ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ» И «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ»

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Традиционно в психологии под экстремальными условиями понимают такие, которые представляют реальную угрозу жизни или здоровью человека (физическому и психическому) и оказывают на него губительное воздействие. Это, как правило, наиболее сложные, может быть, даже неестественные для человека условия.

Экстремальные условия - интенсивные, внезапные, продолжительные, опасные для жизни и здоровья обстоятельства или выходящая за рамки обычного обстановка, в которой осуществляется жизнедеятельность людей .

Однако с психологической точки зрения экстремальные условия не могут включать только внешние факторы. Особое значение приобретает внутренний (личностный) аспект проблематики экстремальных условий. Именно внутренние факторы играют большую роль в оценке экстремальности условий и могут воздействовать на человека даже при отсутствии или очень незначительной выраженности внешних факторов. Например,

В. В. Срезневский, ссылаясь на Schuster , приводит такой случай: «Проводник электрического трамвая заболел серьезной формой травматического невроза после того, как ему на голову упал оборвавшийся кабель. Между тем, оказалось потом, что тока не было в цепи в то время, когда произошло это несчастье» .

Чаще всего между экстремальными ситуациями и экстремальными условиями ставится знак равенства, особенно это касается условий профессиональной деятельности (профессий, связанных с риском: военных, пожарных, спасателей и др.), природных и климатических условий, политических переворотов, военных действий, техногенных катастроф.

Вместе с тем в психологии сделаны попытки дифференцировать понятия «экстремальные ситуации» и «экстремальные условия». Так,

Понятие «экстремальные условия жизнедеятельности» (рис. 2.1), которое вводят А. В. Пищелко и Д. В. Сочивко , включает кроме ситуации (физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями) еще и стимулы, эпизоды, окружение (социальные отношения), среду (физические и социальные переменные внешнего мира).

Рис . 2.1.

Каждый из компонентов экстремальных условий жизнедеятельности имеет как позитивные, так и негативные последствия в зависимости от его значимости и субъективного оценивания личностью. При этом человеку свойственно ситуативное представление о данных компонентах экстремальных условий, на основе чего могут происходить как внутриличност- ные (позитивные) изменения, так и патологические изменения поведения. При воздействии экстремальных стимулов изменяются психические процессы и состояния человека (восприятие, ощущения, мышление, память, чувства и т.п.). Возможными патологическими нарушениями могут стать депрессия, фобии, тревожные расстройства. Экстремальные эпизоды трансформируют систему ценностей (что было ранее неважным, становится значимым и ценным), но возможно появление навязчивых идей, маний и т.п. Экстремальные ситуации способствуют изменению целенаправленного поведения, но возможны конфликтность, агрессивность, раздражительность. Окружение меняет душевную организацию человека в лучшую сторону (эмпатия, соучастие, помощь и т.п.), но могут развиться депрессии, психопатические отклонения, психологическая травматизация. Средовой фактор способствует переменам в духовной организации личности (поиск смыслов, развитие силы воли, мужество, героизм), однако возможны бездуховность, утрата морально-нравственных ориентиров.

Средовой фактор занимает важное место в определении условий как экстремальных. Среда рассматривается как «арена» одного события, череды событий и жизни в целом. На этом основании О. С. Ширяева,

С. В. Кондрашенкова, Я. А. Сурикова выделяют пространственно-временные характеристики экстремальности. Среда как арена жизни в целом рассматривается как экстремальные условия, а среда как череда событий - как экстремальные ситуации. На наш взгляд, следует добавить, что с психологической точки зрения важное значение приобретает и такой средовой фактор, как экстремальное событие в условиях определенной социальной системы (социальная группа, семья и т.п.). Это чрезвычайно важная арена развития экстремального события, имеющая непосредственное отношение к личности, включенной в процесс взаимодействия с ближайшим окружением. Данный средовой фактор обладает всеми характеристиками, присущими одному событию, череде событий, культурно-историческим условиям, в которых развивается личность. Событие может носить внезапный характер, быть довольно продолжительным и чередоваться с другими событиями, быть постоянным в плане культурно-исторических условий, характерных для той или иной исторической эпохи (рис. 2.2).

В силу относительной неизменности сформированных ранее привычных стратегий и моделей поведения в экстремальных ситуациях человек реагирует на них всегда через систему межличностных отношений (обращается за помощью, манипулирует, проявляет агрессию, помогает другим и т.д.). Он как бы включен в ту или иную межличностную игру, выход из которой может быть крайне затруднителен. Например, виктимная игра, в которой заранее предопределены роли: Жертва, Агрессор, Спасатель, о чем подробнее будет сказано в следующих главах. Подобного рода взаимоотношения выстраиваются на основе нездоровых реакций человека на вторжение события экстремального характера и зачастую травмируют личность.


Рис. 2.2.

Таким образом, на оценку события, на отношение к нему в условиях определенной социальной системы влияют культурно-исторические условия, специфика самой ситуации (чрезвычайная, экстремальная), а также степень сформированное™ тех или иных стратегий преодоления, что позволяет говорить об индивидуальной истории (биографии) того или иного человека.

Такой подход дает нам возможность дифференцировать понятия «чрезвычайная ситуация», «экстремальная ситуация» и «экстремальные условия», к чему мы вернемся в следующих главах. Сейчас важно, что экстремальные условия, являющиеся более постоянными, чем ситуации, вплетаются в биографию человека и способствуют развитию готовности или неготовности личности к экстремальному воздействию.

В психологической готовности личности к экстремальному воздействию

О. С. Ширяева, С. В. Кондрашенкова, Я. А. Сурикова выделяют пять компонентов:

  • 1) позитивная оценка экстремальности, включающая ее оценку как вызова;
  • 2) вненормативная активность как творческая направленность на переработку травматического опыта, активная жизненная позиция и т.н.;
  • 3) ориентация на взаимоподдержку как нацеленность на сотрудничество, альтруизм в противовес эгоизму;
  • 4) сила «Я», означающая высокую нервно-психическую устойчивость, принятие риска, ответственность, самостоятельность;
  • 5) субъективная насыщенность жизни как оценка полноты и качества своей жизни, стремление к разнообразию и интенсивности впечатлений.

Данные ресурсы повышают адаптационный потенциал личности вне зависимости от характера экстремальности.

Таким образом, в психологическом плане можно говорить о двух пластах развития личности при экстремальных условиях:

  • 1) развивающий, способствующий росту и развитию личности при воздействии экстремальных стимулов, эпизодов, отношений, ситуаций, среды;
  • 2) виктимизирующий, превращающий личность в жертву экстремальных стимулов, эпизодов, отношений, ситуаций, экстремальной среды.

Существует и третий пласт (промежуточный). Назовем его трансформирующим: это еще не развитие, но и не виктимизация. Человек как бы находится между двумя выделенными пластами.

При наложении всех перечисленных компонентов человек может оказаться в предельно сложных условиях жизнедеятельности. Однако данные условия могут стать для него не только толчком к патологическим изменениям и виктимизации, но и возможностью трансформации и позитивных высоких внутриличностных изменений.

Отметим, сославшись на А. Г. Асмолова , что «личность порождается культурой и историей». Данный важнейший момент чаще всего игнорируется при категоризации понятия «экстремальные условия». Более того, культура, история (дух времени, социальные, политические, экономические условия конкретного исторического периода), проникая в многомерный мир человека, способны формировать «социотипическое поведение», что проявляется в историческом своеобразии личности, формируется исторический личностный тип (например, человек советский). Эти два фактора - культурно-исторические условия (объективные) и исторический личностный тип (субъективный) - необходимо учитывать при определении экстремальных условий. Кроме того, важным при выделении понятия «экстремальные условия» является все, что связано с характером, идентичностью, отношениями между людьми и отношением человека к трудностям и т.п. (метафакторы).

Таким образом, при определении понятия «экстремальные условия» следует отталкиваться от объективных, мета- и субъективных факторов.

На этом основании экстремальные условия будут определяться нами как интенсивные, продолжительные, опасные культурно-исторические обстоятельства, которые, проникая в многомерный мир человека, сказываются на его историческом своеобразии, формируют исторический личностный тип со своим характером, идентичностью, способный к развитию, трансформации или виктимизации.

При анализе экстремальных состояний целесообразно обратиться к самому термину «психическое состояние», который впервые был введен в 1955 г. Н. Д. Левитовым и изначально понимался как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» . Психическое состояние обычно человеком четко оценивается и обозначается (например, «мне страшно», «тревожно», «я полон сил» и т.п.).

Сам Н. Д. Левитов не вводит понятие «экстремальное психическое состояние», но описывает ряд примеров, которые в некоторой степени могут его охарактеризовать. Например, автором подмечена роль внешних значительных факторов при возникновении того или иного состояния: «Великая Отечественная война вызвала у советских людей большой подъем патриотического настроения, состояние готовности всем жертвовать для победы над врагом» . Левитов описывает и противоположные состояния, вызванные войной, взяв за основу роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия»: «Все это: мчащиеся машины, и идущие непрерывным потоком люди, и этот взрыв, потрясший небо и землю, и исчезновение копра, - все это одним мгновенным страшным впечатлением обрушилось на девушек. И все чувства, что стеснились в их душах, вдруг пронизало одно невыразимое чувство, более глубокое и сильное, чем ужас за себя, - чувство разверзшейся перед ними бездны конца, конца всему» . Вместе с тем одни и те же, даже значительные для большинства, события могут вызвать у разных людей различные состояния: для кого-то они приобретут экстремальный характер, а для кого-то - нет: многое зависит от индивидуальных особенностей личности, прошлого опыта, предшествующих состояний. При «сверхтребовательности» среды психические состояния проходят ряд стадий: агрессия, регрессия и восстановление. Однако стрессовый фактор может быть столь интенсивным, что даже выносливый организм, сильный характер не смогут ему полностью противостоять. Например, В. Н. Смирнов приводит разные данные о способности к сохранению психического равновесия и хорошего уровня работоспособности в экстремальных условиях. Некоторые специалисты (В. М. Мельников, А. И. Ушатиков, Г. С. Човдырова) указывают, что примерно от 12% до 30% людей сохраняют психическое равновесие. По самым оптимистичным прогнозам (И. О. Коте- нев, Н. М. Филиппов), 47% участников экстремальных событий действуют эффективно . Остальным характерны самые разные негативные психические состояния: страх, ужас, паника и т.п.

Ссылаясь на исследования И. П. Павлова, Н. Д. Левитов подчеркивает большую роль внутренних физиологических факторов при возникновении экстремальных состояний «раздражительной слабости» и «патологической инертности». Раздражительная слабость означает перенапряженность раздражительного процесса, что приводит к сильным взрывным реакциям в результате ослабления активного торможения. За «взрывом» всегда происходит резкий спад, и даже самые слабые раздражители могут вызывать сильные реакции (например, тихие звуки воспринимаются как сильнейший удар). Раздражительная слабость часто сопровождается состоянием сильной тревоги и хаотичностью движений. Это показатель неуравновешенности, а не силы человека. Патологическая инертность - это состояние преувеличенной концентрированности на чем-то при нарушении нормальной подвижности нервных процессов, застревание раздражителей. Приводит к патологической невосприимчивости ко всему, что не относится к патологическому «пунктику». В отношении жизненных впечатлений и мыслей, которые могли бы отвлечь от этого пунктика, наблюдается тупость. Патологическая инертность выражается в явлениях болезненной стереотипии (автоматические повторения одних и тех же жестов, движений, слов и т.п.) и персеверации (устойчивость в повторении эмоций, ощущений, фраз и т.д.) как симптомах истерии.

Состояние патологической инертности характерно для навязчивого невроза. Страдающие навязчивым неврозом не могут переключаться с беспокоящих их мыслей и представлений. Считается, что патологическая инертность сопровождает паранойю. Происходит развитие устойчивого бреда, в сознании больного перерабатываются болезненные жизненные события. При этом остаются сохранными и упорядоченными мысли и действия в других областях жизни, выходящих за рамки бредовой системы. Критика своего состояния отсутствует. Навязчивость крайне сильна, но заболевший не страдает от нее, а, наоборот, оценивает бредовые идеи как достижение и критерий развития личности. По мнению И. П. Павлова, характер патологического состояния сопровождается нарушениями во взаимодействии двух сигнальных систем. У психастеников преобладает второсигнальная деятельность, у истериков - первосигнальная. Поэтому психастеникам характерна крайняя выраженность мыслительного типа, истерикам - выраженность художественного типа. У обоих нервная система слабая, однако слабость неравномерно выражается в сигнальных системах.

В психиатрии делаются попытки обозначить общее психическое состояние для того или иного заболевания. Например, А. Вине и Т. Симон выделили при истерии состояние раздвоенности личности; при помешательстве - конфликта между сознанием и волей; при маниакально-депрессивных психозах - превалирования тех или иных видов и функций деятельности; для паранойи - состояние дезорганизации душевной жизни.

При психических заболеваниях нарушения сознания имеют причины (обусловлены нейрофизиологией):

  • 1) патологические изменения силы, подвижности и уравновешенности раздражения и торможения;
  • 2) патологические нарушения корковой и подкорковой деятельности;
  • 3) патологические нарушения соотношений между первой и второй сигнальными системами .

Все это служит основанием не только для выделения того или иного заболевания, но и для анализа патологических состояний в нервной деятельности человека и организации специальной помощи.

Как мы видим, любые патологические изменения личности зачастую определяются как экстремальные состояния. В их основе лежат психические расстройства, нарушения функций организма, что становится основным критерием экстремального состояния.

Реакции организма на экстремальные раздражители Д. Г. Тагдиси и Я. Д. Мамедов (1991) описывают в виде динамики развития экстремальных состояний: мобилизация, резистентность (устойчивость, сопротивляемость), перенапряжение, истощение, охранительное торможение (разновидность безусловного торможения, которое возникает в клетках головного мозга при чрезмерном увеличении силы, длительности или частоты возбуждения соответствующих корковых структур) и снова истощение . Если вначале экстремальные состояния выражают приспособительные реакции организма, то впоследствии (в результате длительности, сверхинтенсивности, запредельности) они могут приобретать патологический характер.

Основные патологические реакции человека на экстремальные ситуации, их продолжительность и последствия переживания представлены нами в учебнике «Психология стресса» . Коротко остановимся на некоторых из них, так как они имеют непосредственное отношение к проблематике экстремальных состояний. Отметим, что состояния личности сегодня рассматриваются в нескольких аспектах: это показатель динамики личности и интегральные реакции личности, обусловленные внутренними и внешними факторами. Как пишут С. А. Дружилов и А. М. Олещенко (2014), состояния в целом характеризуют различные уровни человека: психический, физиологический, психофизиологический. И каким бы обширным не был перечень возможных состояний, у них есть одно общее: «Состояние - это реакция организма и психики на внешние воздействия» . Поэтому реакции человека на экстремальные ситуации тесно связаны с его состояниями. Выделяют формы реакций и их продолжительность.

  • 1. Острые аффективно-шоковые реакции на экстремальную ситуацию развиваются в трех формах:
  • 1) гиперкинетическая (аффект, страх, сумеречное состояние сознания, двигательная беспорядочная активность);
  • 2) гипокинетическая (частичная или полная обездвиженность, оцепенение, заторможенность, нарушения памяти);
  • 3) подострые аффективные психозы (депрессия, бредовые расстройства, галлюцинации, двигательная бесцельная активность, навязчивые страхи).

Продолжительность аффективно-шоковых реакций независимо от их формы - от нескольких минут до трех дней.

2. Реактивные состояния и психозы (истерический психоз, реактивный паранойяльный бред, реактивный параноид).

При истерическом психозе немалую роль играют личностные особенности: демонстративность, инфантилизм, эгоцентризм. Наблюдаются сужение сознания с последующей амнезией, яркие галлюцинации. При истерическом ступоре отмечается обездвиженность, застывшая маска ужаса, паралич эмоций. Реактивный паранойяльный бред сопровождается живой эмоциональной реакцией, выражающейся в бредовой идее, ярко доминирующей в сознании. Наблюдаются ипохондрия, подозрительность, тревожность, мания преследования. Длится такое состояние до исчезновения психотравмирующей ситуации. Реактивный параноид возникает на фоне психотравмирующей ситуации и проявляется в фокусировании на идее преследования, страхе, в изменении сознания, псевдогаллюцинациях.

  • 3. Острая реакция на экстремальную ситуацию возникает в форме ответа на физический и психологический стресс у людей без видимых психических расстройств. Симптомы появляются в течение часа после воздействия сильного стрессора. Происходят нарушения в сфере внимания, появляется дезориентация, неадекватная гиперактивность. Эмоции выражаются в вербальной агрессии, наблюдается переживание отчаяния, безнадежности, выраженное переживание горя. Страдает и физиология: слабость, сильное сердцебиение, скачки давления, головная боль и т.п. Выделяют два этапа течения острых стрессовых расстройств:
  • 1) растерянность, дезориентация, сужение восприятия и внимания;
  • 2) тревога, паника, отчаяние, злоба, ступор, вегетативно-соматические симптомы, иногда частичная или полная амнезия.

При продолжительности острого стрессового расстройства более двух дней наблюдаются диссоциативные симптомы: нарушение сознания, памяти, деперсонализация, ощущение потери связи с реальностью, бесчувствие. В добавление к этому могут наблюдаться признаки, характерные для посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). При длительности более месяца ставится диагноз ПТСР.

  • 4. Посттравматическое стрессовое расстройство {ПТСР) при воздействии экстремальной ситуации приводит к серьезным изменениям в шести областях функционирования личности:
  • 1) чувства и эмоции;
  • 2) сознание;
  • 3) самовосприятие;
  • 4) отношения с другими;
  • 5) соматика;
  • 6) нарушения в системе смыслов.

Симптоматика ПТСР может приобрести более четкие очертания и стать посттравматическим личностным расстройством (стойкие изменения личности после переживания травмы). Данное расстройство, его характеристики и диагностические критерии более детально будут рассмотрены в специально отведенном для этого параграфе 6.2.

  • 5. Реакции на тяжелый стресс и расстройство адаптации возникают в ответ на экстремальное событие. Данное расстройство определяется на основе симптоматологии и существования одного из следующих факторов:
  • 1) сильное стрессовое жизненное событие;
  • 2) существенные изменения в жизни, приводящие к дезадаптации и хроническим неприятностям.

Данные реакции зависят от индивидуальной уязвимости человека и проявляются в разных формах:

  • 1) астеническая форма обнаруживает превалирование физической (понижение физического тонуса, ощущение разбитости, вялости, нарушение сна, гинотимические и гиперстенические реакции) или психической (ухудшение продуктивности деятельности, психомоторная заторможенность, расстройства внимания, изменения в интеллектуальной деятельности) слабости;
  • 2) дистимическая форма выражается в психоэмоциональных сдвигах (внутреннем перенапряжении, пессимизме, беспокойстве, депрессии и т.п.);
  • 3) психовегетативная форма характеризуется общей слабостью, вялостью, головокружениями, колебаниями артериального давления, чувствами жара или наоборот похолодания, расстройствами дыхания и т.п.

Представим неспецифические реакции человека на экстремальные ситуации и события в виде табл. 2.1.

Таблица 2.1

Неспецифические реакции человека на экстремальные ситуации, события, их формы и продолжительность

ситуации/

Реакции как ответ на ситуацию

Формы реакций

Продолжительность

Экстремальные

ситуации

Острые аффективно-шоковые реакции

Гиперкинетическая, гипокинетическая, подострые аффе к г и в н ы е 11 с и хоз ы

От нескольких минут до трех дней

Реактивные психозы

Истерический психоз, реактивный паранойяльный бред, реактивный иараноид

В течение нескольких месяцев

Острая реакция на стресс; острое стрессовое расстройство

Гиперкинетическая, гипокинетическая, физиологическая

Несколько часов или дней

Постгравматичсское стрессовое расстройство (IITCP)

Острая, хроническая, отсроченная

От полу года до нескольких лет

Экстремальное

Расстройство адаптации

Кратковременная, пролонгированная, смешанная тревожио-депрессив! тя

От двух-трех месяцев до полугола

Как видим, реакции людей на экстремальные ситуации (и события) зависят от множества факторов: ситуативных (значимость и сила воздействия ситуации) и личностных (духовного, эмоционального, смыслового, ценностного, ментального) уровней развития личности. Чем дисгармонич- нее система отношений личности (к миру, другим людям, самому себе), тем интенсивнее выражены процессы психической дезадаптации, проявляющиеся в ряде невротических, соматических и психотических расстройств.

Таким образом, понятие «экстремальные состояния» обозначает нахождение некого предела психологических и физиологических адаптационных ресурсов личности (начало разрушения, возникновения патологии и гибели). Хорошие возможности адаптации человека могут препятствовать установлению этого предела. Предельному состоянию гибели, деструкции или патологии организма предшествует ряд адаптационных состояний, сопровождающихся включением защитных механизмов, направленных на предупреждение разрушения. Промежуточное состояние между нормой и болезнью может сопровождаться неприятными болезненными ощущениями, заставляющими человека избегать фактора риска. Это первый показатель присутствия экстремальных воздействий. В качестве другого показателя экстремальности используется дееспособность человека (активность, работоспособность, снижающаяся при экстремальном воздействии) . Третий фактор экстремального состояния - внешний, в результате чего наблюдается длительное напряжение физиологических, психологических и биологических сил организма, что неизбежно приводит к сто истощению. Даже длительная высокая мобилизация может актуализировать имеющиеся болезни или вызвать другие заболевания. Четвертым фактором становится субъективная оценка личностью угрожающих внешних факторов и своих возможностей к их преодолению.

Под экстремальным состоянием Э. Б. Карпова понимает разграничительную (демаркационную) линию в функционировании психики. С одной стороны, человек переживает чувства максимальной интенсивности, активности деятельности, отличается быстрым темпом реагирования (мгновенно интуитивно или инстинктивно принимает решения), с другой - возможна психическая травматизация, в результате чего личность нуждается в восстановлении и самовосстановлении, иногда длящимся годами. Автор подчеркивает, что экстремальное состояние является кратковременным, почти всегда вызвано внешними обстоятельствами, личностно и характеризуется «временным дисбалансом психики, не позволяющим человеку функционировать, привлекая привычные для него способы эмоционального реагирования, принятия решений или алгоритмы поведения» . Как мы видим, в научной литературе по-разному оценивается временной параметр экстремального состояния. В любом случае совокупность различных реакций на экстремальную ситуацию складывается в экстремальное психическое состояние.

Обобщенную характеристику экстремальных психических состояний дают П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, С. В. Маруняк и выделяют активационные, тонические, тензионные и временные характеристики. При этом подчеркивается их двойственный характер.

  • 1. Активационные характеристики (интенсивность психических процессов) обусловлены мотивационно-потребностной сферой личности. Степень активации детерминирована силой потребностей и мотивов, опти- мистическим/пессимистическим отношением к экстремальной ситуации, самооценкой своих возможностей. Активация проявляется в темпе реагирования на ситуацию, энергичности поведения и выраженности стремления к преодолению трудностей. Активационные параметры характеризуются двумя полюсами: с одной стороны, возбуждение, подъем интенсивности психических процессов; с другой - торможение, снижение темпа реагирования.
  • 2. Тонические характеристики (ресурсы, тонус, энергия). Усиленная готовность к деятельности, собранность, энергичность характерны для повышенного тонуса; усталость, рассеянное внимание, астеничный тип реагирования на экстремальные ситуации свойственны людям с пониженным тонусом.
  • 3. Тензионные характеристики обозначают уровень напряжения и обусловлены особенностями эмоционально-волевой сферы личности. Степень напряжения формируется в результате выраженности таких психологических факторов, как повышенная требовательность к себе, неуверенность, страхи и т.п. С одной стороны, это психологический комфорт, уверенное поведение, с другой - психологический дискомфорт, неуверенность поведения.
  • 4. Временные характеристики обозначаются устойчивостью и продолжительностью состояния.

Неизменным критерием экстремальных психических состояний становится напряжение, что связано с эмоциональным отношением к ситуации, поэтому в качестве разновидности экстремальных психических состояний человека выделяют экстремальные эмоциональные психические состояния , характеризующиеся эмоциональным возбуждением, напряжением, напряженностью . Если эмоциональное возбуждение возникает как реакция нервной системы на экстремальное воздействие, а эмоциональное напряжение расценивается как волевое усилие, направленное на преодоление трудности, то эмоциональная напряженность - это понижение устойчивости психических процессов (спад активности, астеничность и т.п.).

В исследованиях психических экстремальных состояний эмоциональной сфере человека уделяется большое внимание. Например, Г. Ланге (1896) писал, что эмоции играют роль важнейших факторов не только в жизни отдельной личности. Это «самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница в истории, как целых народов, так отдельных лиц, доказывает их непреодолимую силу» . И продолжал: «Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы; их поток разрушил больше городов, чем наводнения» . Поэтому эту важнейшую сторону рассмотрения экстремальных состояний мы не можем опустить. Выделяют особенно яркие эмоции и чувства.

  • 1. Аффект - это внезапное появление или быстрый рост чувства до степени такой интенсивности, что все прочие элементы сознания оттесняются, и это доминирующее чувство составляет единственное господствующее его содержание. К аффектам В. Сербский относил только такие представления, которые имеют наибольшую важность для человека. И уточнял: «Ближе же всего к ним стоят представления, касающиеся:
  • 1) нашего личного индивидуального существования и
  • 2) продолжения его в потомстве» .

Самой большой напряженностью поэтому обладают аффекты, обусловленные несчастной любовью, аффекты ревности, превращающие человека нередко в дикого зверя. Не менее важное значение имеют аффекты страха неминуемой опасности для жизни, аффекты отчаяния. Однако, пишет Сербский, наша жизнь не исчерпывается только этим, и он выделяет третий вид аффектов: представления об идеалах, убеждениях, чести, достоинстве. «Наши идеалы и верования часто становятся дороже физического существования, и люди жертвуют своей жизнью, чтобы сохранить свои убеждения. Оскорбление чести, ожидание позора могут вызывать в силу этого точно также аффект» .

При всяком аффекте наблюдаются изменения со стороны двигательной сферы, причем одни аффекты оказывают возбуждающее действие, вызывают усиленные движения (стенические), другие, наоборот, парализуют активность (астенические). Вслед за бурным проявлением двигательной реакции наступает резкое истощение психических и физических сил, что характерно для патологического аффекта. Индикатором патологического аффекта является суженное сознание, полная или частичная амнезия, бессмысленные, бесцельные действия, резкое истощение сил.

Вот как Н. Д. Левитов раскрывает характеристики аффектов: властность (человек подчинен аффекту), бурность (острота, яркость, невозможность скрыть), сила, непродолжительность. Формами аффекта являются два противоположных состояния: ажитация и состояние ступора.

Лжитированное состояние характеризуется выраженной беспорядочной двигательной активностью, возникающей на основе тревоги. Появляется суетливость, человек совершает простые автоматизированные действия под влиянием случайных раздражителей. Наблюдается замедленность мыслительных процессов (отсутствие мыслей, нарушение логики), изменяется восприятие времени, происходят вегетативные нарушения в виде потливости, учащенного сердцебиения, бледности и т.п.

Ступор как состояние в ситуации угрозы характеризуется оцепенением, но в отличие от ажитированного состояния, при ступоре сохраняется интеллектуальная деятельность.

2. Страх. К числу слов с «темным происхождением» относит страх Ю. В. Пустовойт . Он рассматривает его через призму этимологии, что дает возможность более глубокого анализа данного феномена. Страх - это оцепенение, застывание (в литовском и немецком языках), опустошение, поражение, предостережение, угроза (в латышском), страсть, страдание, сотрясение души, устрашение (общеславянское значение), тоска, тесно, узко, сдавливающий душу (на латыни), строгий, суровый (в индоевропейских языках).

В психологии страх рассматривается как чувство внутренней напряженности (оцепенения, опустошения, страдания и т.п.), связанной с ожидаемыми или реальными угрожающими событиями психологической или физической природы. Из всех эмоций страх чаще всего служит причиной болезненных явлений или патологий, которые могут быть неизлечимыми. По мнению В. В. Срезневского, страх может вызвать параличи, эпилепсию, умственные расстройства и многие другие нервные страдания, а внезапный ужас может даже привести к смерти .

Как правило, страх возникает в ситуациях угрозы биологическому, психологическому и социальному существованию человека. С одной стороны, страх вызывает представление о спасении, которое связано с приятным чувственным тоном и на мгновенье вытесняет все остальные неприятные эмоции, далее следует импульс к бегству, и это последнее, тоже обладая приятным чувственным тоном, усиливает двигательную активность и переходит в спасительное бегство. С другой - большинство психиатров признают, что страх служит одной из причин серьезных психических расстройств и душевных заболеваний. Особенно это касается травматических неврозов. Действительно, еще Ч. Дарвином было подмечено, что страх активизирует физиологические механизмы человека (обострение зрения, слуха и т.п.), развивает ориентировочный рефлекс (сосредоточение на опасности и ее избегание).

В психологии страх и испуг различают. Для нас важны и то и другое психические состояния человека. Так, в фундаментальной работе «Испуг и психические процессы» В. В. Срезневский характеризует испуг как эмоциональное состояние, возникающее при внезапном появлении ощущения, восприятия, воспоминания, носящего угрожающий характер, длящемся мгновение . При испуге парализуется мышление, утрачивается способность к сопротивлению происходящему. Испуг можно назвать кратковременным предвестником страха. Страх предметен, мотивирует на переработку поступающей угрожающей информации и побуждает к деятельности на поиск защиты от вреда. Страх может создавать эффект «туннельного восприятия», ограничивая мышление, восприятие и возможность переработки поступающей угрожающей информации. В этом случае возникает оцепенение.

По мнению Л. В. Куликова , состояние страха может усиливать состояние массового сознания, массового настроя и доминирующее массовое состояние (преобладающие эмоции).

  • 3. Ужас Н. Д. Левитов относит к виду аффективного страха. Это крайний уровень страха. Собственно, данного мнения придерживаются большинство специалистов. Такой страх способствует дезорганизации, возникновению состояния паники. Ужас суживает психическую деятельность, страдает внимание, человеку сложно сохранять самообладание. От ужаса либо совершают хаотичные, беспорядочные действия, либо цепенеют. В отличие от страха, при ужасе у человека никогда не возникает удивления, интереса, желания исследовать предмет, вызвавший ужас. Поэтому ужас можно назвать сильной, токсичной, пагубной эмоцией. Ужас всегда сигнализирует о неизбежности беды и гибели. Страх и ужас сопровождаются поведенческими проявлениями; так может развиться состояние паники.
  • 4. Паника - одно из характерных эмоциональных состояний при экстремальных ситуациях. Слово «паника» связано с древнегреческой мифологией и происходит от имени бога Пана, покровителя пастухов и табунов. В мифологии описано, как гонимое паническим ужасом стадо слепо и хаотично мчится в пропасть. Паника сопровождается потерей контроля над собой, бесконтрольным переживанием сильной тревоги, страха.

Панику II. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, С. В. Маруняк относят к временному переживанию гипертрофированного страха (ужаса), которое способствует неуправляемому, нерегулируемому поведению людей, иногда с полной потерей самообладания. В основе паники заложено состояние беспомощности перед воображаемой или реальной угрозой и нацеленность на бегство вместо борьбы. Суженность сознания, беспорядочные действия, обострение оборонительной реакции, либо, наоборот, оцепенение, потеря ориентации, отказ от деятельности - вот что лежит в основе паники.

Например, В. М. Бехтерев обозначает панику как одну из ярких «психических эпидемий» кратковременного свойства, возникающую в результате неминуемой смертельной опасности и касающуюся чувства самосохранения, присущего всем живым организмам, проявляющуюся одинаково как среди интеллигентов, так и среди простолюдинов. Это «не простая трусость, которую можно побороть в себе сознанием долга и с которой можно бороться убеждением» . Паника охватывает чувством неминуемой опасности «подобно острейшей заразе» почти внезапно целую массу лиц. Против паники совершенно бессильно убеждение. Паника возникает не только на основе неожиданных зрительных впечатлений (внезапный пожар, автомобильная авария и пр.), но и через слово, намеренно или случайно брошенное в толпу. По мнению В. М. Бехтерева, паника может прекратиться только с прекращением внешнего воздействия.

Приведем пример описания паники в работе Н. Н. Головицина (1907): «...бюргеры (горожане) пустились в дикое бегство, покидая великолепные укрепления. Не было сделано с их стороны даже ни малейшей попытки к удержанию позиций за собой. Это было бегство, подобного которому я не видел никогда, ни раньше, ни после. Все наши усилия не могли вернуть назад ни одного из бюргеров, убегавших в панике. Это были те самые бюргеры, храбрость которых ранее была достойна похвалы. И сейчас нельзя было поверить, что это были именно они» . Здесь Н. Н. Головицин подчеркивает еще одну особенность паники: она способна поменять человека столь сильно, что он становится не похож на самого себя.

Паника может носить индивидуальный, групповой и массовый характер.

Индивидуальная паника может сопровождаться паническими расстройствами, основными признаками которых становятся повторяющиеся приступы паники, непредсказуемость. При панических расстройствах человек испытывает возрастающий страх, переживает чувство наступающей смерти. Все это сопровождается вегетативной симптоматикой (усилением сердцебиения, болями в груди, ощущениями удушья, головокружения, потливости, чувством деперсонализации или дереализации). Панические состояния отличаются от панических атак - последние возникают как часть фобических расстройств и могут быть вторичны в отношении депрессивных расстройств. Выделяют два типа паники:

  • 1) после экстремального воздействия, воспринимаемого как смертельная опасность;
  • 2) после продолжительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, в результате фиксации на предмете тревоги, что приводит к нервному истощению.

Панические расстройства в начале заболевания могут четко не диагностироваться - это первая фаза формирования вегетативно-тревожных состояний с нарастающей интенсивностью в результате воздействия стрессового фактора. Они единичны, быстро проходят, нс осознаются как тревога. Заболевание начинается со второй фазы появления максимально выраженных тревожно-вегетативных состояний, качественно трансформирующих самоощущение и самовосприятие. Панический приступ оценивается как тяжелое пограничное переживание потери контроля над своим поведением и состоянием. Третья фаза ограничительного поведения направлена на предупреждение панических приступов на фоне развития фобических реакций. На четвертой фазе тревожно-вегетативные состояния дополняются депрессивными расстройствами.

Паника, носящая групповой характер, охватывает от двух-трех человек до нескольких десятков и сотен, а массовый - тысячи и десятки тысяч человек. Если люди находятся в замкнутом пространстве и паникой охвачено преобладающее большинство, считается, что паника носит массовый характер независимо от количества людей. При групповой и массовой панике действуют эффекты заражения и внушения , то, что было названо В. М. Бехтеревым «психическим микробом». Сама собой группа людей «превращается в одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое» . Бехтерев подчеркивал могущественное воздействие на толпу взаимного внушения, которое возбуждает у отдельных людей толпы одни и те же чувства, поддерживает одно и то же настроение, укрепляет объединяющую их мысль и поднимает активность до необычайной степени. Массовая паника опасна тем, что в результате давки может погибнуть большое количество людей. Примеров можно привести немало. Самыми трагически известными по числу жертв стали паника на Ходын- ском поле во время празднования коронации Николая II (18 мая 1896 г.), в которой погибло около 2 тыс. человек и несколько десятков тысяч получили увечья ; паника во время похорон И. Сталина 9 марта 1953 г. (статистика неизвестна).

Психологами выделены факторы, превращающие группы людей в паническую толпу:

  • социальные факторы (напряженность в обществе в связи с ожидаемыми бедствиями). Иногда напряженность детерминирована памятью о трагедии;
  • физиологические (холод, жара, голод, усталость, бессонница, нервное потрясение);
  • психологические (испуг, страх, недостаток информации о возможных опасностях и способах их преодоления, чувство беспомощности);
  • идеологические (отсутствие значимой общей цели, низкий уровень сплоченности группы, отсутствие авторитетных лидеров).

Данные причины создают почву для возникновения паники.

Выделяют характеристики паники в зависимости от степени панического заражения сознания: легкая, средняя, на уровне полной невменяемости.

Так, при легкой панике (в ситуациях спешки, внезапной вспышки, например при фейерверке, и т.п.) наблюдается удивление, озабоченность и напряженность мышц. При средней панике (ситуации скупки товаров при распространении слухов о дефиците; небольшие транспортные аварии; пожары; чрезвычайные ситуации, в которые лично человек не включен) происходит значительная деформация оценок происходящего, снижается критичность, возрастает страх, повышается внушаемость. При панике на уровне полной невменяемости (экстремальные ситуации смертельной опасности) происходит отключение сознания, потеря контроля над своим поведением, отсутствует критичность, наблюдаются истерические симптомы, ломаются социальные нормы и правила, повышается агрессия.

5. Стрессовое состояние. В учебнике «Психология стресса» стрессовое состояние нами рассматривалось как самостоятельное комплексное психологическое, физиологическое и социальное явление, как ответная реакция организма на воздействие экстремальных факторов (стрессоров). Состояние стресса характеризуется повышенной физиологической и психической активностью и трансформируется в оптимальное состояние при благоприятных условиях, а в состояние высокой нервно-эмоциональной напряженности - при неблагоприятных. В состоянии стресса нарушаются интеллектуальные действия: происходит ухудшение внимания, мышления, памяти, сужение восприятия, появляются нарушения в эмоциональной сфере, наблюдается скованность или хаотичность движений и действий. Но есть и положительные эффекты стресса: ускорение психических процессов, улучшение оперативной памяти, гибкости мышления, сохранение процесса продуцирования полезной информации. Как правило, физиологические и психологические реакции на стресс взаимосвязаны. Наш организм реагирует на воздействие стресс-фактора изменениями в функционировании физиологических систем (головные боли, раздражительность, рассеянность, усталость, слабость иммунной системы и т.н.). Одновременно с этим включаются психические процессы: эмоциональные, когнитивные, волевые. Экстремальным стрессовым состоянием можно назвать состояние дистресса.

Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, и англ, stress - напряжение) - это стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье

Как сказано в Законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Человеку свойственно искать защиты от различных опасностей, грозящих ему из внешнего мира. Методы защиты используются разные - от знахарей и шаманов, обращающихся к силам природы с жертвоприношениями с целью умилостивить их до военной защиты своих территорий и захвата новых - менее опасных и более богатых. Все эти способы были первыми попытками обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Сейчас развивается медицина, военное дело, наука и техника. Все это позволяет человечеству жить комфортнее, чувствовать себя более защищенным - с одной стороны. Но, с другой стороны, плоды технического прогресса уже сами по себе грозят людям опасностью. Численность катастроф растет, масштаб их постоянно увеличивается. А развитая структура средств массовой информации становится причиной того, что в переживание экстремальной ситуации вовлекается вольно или невольно огромное число людей.

В нашей стране действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основная трагедия чрезвычайных ситуаций - это жертвы и пострадавшие. Смерть людей, физические заболевания, травмы - это неизгладимые и трагические последствия чрезвычайных ситуаций. В последнее время специалисты стали уделять внимание и последствиям, которые влияют на психосоциальное и психическое здоровье населения.

Внимание специалистов, работающих с людьми, пережившими катастрофу, было привлечено к психическим последствиям катастроф - оказалось, что они могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и приводить к серьезным заболеваниям и социальным проблемам, как у отдельных граждан человека, так и у социальных групп, и общества в целом.

У природных и техногенных катастроф, локальных вооруженных конфликтов, террористических актов имеется особенное воздействие на психику - они способствуют тому, что возникают отсроченные и затяжные реакций, причем этим страдают не только непосредственные участники событий, но и сторонние наблюдатели, которые, как уже говорилось, благодаря СМИ косвенно участвуют в этих событиях.

Реалистичное отражение происходящих событий в СМИ заставляет людей вынужденно «погружаться» в них, делает их как бы непосредственными свидетелями, соучастниками.

До недавнего времени бытовало мнение: экстремальные условия труда только у шахтеров да у космонавтов. Изменения в жизни общества последних 15-20 лет привели к резкому увеличению числа профессий, представители которых работают в условиях экстремальной ситуации. Такими можно назвать следующие профессии: пожарный, спасатель, авиадиспетчер, инкассатор, работник дорожно-патрульной службы - все эти специальности несут в себе определенные элементы экстремальности.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации в этот список автоматически попадают и руководители предприятий и организаций, работа которых продолжается в экстремальных условиях.

Деятельность работников, имеющих «опасные профессии», подразделяется на два типа:

  • 1. Повседневный напряженный труд, в котором опасности отводится место потенциально возможного события (работа авиадиспетчеров, инкассаторов).
  • 2. Работа в условиях так называемых критических инцидентов, при которой работник видит человеческие жертвы и материальные потери, которая имеет реальную опасность для его жизни, здоровья или системы ценностей, а также с может быть связана с угрозами для жизни, здоровья, благополучия окружающих (работа спасателей, пожарных).

В сознании человека чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после».

Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид чрезвычайных ситуаций оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче - природного происхождения или антропогенные.

Экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные трагедии в Беслане, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации - образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней - вся система жизненных координат. Из антропогенных чрезвычайных ситуаций, по мнению ряда исследователей, максимально психотравматичной является ситуация заложничества. Это обусловлено существованием реальной перспективы смерти для заложников, переживаниями чувства парализующего страха, невозможностью противодействовать террористам в сложившихся обстоятельствах, отрицанием самоценности жизни и личности заложника. Такие ситуации порождают, как у самих пострадавших, так и в социуме вообще, большое количество агрессивных реакций, тревожных, фобических расстройств.

В то же время существует мнение о том, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадавшие расценивают как «Божью волю» либо действие безликой природы - тут ничего нельзя изменить.

Некоторые специалисты считают, что среди природных катастроф самый большой ущерб психике наносят землетрясения. К специфическим последствиям землетрясения, связанным с психическим состоянием людей, можно отнести развитие реакций дезадаптации, возникновение фобических расстройств, связанных со страхом находиться в зданиях, страхом повторных подземных толчков (у людей, переживших землетрясение, часто бывает нарушен сон, так как их состояние характеризуется тревогой и ожиданием повторных толчков); опасениями за жизнь своих родных и близких.

Но, строго говоря, невозможно однозначно поделить чрезвычайные ситуации по степени тяжести. Каждая ситуация имеет свою специфику и особенности, свои психические последствия для участников и свидетелей, и переживается каждым человеком индивидуально. Во многом, глубина этого переживания зависит от личности самого человека, его внутренних ресурсов, механизмов совладания.

Большое значение для оценки и прогнозирования психических последствий имеет факт того, был ли человек непосредственно участником чрезвычайных ситуаций, оказался ли ее свидетелем или участником или в результате чрезвычайных ситуаций пережил потерю близкого или родственника.

В соответствии с характером воздействия негативных факторов чрезвычайной ситуации все люди, подвергшиеся воздействию этих факторов, условно подразделяются на следующие группы.

Первая группа - это специалисты. У них включается механизм психологической защиты - диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Однако не всегда работа в экстремальных условиях проходит для специалистов бесследно.

Вторая группа - жертвы. Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и возвращения к нормальной жизни. Большая часть этих людей в итоге самостоятельно или с помощью специалистов возвращаются к нормальной жизни.

Третья группа - это пострадавшие. Именно у них наблюдается наступление наиболее тяжелых эмоциональных реакций, длительных негативных переживаний. Пострадавшие не могут смириться, не в силах принять с постигшее их горе, чувствуют невозможность адаптации в изменившихся условиях жизни. Эта группа выявляет отсроченные психические последствия в наибольшем количестве.

К четвертой группе относятся очевидцы или свидетели чрезвычайных ситуаций.

Пятая группа - наблюдатели. Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и наличия травматических ситуаций в прошлом. Для одних тушение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать психические расстройства (страхи, неврозы) и соматические последствия.

К шестой группе можно отнести телезрителей и интернет-пользователей. Например, террористический акт, совершенный в октябре 2002 года в здании концертного зала, где шло представление мюзикла «Норд-Ост», широко освещался различными СМИ. После этого было много случаев обращения людей за помощью к специалистам с жалобами на страхи, тревогу за себя и за своих близких, нарушение чувства безопасности, подавленное состояние, плохое физическое самочувствие, актуализацию травматического опыта, полученного ранее.

Итак, экстремальные и чрезвычайные ситуации возникают во всех областях человеческой жизни. У каждого человека в течение жизни возникает целый ряд ситуаций, которые для него являются экстремальными. Поэтому каждому необходимы основы знаний, умений и навыков, необходимых во время чрезвычайной ситуации.

Особенно необходим такой багаж руководителю предприятия и организации. Кроме того, ему понадобится и знание основ психологии, чтобы быть готовым к реакции людей на стрессовую ситуацию.

предприятие чрезвычайный ситуация

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма - это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций - это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях - очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение - пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

Знайте, что снег - это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций - это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.

В динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) можно выявить 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью направлено на сохранение собственной жизни, с нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» - ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации).

4. «Стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно- сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. 6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% - 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости. Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Стили поведения в экстремальных ситуациях

Доказано, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях зависят от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Можно выделить следующие стили поведения в экстремальных ситуациях: поведение экстремальный ситуация угроза

1)Поведение при аффекте. Он характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.

2. Поведение человека при стрессе. Это- эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Стрессовые состояния по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

3. Поведение при фрустрации. Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Она может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Таким образом, экстремальные ситуации могут проявиться в различных стилях поведения и необходимо быть готовым к возникновению подобных ситуаций.

Правила поведения в экстремальных ситуациях.

В экстремальных ситуациях человек подвержен стрессу, а некоторые люди испытывают сильный шок. Людям в экстремальных ситуациях рекомендуется задышать ровно и спокойно, так мышцы расслабятся и человек быстро успокоится. Для этого необходимо взглянуть вверх, сделав полный глубокий вздох и, опустить глаза до уровня горизонта, плавно выдохнуть воздух, одновременно расслабляя все мышцы. При возникновении экстремальных ситуаций необходимо посмотреть на что-нибудь голубое. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха. Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus -- крайний, критический) -- внезапно возникшая ситуация, угрожающая(благополучию. угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности человека. В экстремальных ситуациях будет полезен самомониторинг. Он представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.

Необходимо мысленно пройтись по всему телу, задавая себе вопросы:

Как мои мышцы? Не напряжены ли? - какова у вас мимика в данный момент? -

При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы, нормализовать дыхание и т д.

Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.

Техника глубокого дыхания:

1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);

2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;

3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);

4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). В течение дня - до 15 - 20раз.

Кроме нормализации дыхания выполнение техники глубокого дыхания приводит к восстановлению нормальных параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, отчасти давления. Это происходит в результате усиления естественного физиологического эффекта: на вдохе у любого человека сердцебиение ускоряется, а на выдохе - замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невозможно, это выявляется только чувствительными приборами).

Что дает выполнение этих техник? Давно известно о взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психологического, «души и тела». Не напряженное состояние мышц, спокойное дыхание и нормальное сердцебиение обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы будем более спокойны эмоционально. А значит, появится возможность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не стрессируя себя дополнительно собственными переживаниями. Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной ситуации, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.