деле все в порядке? Да нет, не похоже – вот выдержки из проведенной (на 323 страницах), осуществленной опытной комиссией из кандидатов психологических, педагогических и филологических наук Уральского государственного горного университета в ответ на запрос УФСБ по Свердловской области (кстати, один из экспертов – священнослужитель – протоиерей Игорь (Бачинин), председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ). На основе выводов экспертов общественниками из «Всероссийского родительского собрания» было подготовлено заявление в генпрокуратуру с просьбой запретить внедрение «Ладьи» на территории России.

«31 мая 2018 года в ответ на запрос начальника УФСБ России по Свердловской области, было подготовлено Комплексное, комиссионное экспертное заключение специалистов. В результате проведенного анализа представленных материалов комиссией специалистов были сформулированы следующее мнение и ответы на поставленные вопросы:

В представленном на исследовании материале, а именно: «Программе первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста («ЛадьЯ» – «В ладу с собой») – Российский Круглый стол, Москва, 2015 – 201 с. имеются лингвистические и психологические средства, оказывающие деструктивное влияние на формирующуюся личность подростков 13-17 лет.

Содержание и направленность образовательной программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» и методик, реализуемых в образовательном и воспитательном процессах в муниципальной системе образования по профилактике «рискованного поведения» и формированию «христианских» ценностей среди несовершеннолетних учащихся, а также используемые при этом учебные и методические пособия и упражнения способны причинить вред физическому и психическому здоровью подростков 13-17 лет, их нравственному, духовному и социальному развитию.

В ходе проведенной оценки было выявлено, что в исследуемом материале применяются психотерапевтические средства и методы воздействия, призванные изменить поведение подростков, и при этом минующие обращение к сознанию объекта воздействия (подростков), с использованием средств «духовной манипуляции».

В Программе имеет место применение упражнений, соответствующих возрастной категории «18+». Этот факт нарушает возрастной ценз применяемых авторами упражнений и нарушает интересы подростков.

Заявленные авторами Программы этические ценности: счастье, жизнь, общение, дружба, любовь, семья, здоровье, болезнь, по своей форме и содержанию не относятся к вероучению Православной Церкви. Рассмотренные в Программе ценности подменены иным, чем христианское вероучение содержанием (т.к. исключают понятия Бога, веры и спасения) и имеют эклектичный характер. Во многом это определено тем, что среди авторов Программы нет ни педагогов, ни представителей духовенства.

В тексте Программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» содержится информация о том, что многие упражнения, предлагаемые для подростков, являются реально или потенциально опасными для их психологического состояния, в результате чего подросткам будет необходима психотерапевтическая помощь.

Проведенное лингвистическое исследование представленных материалов определило, что в тексте Программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» содержатся лингвистические признаки пропаганды неполноценности людей по признаку их религиозной принадлежности, возбуждения розни (вражды, ненависти) по отношению к группе лиц или ее представителю по признаку их национальной, социальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности.

В частности, программа содержит упражнение, намеренно погружающее детей в ситуацию возбуждения розни (ведущий сообщает о неполноценности одной группы лиц по признаку цвета глаз и убеждает в этом слушателей). Проигрывание данной ситуации может способствовать закреплению у подростков данной дискриминационной модели поведения, поскольку авторы Программы определяют игру «как метод в работе с ценностным содержанием». К профилактике ВИЧ/СПИД обозначенное упражнение не имеет никакого отношения, также как и к профилактике «рискованного поведения» у подростков. Эффектом рассмотренного нами упражнения может являться провоцирование внутригруппового конфликта (среди участников тренинга), выведение скрытого (латентного конфликта) в область открытого противостояния с элементами возбуждения вражды и ненависти, а также проявления физической и вербальной агрессии участников тренинга (кстати, данное упражнение было разработано американской учительницей Джейн Эллиотт (род. 27 мая 1933 г. в Райсвилле, шт. Айова), известной прежде всего как активистка в области феминизма, антирасизма и «защиты прав» ЛГБТ – прим. «Катюши»).

Манипуляция авторов заключается в «размывании границ» групп «свой-чужой» и как следствие – формировании «избыточного» доверия к представителям группы «чужой», что нарушает во многом физическую безопасность подростков. Не исключена возможность, что данная установка может сделать подростков «легкой добычей» для представителей аут-групп (ВИЧ-инфицированных и наркоманов). Кроме того, такой подход позволяет «ввести» в сознание подростков толерантное отношение к идентификации по любому признаку (например: ценностные ориентации, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.д.).

Это только часть выводов, к которым пришли специалисты в своём заключении, изложенном более чем на 200 страницах, но уже и из приведённых выдержек понятно, что внедрение указанной Программы является очень опасным для здоровья и развития детей, что является недопустимым, противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и должно быть пресечено.

Данная программа «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой», которая является переводной версией зарубежной профилактической программой для маргинальных слоев молодежной среды, ведущей асоциальный образ жизни, была признана не законной и вредной научным сообществом специалистов как в 2005 году, так и в 2018 году.

Противоправность программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» характеризуется еще и тем, что «… она должна быть утверждена структурами, уполномоченными проводить экспертизу образовательных программ на уровне муниципального образования, региона и Российской Федерации. Все подобного типа профилактические программы должны базироваться на основе научных достижениях в области психологии, образования и культуры. Они должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются...».

Незаконность ее внедрения, как и деятельность СПИД-центров в области профилактики, подтверждается еще и тем, что согласно Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации (Приложение № 1 к Приказу Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705), «для осуществления эффективной реализации данных (профилактических) программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Все специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде. С приведенными выше необходимыми требованиями к профпригодности, данные специалисты отсутствуют повсеместно».

К сожалению, официальная комплексная экспертиза аккредитованных экспертов УГГУ по запросу ФСБ не заинтересовала ни Роскомнадзор, ни прокуратуру Свердловской области. Зато Минпросвет в ответ на заявление ВРС традиционно выдал совершенно неуместную объемную справку по действующему законодательству и поблагодарил за активную гражданскую позицию.

А тем временем в стане распространителей «целомудренного секспросвета» и толерантности среди детей и подростков большая радость – в конце мая 2019 г. фонд «Диакония» получил на распространение программы «Ладья» 4,5 млн. из Фонда президентских грантов. Так что его психологи как минимум до середины 2020 г. будут трудиться на ниве сокращения российской популяции в рамках проекта Фонда народонаселения ООН и продолжат внедрять программу «ЛадьЯ» по всей стране, в том числе организуя семинары-тренинги в православных монастырях.

Между тем, Министерство просвещения ответило одной из наших читательниц относительно вероятного обязательного внедрения секспросвета в школьные программы под видом нового предмета «психология», о чем недавно сообщал главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе. Из ответа следует, что перечисленные «дисциплины» не входят и не планируют вводиться в перечень обязательных для изучения, учебники по ним также не включены в федеральный перечень учебников, разрешенных к использованию при реализации гособразовательных программ.

Так что пока нас успокаивают: мол, обязаловки не будет. Однако в свете указанного в первом абзаце этого материала правительственного законопроекта это не очевидно. Существует опасность, что скопированный с западной системы образования модульный подход при желании позволит включить ту же «психологию» с секспросветом в качестве модуля в то же ОБЖ или обществознание. Сегодня внедрение деструктивной, растлевающей молодежь информации в школах происходит в рамках дополнительных дисциплин – к примеру, при реализации программы по здоровому и безопасному образу жизни, которая прописана во ФГОСах. До учебников, к счастью, дело пока не дошло, но отдельные пособия по секспросвету организации, одобренные Минпросветом, могут выпускать уже сегодня – хотя бы в рамках указанной выше госпрограммы.

При любом раскладе родительскую общественность будут стараться держать на голодном информационном пайке – нам, как и раньше, придется самим все отслеживать и держать ухо востро. Что касается «целомудренного секспросвета» от ООН и митрополита Иллариона, «Катюша» и ОУЗС призывают как можно скорее свернуть программу «ЛадьЯ» и перенаправить президентский грант на более важные благотворительные дела. В противном случае авторитет Церкви в целом среди рефлексирующих православных граждан будет только падать. А правительственный законопроект об обязательном секспросвете нужно срочно заворачивать. Пока он находится в стадии общественных обсуждений, долг каждого нормального человека-написать негативные отзыв на сайт правительственных нормативных актов.

Модели альтернативного обучения и воспитания (alternative education models) это модели, демонстрирующие как возможности, так и недостатки социально-педагогической адаптации неэгалитарного, интерпретативного, объясняющего, герменевтического, личностно ориентированного подхода к образованию. Перечислим некоторые из них .

Модели альтернативного обучения и воспитания в школах, созданных в соответствии с методом проектов. Данная модель «программированного обучения» и воспитания родом из США (У. Килпатрик), в ее рамках ученикам представлено право свободного выбора занятий, корректировки содержания индивидуальных учебных программ. Учитель оказывает помощь воспитаннику как воспитатель и тьютор-наставник. Наиболее популярна модель воспитания по системе Джона Ховарда (США), так называемая PACE-model, модель программированного автономного продвижения воспитанника по так называемым индивидуальным траекториям развития (с пошаговым продвижением и самоконтролем - от англ. расе - шаг) в интегративных курсах. адаптация альтернативный воспитание дидактический

Модель альтернативного воспитания, соответствующая дидактической модели сюжетно-ролевой игры (Role play educational models). Как особая социокультурная ценность, которую, необходимо воспитать в новом поколении зарубежными педагогами сегодня особенно подчеркивается и ценится team spirit, «командный дух». Отмечается, что сюжетно-ролевые игры способствуют воспитанию этого team spirit, позволяя воспитанникам развивать свои коммуникативные способности. Ярким примером подобной воспитательной практики может служить Международный Корчаковский лагерь, отчасти берущий на себя функции компенсирующего семейного воспитания. Разновидностью воспитательной практики сюжетно-ролевой игры является модель симуляционных (имитационных) игр (например, creative conflict solving - теории и практики творческого разрешения конфликта). Групповая работа (Team work) - эта социокультурная практика дает чаще всего оптимальные результаты по формированию структурированной открытой детской или детско-взрослой общности, что немаловажно для более полноценной и мягкой культурной адаптации детей из различных этнических групп.

К наиболее известным в мире "новым школам" XX века относятся "свободные школьные общины" - это школы-интернаты, организованные в интересах свободного развития, педагогического взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых. Наиболее известна и популярна сегодня среди них модель воспитания Януша Корчака. Истоки этой общей модели воспитания восходят к началу 20 века, со времени фиксации кризиса форм и методов традиционного обучения и воспитания. В русле педагогической инноватики появляются "новые школы", уделявшие повышенное внимание моральному воспитанию, ручному труду, школьному самоуправлению, как бы продолжая идеи, заложенные Робертом Оуэном еще в начале XIX века. Учитель преподавал все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитываются только индивидуальные достижения каждого ученика. К этому же типу альтернативных моделей свободного воспитания относилась антропософская модель воспитания так называемых Вальдорфских школ, всесторонне разработанная Рудольфом Штайнером (Steiner) и его последователями. Воспитательные практики «Новых школ» в Дании под руководством Н.Ф-С. Грундвига и Х-М. Кольда (Friskole), в Англии под руководством С. Редди, в Германии (Г. Литц) и в Бельгии (О. Декроли), в США (Д. Дьюи) переосмысляли самую суть позиции воспитанников в школьной среде, задавали новые смыслы педагогическому взаимодействию и самоуправлению. Сегодня весьма перспективной ветвью «Новых школ» стала модель альтернативного обучения и воспитания Педагогические Мастерские (Workshops - в британской традиции, les Ateliers - ателье - во французской практике «Новой школы» «les ecoles nouvelles»). Под влиянием Ж-П. Пиаже по инициативе группы деятелей национальной системы образования (П. Колен, О.и А. Бассис и др.) с 1960-х годов по настоящее время во Франции активно действует общественное движение «Новые школы» (Les ecoles nouvelles), ставшее международным форумом апробирования новых культурных форм и практик обучения (formation) и воспитания (education) . Примером может служить воспитательная модель педагогических мастерских - workshops, les ateliers. При этом формой реализации этой воспитательной практики является совсем не урок, и не воспитательное мероприятие в привычном смысле, а так называемый 1е demarche, напоминающий воспитательную практику коллективных творческих дел (КТД), реализуемых в форме личностно-значимого «события», «реконструкции» реальности для всех участников педагогического взаимодействия.

Модель альтернативного обучения и воспитания Teach-in: «тич-ин», (буквально: «учись внутри»). Это модель интерпретативного, демократического, не «назидающего» воспитания (interpretative education), воспитывающего обучения, примерно с 1968-69 гг., популярная как в средних школах, так и в практике высших учебных заведений США, Великобритании, Канады, Австралии и др. представляет собой диспут-семинар, своего рода дискуссионную площадку. Это даже некий аналог «воспитательный сбора» КТД 825-й школы Москвы для свободного обсуждения злободневных тем .

Модель обучения и воспитания в рамках дидактического проекта ситуационного анализа (Case studies). Эта модель обучения с весьма сильной воспитательной составляющей основана на идее усовершенствования системы воспитывающего обучения путем применения методики анализа необычных и нестандартных, либо же напротив - типичных и типических ситуаций. Как особая технология обучения и воспитания не только квалифицированного персонала предприятий и организаций, но и студентов и школьников, case studies подразумевает практикоориентированные приемы социализации и воспитания. Например, team work - командной работы, то есть коллективной работы и деятельности, выходящей за рамки непосредственной учебной ситуации, широко опирающиеся на житейский опыт и наблюдательность обучаемых и воспитанников. Начиная с 1924 года, когда case studies был успешно апробирован как учебное средство в Harvard Business School, это стало моделью деловой игры на примерах реальных жизненных ситуаций. Цель данной социокультурной практики - школьники, студенты и специалисты учатся видеть процессы, различные по типологии, однако вполне сводимые по общим основаниям, которые и требуется отыскать . Удобства этого подхода как социокультурной практики в полной мере оценили лингвисты и преподаватели иностранных языков . Кажущаяся «беспредметность» иностранного языка как учебной дисциплины оборачивается максимальной образовательной эффективностью именно в логике case studies целостных тем, выводящих на поток целостного, всестороннего языкового мышления на процесс воспитания "языковой личности".

Модель свободного воспитания в системе Марии Монтессори. Антро- полого-педагогическая основа педагогики итальянского педагога, философа, врача Марии Монтессори. Свободное воспитание является основополагающей идеей данной системы, предусматривающей ее основные принципы: концентрация внимания, сензитивность, развитие тонкой и мелкой моторики воспитанников в начальной школе, формирующие их готовность к дальнейшему развитию.

Модель свободного воспитания в школах, работавших по "дельтаплану" (Великобритания, США) также была ориентирована на идеи свободного развития ребенка. Воспитанники обладают правом выбора занятий по гибкому и вариативному расписанию, учатся работать и жить в микрогруппах (этот вариант воспитания в рамках модели метода проектов называется cooperative learning, кооперативное обучение). Свобода ученика предполагает возможность обучаться в индивидуальном ритме, причем тем предметам, которые он выбрал. Взаимодействие в учебной группе осуществляется на основе интенсивного общения учащихся всех возрастов. В начале каждого месяца обучающийся получает учебное задание и выполняет его по своему усмотрению, имеет право на выбор лабораторий, кабинетов по гибкому вариативному расписанию и самостоятельной в них работы . К минусам дельтаплана можно отнести чрезмерную либерализацию форм педагогического контроля за достижениями обучающихся, односторонность, пробелы и неполноту усваиваемых знаний и формирования социального интеллекта в объеме усложняющихся современных социокультурных требований.

Модель альтернативного обучения и воспитания "Открытые школы" (Open Schools). «Открытые школы» появились в Великобритании в начале 1970-х годов. Эта модель воспитания фактически упраздняла классноурочную форму обучения и вообще отказывалась от программ. В такой школе традиционное расписание вообще отсутствует, занятия выходят из формы урока, превращаясь в некую форму «интегрированного дня» с использования целого ряда моделей (то есть воспитательных практик) «дешколизации школьного сообщества» (так реализуются идеи «учебного полигона»). Например, идеи «открытого обучения» апробированы в виде экспериментов: «город как школа» и «школа без стен» (Великобритания, США) . Модель «Снежные классы» (Франция) - это знакомство детей с природой, бытом и жизнью в горах во время каникул, под руководством учителя. Модель «Морские классы» решает в речных и морских путешествиях те же воспитывающие задачи: в отечественной практике дополнительного образования их аналог - это популярные КЮМы, клубы юных моряков.

Модель альтернативного обучения и воспитания - Экспедиция (учебная, в воспитательных целях) или: Полигон. Это популярная воспитательная практика, модель культурного или экологического туризма, популярного в колледжах США (а теперь и ряда европейских стран, например, Италии или Франции). Эта модель подразумевает участие в специализированных научных экспедициях под руководством научного персонала университетов. Предметом ее деятельности служат обычно экология, археология, палеонтология, ландшафтоведение, этнография, фольклор. В образовательном сообществе США большое воспитательное значение придается ознакомлению с реликвиями национального наследия (National Heritage), памятными местами американской истории .

Таким образом, подводя некоторые итоги обзора альтернативных моделей обучения и воспитания можно отметить следующие социально- педагогические условия их дальнейшей адаптации к теории и практике зарубежного и отечественного образования:

Это модернизация классно-урочной системы с педагогизацией новейших технических средств, форм и возможностей сетевого и дистантного обучения.

Это полноценная социально-педагогическая интеграция систем школьного воспитания и внешкольного (дополнительного) образования.

И, наконец, это перевод масштабных социокультурных целей на язык перспективных педагогических задач (например, требуется объяснить, чем конкретно альтернативные модели обучения и воспитания обучающихся разного возраста смогут содействовать социокультурным процессам интеграции образовательного пространства, делать его непрерывным, совместимым по образовательным эффектам и результатам, вариативно-многоуровневым и адаптивным).

Еще древнегреческий философ Аристипп заметил, что детей необходимо учить тому, что им может пригодиться во взрослой жизни. Ну что ж, спорить с выдающимся учеником Сократа мы не станем. Безусловно, все родители, отдавая своих чад в школу, мечтают о том, чтобы знания, полученные в образовательном учреждении, помогли стать их детям успешными и счастливыми. Сегодня, как никогда ранее, традиционное обучение подвергается особо жесткой критике. Многие родители не желают отдавать своих детей в государственные школы и упорно ищут альтернативные варианты обучения. Благо их сегодня довольно много. Конечно, обо всех возможных вариантах в одной статье не расскажешь. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее интересных, с нашей точки зрения.

Для начала давайте определимся с самим термином – альтернативное образование. Альтернативная система образования в корне отличается от традиционной. Традиционная система предполагает четкое структурирование учебного процесса. Ее основная задача – дать детям определенный объем знаний по предметам, включенным в Учебный план. Организация обучения – классно-урочная.

Основные недостатки традиционной системы образования:

  • Ориентированность на память ребенка, а не на его мышление.
  • Репродуктивный стиль получения знаний.
  • Недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и их активности.
  • Единый темп обучения, который не учитывает индивидуально-психологические особенности детей.

Мы перечислили лишь некоторые недостатки традиционного образования, которое в последние годы игнорирует довольно большое количество родителей. Они предпочитают, чтобы их дети получали альтернативное образование, достоинства которого, по их мнению, очевидны.

Преимущества альтернативной системы образования:

  • Эта система в первую очередь ориентируется на нужды учащихся, а не на выработанную Управлением образования программу.
  • Для альтернативного образования характерен индивидуальный подход к каждому ученику. Ребенок сам может выбирать темп освоения нового материала и наиболее подходящие для него методики.
  • Гибкие учебные планы позволяют учитывать способности всех учеников. Ребенок самостоятельно может координировать свое обучение.
  • Альтернативное образование исключает «зубрежку» и «обязаловку».

Сразу хотим отметить, что Российское законодательство допускает возможность альтернативного обучения с прохождением государственной аттестации.

В этой статье мы подробно остановимся на некоторых видах альтернативного обучения.

Вальдорфская школа: особенности обучения, минусы, плюсы

Особенности обучения в Вальдорфской школе – развитие творческих способностей учащихся, предоставление возможности выбора. Одним из основополагающих правил данной школы является отсутствие домашних заданий. Педагоги школы пытаются продлить детям детство, сделав его интересным, познавательным и максимально насыщенным.

С первого класса дети мастерят игрушки и всевозможные поделки, изучают два иностранных языка, поют, рисуют, танцуют, занимаются ритмикой и играют на музыкальных инструментах. Здесь нет двоечников-изгоев, но нет и лидеров-отличников. Каждый ребенок – личность! А все вместе один сплоченный коллектив. В школе дети не слышат слова «нет». Им позволено все! Невероятно, но в этой школе вы не увидите гаджетов и компьютеров. Несмотря на это, дети идут в школу с огромной радостью. В этом учебном заведении в штате нет директора. Все вопросы решаются коллегиально: учителями, родителями и учениками.

Недостатки школы:

  • Можно ли к недостаткам отнести отсутствие отметок? С одной стороны – дети не гонятся за пятерками. С другой, их знания оцениваются в специальной тетрадке, которая больше напоминает характеристику, чем привычный дневник. Если родители решат перевести ребенка в другое образовательное учреждение, у них могут возникнуть серьезные проблемы.
  • В Вальдорфской школе процесс обучения может занять 12 лет. И в девятом классе уйти в техникум не удастся.
  • Некоторые родители считают, что эта школа готовит исключительно гуманитариев, точным наукам уделяется недостаточно внимания.
  • Дети учатся читать со второго класса. Только к четвертому классу начинается преподавание «серьезных» предметов.
  • Некоторые родителя атмосферу, царящую в этом учебном заведение, сравнивают с церковной. Хорошо это или плохо решать вам.

Достоинства обучения в Вальдорфской школе:

  • В школе учитель является непререкаемым авторитетом. Первый педагог преподает все дисциплины до восьмого класса. Только в девятом классе появляются другие учителя. Дети привыкают к своему учителю, он становится для них родным человеком.
  • Отсутствие оценок мотивирует учеников, они не боятся получить двойку и отвечают более раскованно, выдвигая свои гипотезы и высказывая свое мнение.
  • В школе царит удивительная атмосфера. Все праздники дети, родители и ученики отмечают вместе.
  • Выпускники Вальдорфской школы легко поступают в ВУЗы, но, как правило, они выбирают творческие или гуманитарные профессии.

Парк открытых студий – методика обучения, отзывы выпускников

Образовательную концепцию, которая легла в основу принципа обучения детей в Парке студий, разработал в 1993 году профессор М. Балабан.

Особенности обучения в Парке открытых студий:

  • Основное отличие данной системы обучения заключается в ее мобильности.
  • В Парке студий нет ни звонков, ни отметок, ни расписания.
  • Парк — это открытое образовательное пространство. То есть ученик может в любой момент встать и уйти.
  • Преподаватели студий парка должны заинтересовать ученика в посещении именно их уроков, сделать так, чтобы у него не возникло желания покинуть урок.
  • Каждый день в Парке работает пять-шесть студий, учащиеся имеют право прийти в любую из них и заниматься до шести академических часов подряд. А могут через пятнадцать минут покинуть студию и перейти в другую.
  • В Парке студий могут заниматься только дети с 5 и по 9 класс.

В двадцать первом веке уже невозможно научить детей тем знаниям, которые им могут пригодиться через десять лет. Ведь сегодня даже нельзя предсказать, что будет через неделю. Именно поэтому современное обучение должно быть максимально мобильным. Учителя должны выдавать детям, ту имеющую информацию, которую они смогли бы использовать в будущем. Выбирать нужную информацию должны сами учащиеся. Парк открытых студий позволяет ученикам присутствовать на тех уроках, на которых им интересно. Учителя в Парке открытых студий постоянно учатся, они следят за возможностями своих учеников и помогают им осваивать уже имеющуюся информацию. Многие педагоги считают, что именно за таким образованием будущее.

Учащиеся, прошедшие обучение в Парке открытых студий, отмечают, что благодаря такой системе, они стали самостоятельными, им было интересно учиться, они утратили необходимость в контроле. Кроме того, ученики научились планировать свое время и заниматься самообразованием. Знания, которые они получили в Парке открытых студий, более глубокие и объемлющие, чем у их сверстников, прошедших обучение в обычных школах. Школа-парк – это не попытка «выдать» знания учащимся, это помощь в развитии знаний каждого.

Я закончила школу десять лет назад. Все это время моя жизнь постоянно менялась, меняется и развивается она и теперь. Большинство из того, что сегодня помогает мне гармонично развиваться, было заложено еще в далекие школьные годы, когда я училась в Парке открытых студий (ПОС). У нас был разновозрастный и «разношерстный» коллектив. У каждого – свои желания, способности, отношение к жизни. Мы все были на разном уровне развития: и школьного, и человеческого. Обучение в такой группе не могло не повлиять на нашу дальнейшую судьбу: мы учились многому, что впоследствии стало неотъемлемой частью нашей жизни. (Алена Драгушина, выпуск 2005 года – второй выпуск Парка открытых студий)

В Парк открытых студий (ПОС) я пришла в 5 класс, перешла из другой школы, и мне стало понятно сразу, что это не обычный класс. Нам разрешили выбирать предметы, учителей и тьютора (хотя мы не совсем понимали, зачем они нам нужны). Я воспринимала все происходящее как игру, к которой было сложно приноровиться после обучения в другой школе.

Со временем картинка прояснилась. Мне было интересно – у нас в ПОСах было много интересных детей. Мы могли найти себя, свои увлечения, таланты в той или иной сфере, при этом нас не ограничивали рамками изучения предметов в классическом понимании. Учителя старались преподнести каждый предмет интересно для каждого ученика, придумывали всякие погружения в темы, семинары и т. д. Мы, ученики, участвовали в этом процессе в меру своих возможностей. Не было тупого натаскивания по программе, скорее программа подстраивалась под каждого из нас. Все дети разные, кому-то больше дается математика и точные науки, кому-то – литература, словесность… Мы могли уделять больше времени именно тем предметам, в которых чувствовали себя сильными, успешными. (Александра Никифорова, выпуск 2003 года – первый выпуск Парка открытых студий)

Школа-экстернат: для кого подходит и что дает?

Школа-экстернат – это форма аттестации, а не обучения. Особенности такого получения знаний заключаются в освобождении учащихся от занятий в школе.

Выбирая данную форму образования, ученик переходит на самообразование в домашних условиях под контролем педагога. Экстернат позволяет одаренным детям закончить обучение на год, а то и на два раньше. Это индивидуальная форма обучения, при которой ученик сам изучает школьную программу. Но это вовсе не означает, что экстерн вообще не посещает учебное заведение. Пройдя определенную часть школьной программы, он проходит промежуточную и итоговую аттестации. Кроме того, он обязан приходить на консультации к педагогу. Аттестация проводится раз в полгода.

Школа-экстернат может функционировать по-разному:

  • Есть школы, в которых несколько раз в неделю учащийся приходит на индивидуальные репетиторские занятия с педагогом .
  • В других школах организуются г рупповые репетиторские занятия для учащихся десятых-одиннадцатых классов.
  • В-третьих – курс обучения можно проходить по Интернету. Однако на аттестацию ученик все равно должен будет приходить. Есть и интенсивные курсы обучения, которые предполагают прохождение два класса за один год.

По окончанию изучения всего курса школьной программы учащиеся должны будут сдавать экзамены по всем предметам. Во многих европейских школах учащиеся могут получать консультации от преподавателей по телефону или через e-mail. В школу они не приходят совсем. Сразу хотим оговориться, что условия прохождения обучения экстернатом в каждой школе свои.

Кому подходит школа-экстернат?

Такая форма обучения идеально подходит для одаренных детей, для детей, которые уже определились с будущей профессией (спортсмены, певцы, танцоры и т. д.). Школа-экстернат прекрасно подходит детям, имеющим проблемы со здоровьем, детям-инвалидам, а также учащимся, родители которых постоянно меняют место жительство.

Домашнее индивидуальное обучение: плюсы и минусы обучения школьника на дому

В последние годы многие родители выбирают для своих детей альтернативное домашнее обучение. Мы перечислим положительные и отрицательные стороны такого выбора.

  • Возможность организации учебного процесса по биологическим часам ребенка.
  • Никакого насилия и негативного отношения со стороны сверстников.
  • Снижается риск заражения вирусными и инфекционными заболеваниями, Осуществляется постоянный родительский контроль, исключающий возникновения травм и проблем со зрением.
  • Возможность введения в учебное расписание дополнительных предметов. Например, иностранных языков, историю искусств и т. д.
  • Индивидуальная программа позволяет выявить склонности и таланты ребенка.
  • Сохраняется тесный контакт с родителями, исключающий нежелательное вмешательство в воспитательный процесс посторонних лиц.
  • Отсутствие школьной дисциплины.
  • Необходим постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Ребенок не получает необходимых навыков общения с незнакомыми людьми, он не интегрируется в социальную среду.
  • Ребенок осознает, что он не такой как все. А это далеко не всегда хорошо.

Школа Академика Щетинина: достоинства и недостатки частной школы

Имеющаяся информация о школе Щетинина довольно противоречивая. Кто-то в восторге от данной системы образования, кто-то называет эту школу – сектой. Первая экспериментальная школа, которую возглавлял академик, была закрыта, но в 1988 году эксперимент продолжился. Эта школа интернатского типа. Учащиеся проживают на территории школьного комплекса и периодически выезжают домой в гости. Занятия проходят круглый год. В свободное от занятий время дети занимаются трудом: строительством, ремонтом, сельскохозяйственными работами и т. д. В расписание уроков входит изучение правил рукопашного боя и этнических танцев. Атмосфера в школе напоминает армейскую.

Достоинства обучения в школе Академика Щетинина:

  • Возможность приобретения полезных для жизни навыков.
  • В школе практикуется метод погружения. Отметки за знания не ставятся.
  • Возможность постоянного проживания ребенка на свежем воздухе вдали от загазованного города.
  • Жесткая цензура на все виды информации.
  • Можно получить образование в ускоренном режиме.
  • Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти конкурс.

Не знаем, можно ли все вышеперечисленные пункты отнести к достоинствам данной школы. Однако точно можно сказать одно, все выпускники этого учебного заведения с легкостью поступают в самые престижные российские ВУЗы.

Недостатки обучения в школе Щетинина:

  • Нет четко организованного учебного процесса. Нет классов, отдельных кабинетов. Уроки могут проводиться даже на улице.
  • Разновозрастные группы учеников.
  • Недостаток дипломированных преподавателей. В основном дети занимаются самообразованием.
  • Выходить за территорию школьного комплекса запрещается.
  • Очень жесткий режим дня.
  • Есть проблемы с квалифицированной медицинской помощью.

По мнению некоторых родителей, учеба в школе академика Щетинина полностью отдалила от них детей.

Мы лишь вкратце ознакомили вас с существующими возможностями получения альтернативного образования. В какое учебное заведение отдать своего ребенка – решать вам. А , расскажет одноименна статья на нашем сайте.

Ходить в школу только на любимые уроки - это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу .

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева - автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок - «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии - в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

- Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо - никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь - это здоровье детей. Во вторую - качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса - все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга - дети в средней школе теряют интерес к учебе. И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов - заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

- Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет - хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

- Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная - как у всех».

За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.

На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

Время идет вперед, меняются технологии, темпы жизни, условия жизни и очень радует, что в таком важном вопросе, как образование, тоже есть изменения. Писатели, жившие до советской революции, в своих произведениях часто упоминают о таком способе поучения знаний, как домашнее обучение. Для детей заказывали учителя (часто иностранца), который учили чадо танцам, французскому языку, письму, счету, этикету.

Содержание

В советское время заниматься образованием детей в каждой отдельной ячейке общества просто не было времени, да еще на школу и садик была возложена и фундаментальная функция советского общества – внедрение советской идеологии с пеленок. В наше время, когда развитые технологии позволяют больше времени уделять детям, а потребности в жесткой идеологии нет, Правительство активно создает юридическую базу для эффективного развития индивидуальных способностей детей.

Для этого разработан Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает, что

Статья 17.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Статья 34 ч.3.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование.

Семейное образование (часто люди называют его домашнее обучение) предполагает, что ребенок занимается дома с родителями, с репетиторами / учителями, в центрах домашнего обучения, а в школу приходит только для прохождения аттестации, т.е. чтобы сдать зачеты, тесты, на основании которых его переведут в следующий класс или не переведут. Ваш ребенок без вопросов допускается к сдаче Государственной итоговой аттестации за 9 и 11 классы.

Читайте также:

Это очень хорошая форма обучения для тех детей, которые значительно отстают от одноклассников, не успевают осваивать программу, или для тех, кто, наоборот, справляется быстрее и ему становится скучно и неинтересно в школе. Также, эту форму выбирают семьи, которые часто переезжают или вынуждены часто пропускать занятия из-за плотного графика на занятиях по интересам (например, в спортивной школе).

Перевести ребенка на семейное образование вы можете в любом классе и в любой день учебного года. Получать семейное образование могут дети в любом классе – и в первом, и в шестом, и в десятом и т.п.

Впервые, в современности о семейном образовании и низком качестве школьного образования заговорили австрийский философ Иван Иллич в своей книге « Освобождение от школ» и американец Джон Гатто в книге «Фабрика марионеток. Исповедь учителя» . В США выросло уже несколько поколений людей, обучаясь по форме семейного образования. В России эта форма получения образования только зарождается, но уже есть положительный опыт, в т.ч. и в Крыму.

Главные аргументы противников семейного образования:

  • Вы сможете сами дать ребенку образование?
  • А аттестат своему ребенку вы будете давать?
  • А как ребенок будет социализироваться?

Давайте поразмышляем над этими вопросами.

1. Очень жесткий, но правильный контраргумент – а школа сможет дать моему ребенку образование ? Все мы учились в школе, но сколько из нас выросло образованных, действительно образованных – с хорошими оценками, с возможностью поступить и успешно закончить ВУЗ, иметь способность постоянно самообучаться, самосовершенствоваться, поднимать свой интеллектуальный уровень? Правильно, единицы.

К сожалению, учитель на уроке физически не может работать на всех, какой бы классный он ни был, он ориентируется на учеников определенного уровня. Обычно, на более слабых. В результате, весь класс вынужден опускать свой уровень до более слабых. Если же учитель ориентируется на более сильных учеников, то те, кто не успевает отстают все сильнее, сильнее. И если в какой-то момент он не догонит остальных, не разберется в том, что ему не понятно, то двойки и неаттестация ему обеспечены.

Кроме того, не редко вызывают нарекания образовательная подготовка самих учителей или совершенно не понятное его отношения к образовательному процессу и ученикам.

При семейном обучении главная цель - научить ребенка самостоятельно получать знания, при помощи учебников, пособий, родителей, друзей, интернета. Ребенок учится ставить цель и достигать ее, учится работать с материалом, внимательно читать, вычленяя главное, учится распоряжаться собственным временем, быть упорным, усердным, жадным до знаний. Вот школа этого точно дать не может ! Ведь там все разжевывают, пережевывают - задача ученика только взять и проглотить.

2. Аттестат выдаст школа . Для этого вашему ребенку достаточно хорошо подготовится и сдать аттестационные испытания. Для этого не обязательно ходить в школу на уроки.

3. Опять же железный контраргумент – а все ли те, кто ходит в школу социализированы ? Почему среди наших ровесников, которые ходили исправно в садик и школу, всегда были белые вороны, асоциальные типы или суицидальные личности?

Социализация ребенка в детском садике или школе – высосанная из пальца социалистическими теоретиками часть идеологии. Ребенок вполне может социализироваться, когда ходит на детскую площадку, на кружки, в секцию, внутри своей семьи при грамотном воспитании.

Несколько интересных ссылок:

канал на ютьюбе одной российской семьи с 4 детками, которые выбрали семейное образование для своих деток и активно делятся своим опытом: https://www.youtube.com/channel/UCeIsG46pdrkSqImpafIFr8A .

Проект Чапковских о Семейном образовании http://www.familyeducation.ru . Здесь есть много историй о том, как именно родители боролись и добивались перехода на семейное образование.

Платная дистанционная школа Битнера, популярная среди москвичей http://www.extern-office.net .

На английском семейное образование называется homeschool или home education, поэтому, если вы владеете английскими, то можете много найти в google полезного. Например, довольно крупный проект https://www.homeschool.com/

Самообразование.

Форма получения образования чем-то схожая с семейным образованием, но здесь образованием ребенка занимается он сам – сам решает нужна ли ему помощь в обучении в виде репетитора или родителя, сам читает книги и ищет информацию по своим предметам. Такое право возникает у ученика, окончившего 9 классов. Ученик имеет право участвовать в ЕГЭ без ограничений.

Аттестация экстерном.

Ученик имеет право сдать промежуточную аттестацию сразу за несколько лет школы и перейти не на один, а на два, три и более классов. При этом сам процесс обучения проходит в специальной школе, по индивидуальной программе в обычной школе или дома. В общем, как ребенок получит свои знания – дело его, а вот аттестацию он будет проходить в школе.

Таким образом, ребенок может пойти сразу во второй класс, минуя первый . Но позаботиться об этом лучше заранее – необходимо пройти программу первого класса, подать соответствующее заявление в школу и пройти тестирование, желательно, задолго до сентября. Поэтому позаботьтесь о разрешении всех этих вопросов с администрацией школы еще весной.

Заочное и очно-заочное образование в школе.

Раньше возможность очно-заочного образования реализовывалась в вечерних школах. Теперь же каждая школа обязана обеспечить ребенку возможность учиться в школе с частичным посещением занятий. Т.е. ребенок ходит в школу только на определенные предметы, в определенные дни. При этом числится в составе своего класса (в отличие от самообразования и семейного образования).

Надомное обучение (Индивидуальное обучение на дому) .

Домашнее обучение организуется для деток с проблемами со здоровьем. При этом ребенок числится в классе, к нему домой приходят учителя предметники, проводят обучение и текущий контроль знаний. У таких деток меньше учебных часов, а обучение проводится бесплатно.

Правовой аспект.

  1. Для того, чтобы перевести своего ребенка на одну из вышеперечисленных форм образования, необходимо написать заявление директору школы примерно такого содержания: "Прошу перевести моего ребёнка на заочную форму обучения с такого-то числа в связи с тем, что наша семья выбрала для ребёнка заочную форму образования. Ответ прошу прислать по указанному выше адресу."

Отказать вам не имеют права . Чтобы ваше заявление случайно не потерялось у секретаря, напишите его в двух экземплярах и попросите зарегистрировать, а на ваш экземпляр поставить отметку о регистрации и входящий номер.

Если ваше заявление не принимают или говорят , что невозможно организовать вашему ребенку такую форму обучения, то можно написать запрос в Минобрнауки. Это можно сделать почтой или через их сайт для обращений – в Крыму это интернет приемная https://uslugi.rk.gov.ru . В течение месяца к вам поступит письменный ответ. Но из школы с вами свяжутся раньше, т.к. им разъяснят ваши права. Письменный запрос - самый легкий и быстрый способ к сердцу чиновников.

Как вариант, можно и в Прокуратуру обратиться. Если администрация школы отказывается принять ваше заявление и отказывается письменно объяснить почему, то можно взять двух свидетелей и проделать это снова в их присутствии. Тогда в заявлении в Прокуратуру указываете, что у вас есть свидетели такие-то.

Если Вам письменно отказывают, пишите в прокуратуру. Например, иногда администрация может свой отказ обосновать тем, что в Уставе школы не прописаны такие формы обучения, тогда укажите это в своем заявлении:

"Прошу возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.57 КОАП РФ в отношении директора школы связи с тем, что мне отказано в переводе моего ребёнка на заочную форму обучения, предусмотренную ФЗ "Об образовании в РФ". Таким образом было нарушено право моего ребёнка на доступное образование и моё право родителя, на выбор формы образования. Ссылка директора школы на то, что в уставе школы не предусмотрена заочная форма образования говорит лишь о том, что устав школы нарушает ФЗ "Об образовании в РФ" и должен быть приведён в соответствие с федеральным законом."

2. После того, как соглашение со школой достигнуто, вам предстоит заключить со школой договор оказания их услуг. Вы имеете право оспаривать условия договора, дополнять их – главное, чтобы при этом не нарушалось законодательство.

3. Независимо от формы получения образования вы имеете право на получение бесплатных учебников, на те же социальные льготы и материальную помощь, что и при очной форме образования. Главное, не забудьте прописать это в Договоре.

4. В некоторых регионах, например, в Москве, Омске людям удалось добиться того, чтобы им выплачивали компенсацию. Ведь деньги из бюджета выделяются на образование всех детей, в т.ч. и на тех, кто находится на семейном образовании или на самообразовании. Но если фактически ваш ребенок не получает этих финансируемых услуг, то родители вполне могут претендовать на получение этих денег.