6
В маленькой комнате Васнецова, занимая всю стену, стояла начатая картина, которая владела теперь всеми его помыслами. Это была картина, навеянная поэтическим сказанием русского народа «Слово о полку Игореве», о походе князя Игоря Святославича на половцев.

«Глазами души» он уже видел это далекое прошлое, ощущал свою связь с ним. Но этого было мало. Надо было еще изучить это прошлое. Запоем стал он читать исторические сочинения, собирал материал, делал множество подготовительных рисунков, этюдов. А главное, снова и снова перечитывал «Слово», каждый раз открывая в нем новую высокую правду, новое поэтическое очарование. Больше всего волновали и вдохновляли его строки, в которых говорилось о гибели Игорева полка:

От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,
С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!
...Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отческую землю.
И пусть реют стрелы, ломаются копья, идет страшная битва.

Не о ней расскажет Васнецов в своей картине; он расскажет о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю, и назовет картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. Глубокая печаль разлита по всей Русской земле.

Казалось бы, русские проиграли битву и картина должна быть мрачной, унылой по цвету. Но Васнецов думал иначе. Его картина будет торжественно-печальным гимном русским воинам, погибшим за родину. Она должна «звучать, как музыка, петь, как былина, и волновать, как родная песня». Вместо серовато-коричневых тонов, которые были так характерны для большинства картин Васнецова, эта его картина мерцала чуть приглушенными желтыми, голубыми, красными, серо-коричневыми тонами и казалась почти праздничной.

Когда полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» появилось в 1880 году на восьмой передвижной выставке, оно вызвало самые разноречивые толки. Один за другим в газетах стали появляться отрицательные отзывы, и даже не все передвижники поняли, какое это удивительное произведение; не все увидели нового Васнецова.

Васнецов был удручен, растерян. В это трудное для него время друзья-художники Крамской, Репин, Чистяков и многие другие поддержали его. Репин писал: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь, таких еще не бывало в русской школе». Чистяков был в восторге от картины. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник, - писал он. - Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам... Весь день бродил по городу, и потянулись вереницей картины знакомые, и увидел я Русь родную мою, и тихо прошли один за другим и реки широкие, и поля бесконечные, и села... Спасибо, душевное Вам спасибо от русского человека...»

Васнецова письмо глубоко тронуло: «Есть, Павел Петрович, в Вашем письме такие местечки, что хоть и стыдно - я плакал... Вы меня так воодушевили, возвысили, укрепили, что и хандра отлетела и хоть снова в битву, не страшно и зверье всякое, особенно газетное. Меня, как нарочно, нынче более ругают, чем когда-либо, - я почти не читал доброго слова о своей картине... Одно вот меня мучает: слабо мое уменье, чувствую иногда себя самым крупным невеждой и неучем. Конечно, отчаиваться не стану, знаю, что если смотреть постоянно за собой, то хоть воробьиным шагом, да можно двигаться».

Но шел Васнецов вперед не воробьиными, а гигантскими шагами, и не следовало ему отчаиваться. Все шире становился круг его почитателей, все лучше начинали понимать Васнецова, художника-поэта, беззаветно влюбленного в родную страну, «певца далекого эпоса нашей истории, нашего народа», по выражению художника Нестерова. Сам Нестеров не сразу разглядел нового Васнецова и о том, как открылись у него глаза, рассказывал так: «Как-то я бродил по Третьяковской галерее. У васнецовского «Игорева побоища» стояла группа посетителей. Среди них я заметил известного тогда артиста Малого театра Макшеева; он горячо, с увлечением пояснял окружающим поэтическую прелесть картины. Я невольно стал вслушиваться в восторженное повествование артиста, и не знаю, как случилось, но у меня как завеса с глаз спала. Я прозрел, увидел в создании Васнецова то, что так долго было скрыто от меня. Увидел и горячо полюбил нового Васнецова - Васнецова большого поэта, певца далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей».

7
Однажды зимой Репин познакомил Васнецова с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Крупный промышленник, человек исключительно одаренный, он был неплохим скульптором, музыкантом, страстно любил театр. В его доме, так же как у Третьяковых, собирались художники, актеры, музыканты, часто ставились домашние спектакли, устраивались литературные чтения. «В первый же вечер я, человек в те времена очень необщительный и застенчивый, стоял уже на домашней сцене в живой картине «Видение Маргариты Фаусту» в виде Мефистофеля... И ведь никто меня не принуждал к этому, а просто фигура моя показалась подходящей... и готово!» - вспоминал позднее Васнецов. Так началось знакомство, а затем и дружба со всей семьей Мамонтовых.

Жилось в эти годы Васнецовым очень трудно: семья росла, картины оплачивались плохо, денег постоянно не хватало. Не раз случалось закладывать единственную ценную вещь - серебряные часы - или брать взаймы у приятелей, хотя они и сами часто сидели без денег. Но к этим житейским невзгодам Васнецов и его жена умели относиться стойко.

Жить стало полегче, когда Павел Михайлович Третьяков купил для своей галереи картину «После Игорева побоища», а Мамонтов заказал несколько новых картин. Он заканчивал тогда строительство Донецкой железной дороги - первого железнодорожного пути к Донецкому бассейну - и мечтал украсить правление московского вокзала картинами хороших художников. «Надо приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах», - говорил он.

Украсить правление московского вокзала картинами? Какими? Задача Васнецову предстояла трудная. С самого начала ему ясно было одно: каждая картина должна рассказать зрителям о большой любви русского народа к родине, о смелых его дерзаниях, мечтах и надеждах.

Вот пробуждается к жизни богатый Донецкий край, и Васнецову представляются картины далекого прошлого этого края: широкие донские степи, кочевники, которые несколько веков назад нападали на русские земли, грабили их, брали в плен людей. И вот битва... Несутся кони. Огромный вороной конь встает на дыбы перед маленькой, степной лошадкой врага. Сейчас враг бросит копье и нанесет смертельный удар, но русский воин отразит удар. А по полю уже с обеих сторон скачут на выручку воины... Это «Битва славян с кочевниками». Все в ней движение, вихрь, вся она красочная, яркая, стремительная.

Вторая картина расскажет сказку, которую не раз слышал Васнецов в детстве. Это сказка о том, как три брата искали невесту. Старший искал - не нашел, средний искал - не нашел, а младший, которого звали Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди. Так появилась картина-сказка «Три царевны подземного царства». Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы недра Донецкого края. Васнецов здесь допустил некоторую вольность и царевну Меди превратил в царевну Уголь. По сказке, младшая царевна выходит замуж за Ивана-дурака.

Героем следующей картины Васнецова - «Ковер-самолет» - будет этот Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.


В.М.Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Четвертой картиной, написанной по заказу Мамонтова, была картина «Витязь на распутье» . О такой картине Васнецов думал давно, еще в Петербурге, когда слушал, как студент Савенков читал одну из былин об Илье Муромце. От того времени сохранились карандашные наброски, позднее были сделаны рисунок пером и акварель на ту же тему. А теперь написана большая картина.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, животных, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

«Как прямо ехати -
Живу не бывати:
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному».

«Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти».

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами «дочитают» картину. Славный русский витязь не ищет легких путей; он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду...

Над картинами для Донецкой железной дороги Васнецов работал около трех лет. Новые темы подсказали и новые цветовые решения. Так же как в картине «После побоища», на смену пасмурной живописи большинства первых картин пришли красота и богатство красок. К сожалению, ни одна из этих картин не попала на московский вокзал. Нашлись такие «знатоки и любители искусств», которые забраковали их. Они просто не поняли нового Васнецова - удивительного художника, который к этому времени твердо стоял на новом пути. Когда Стасов спрашивал его, как случилось, что он отошел от бытовой живописи, то Васнецов говорил: «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, на это точно ответить не умею. Знаю только, что в период самого яркого увлечения жанром в академические времена в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы».

Васнецов подружился с семьей Мамонтовых, все чаше бывал у них и каждый раз, подымаясь по большой лестнице, чувствовал какое-то особое приподнятое настроение. Очень полюбились ему литературные чтения, которые происходили в большом кабинете Саввы Ивановича.

На столе, покрытом красным сукном, в сверкающих позолотой канделябрах горели свечи, гости рассаживались вокруг стола и по очереди читали стихи, рассказы, повести. Иногда отдельные вечера посвящались Лермонтову, Пушкину, Некрасову, Жуковскому, Никитину, Кольцову. Особенно увлекались Некрасовым. Часто читали пьесы Островского, Пушкина, Гоголя, А.К. Толстого, Шиллера; при этом роли распределялись между участниками чтений, и получался своего рода спектакль, только без костюмов и декораций.

Савва Иванович Мамонтов, его семья, дети, все многочисленные племянники и племянницы - все жили искусством, сценой, музыкой. «Савва Иванович обладал особым талантом возбуждать творчество других, в нем была как бы электрическая струя, зажигающая энергию окружающих», - говорил Васнецов. Он был неистощим на выдумки; то все во главе с хозяином отправлялись на этюды и потом устраивали выставку в столовой большого дома; то бурно обсуждали постройки, которые затевались на усадьбе; то все - и домашние и гости - вовлекались в постановку какого-нибудь спектакля, и Васнецов неизменно в нем участвовал.

Однажды пришлось ему изображать англичанина, осматривающего Третьяковскую галерею. Ему приделали рыжие баки, и он, не зная ни одного слова по-английски, произносил английские звуки так изумительно, что все пришли в неописуемый восторг.

В Абрамцеве любили совершать далекие экскурсии по деревням, где с увлечением рассматривали старую русскую архитектуру, делали зарисовки какой-нибудь крестьянской избы с замысловатым коньком на крыше, с узорными наличниками на окнах. Почти после каждого такого похода приносили с собою множество интересных вещей, которые покупали у крестьян: расшитые полотенца, деревянные ларцы, солонки, покрытые тонкой резьбой.

Однажды Репин и Поленов увидели в соседней деревне резной карниз, украшавший крестьянскую избу. Им удалось купить эту доску, с таким мастерством разукрашенную народным умельцем. Когда они принесли ее домой, все были в восторге.

Как-то само собою возникло решение устроить в Абрамцеве музей образцов народного творчества. Постепенно музей разрастался, а художники, жившие в Абрамцеве, в свободные часы стали сами расписывать разную утварь и деревянную мебель в древнерусском стиле. Так, Васнецов изобразил на дверках кухонного стола ворону и сороку. Репин украсил резьбой несколько ларцов...

Это увлечение обитателей Абрамцева привело к тому, что при абрамцевской школе была создана мастерская резьбы по дереву. Васнецов, конечно, принимал самое горячее участие в организации мастерской. Руководили мастерской жена Мамонтова и сестра Поленова, художница Елена Дмитриевна Поленова. Для занятий с учениками были приглашены кустари-резчики, а Виктор Михайлович выписал для работы в мастерской брата Аркадия - превосходного столяра. «Цель наша, - писала в одном из писем Елена Дмитриевна Поленова, - подхватить... народное творчество и дать ему возможность развернуться. Мы ищем главным образом вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предметы их обихода... Это искусство положительно еще не умерло в народе».

Работали все художники очень много. Репин писал этюды для картины «Запорожцы», думал о картине «Не ждали». Аполлинарий Васнецов без устали писал пейзажи Ахтырки, Абрамцева. В нем уже чувствовался мастер точного, тонкого, поэтического пейзажа. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом, вечная им за это благодарность, и сверстники Виктора во главе с ним, и мои сверстники», - вспоминал позднее Аполлинарий Васнецов.

А Виктор Васнецов? Он буквально был одержим искусством, весь отдавался творчеству. Почти одновременно работал над картинами мамонтовского заказа, мечтал о «Богатырях», увлекся замыслом картины «Аленушка». «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка». Как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул», - рассказывал он позднее.

Подолгу бродил Васнецов по окрестностям Ахтырки, писал этюды - реку Ворю, белые стройные березки, молодые осинки, берег тихого пруда, который он потом назвал «Аленушкин пруд», - все искал такой пейзаж, который помог бы зрителю понять его Аленушку - девочку из сказки.

К осени он увез в Москву много набросков, эскизы, этюды для «Аленушки». А весной на девятой передвижной выставке показал картины «Битва русских с кочевниками», «Три царевны подземного царства», «Аленушку».


В.М.Васнецов. Аленушка. 1881

Сидит девочка, с таким ласковым русским именем - Аленушка, на камне у глубокого омута. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. И вокруг все печально. День осенний, серенький. Лес темный; желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпаны золотые листья.

Все в этой картине так просто, что кажется, художник написал ее в один присест. Но стоит только просмотреть предварительные наброски, этюды к ней, и мы поймем, как много, как вдумчиво работал Васнецов, пока первый его этюд «Аленушка» не превратился в лирическую картину. И если вам придется побывать в Третьяковской галерее, непременно зайдите в васнецовский зал, где вы увидите первые этюды к «Аленушке» и картину «Аленушка».

8
В зимний день 1881 года после целого дня работы над картиной «Аленушка» Васнецов поднимался по широкой лестнице мамонтовского дома. Он торопился. В этот вечер назначено было читать по ролям пьесу Александра Николаевича Островского «Снегурочка» , которую Савва Иванович давно мечтал поставить на домашней сцене.

Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше, -

Все долго молчали, очарованные этой весенней, светлой и в то же время грустной пьесой-сказкой с ее русскими песнями, хороводами, плясками. Потом заговорили все сразу, решили ставить поскорей - к Новому году.

Времени до спектакля оставалось мало. Надо было спешно разучивать роли, шить костюмы, готовить реквизит. Всем нашлась работа. Васнецову поручено было писать декорации, сделать рисунки костюмов.


В.М. Васнецов. Заречная слободка Берендеевка.
Эскиз декорации для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
См. страницу "Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" .

Сначала он даже оробел - никогда в жизни не был он художником театра. А тут еще и выступать в роли Деда-Мороза! «С непривычки было трудновато... - рассказывал Виктор Михайлович. - Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал я четыре декорации - Пролог, Берендеев посад, Берендееву палату и Ярили-ну долину... До часу или до двух ночи, бывало, пишешь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: «А хорошо!» Посмотришь - и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось - не поймешь».

А какие великолепные костюмы сделал Васнецов для Снегурочки, Леля, царя Берендея и для всех действующих лиц пьесы! Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: «...От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва восьмидесятых годов!»

Наступил вечер спектакля. Тихо раздвинулся занавес, и зрители сразу попали в сказочную страну берендеев. Лунная зимняя ночь; чуть мерцают звезды; темный лес, березки, сосны, домики-теремки с заснеженными крышами и самый настоящий Леший на сухом пне:

Конец зиме пропели петухи ,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку
Леший Отсторожил, - ныряй в дупло и спи!

И дальше, в следующих действиях, зрители видят и Берендееву слободу с огромным желтым подсолнухом около избы Бобыля, и палаты царя Берендея, расписанные дивными цветами и птицами со звездами, луной и солнцем - со всей «красотой поднебесной», и Ярилину долину, где шумят, веселятся беззаботные берендеи и берендейки.


В.М. Васнецов. Палаты царя Берендея.
Эскиз декорации для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Репин играл боярина Бермяту, Мамонтов - царя Берендея, а Васнецов - Деда-Мороза. В белой рубахе, кое-где прошитой серебром, в рукавицах, с пышной копной белых волос, с большой белой бородой, со своим вятским говорком на «о», он создал, как вспоминал позднее сын Мамонтова, «незабываемый образ хозяина русской зимы». А сам Виктор Михайлович, по всегдашней своей скромности, говорил так: «Никогда ни на какой сцене я не игрывал, - декорации и костюмы еще куда бы ни шло. Отнекиваться не полагалось. Да как-то и стыдно было. Ну, и играл 1-го января 1882 г. Деда-Мороза, и играл не один раз. После Мороза-то, с тех пор, конечно, на сцену ни ногой. Потом, помню, намарал я по этому поводу четыре строки:

Да, я писал стихи,
То стихи были, не проза!
Ах грехи, мои грехи -
Деда я играл Мороза!..»

Через несколько лет, уже не на домашней сцене, а в настоящем театре, организованном Саввой Ивановичем Мамонтовым, снова была поставлена «Снегурочка». На этот раз это была опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, либретто которой написал сам композитор по пьесе Островского. А Васнецов, пересмотрев все свои старые эскизы декораций и костюмов, многое сделал еще заново. «Нельзя, мне кажется, представить себе что-нибудь более совершенное, художественное и талантливое для иллюстрирования этой чудной оперы», - писал Стасов, когда увидел эти васнецовские эскизы.

Спектакль имел огромный успех. На первом представлении оперы был художник В.И. Суриков. Он «был вне себя от восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром».

Но вернемся к той зиме, в которую Васнецов окончил «Аленушку», сделал эскизы декораций и костюмов для «Снегурочки». Как всегда, трудился он тогда над несколькими картинами одновременно и наряду с «Аленушкой» и «Снегурочкой» писал картину «Богатыри», задуманную очень давно. Тогда он сделал первый карандашный набросок будущей картины, а как-то, уже в Париже, размечтавшись о России, написал небольшой эскиз красками. Эскиз увидел художник Поленов, и он очень ему понравился. Васнецов тотчас же предложил подарить ему эскиз. Поленов минутку подумал и сказал:

Нет, дай мне слово, что эскиз будет наброском к большой картине, которую ты должен непременно написать. А когда напишешь, подаришь мне этот эскиз.

Лето после постановки «Снегурочки» Васнецовы проводили в Абрамцеве, а Репины собирались в Петербург и пока поселились недалеко от Абрамцева. Картина «Богатыри» не помещалась в маленьком доме, где жили Васнецовы, и сарай рядом с домом был спешно переделан в большую мастерскую с верхним светом. «Богатыри» на все лето удобно устроились в мастерской. Один из сыновей Мамонтова спустя много лет рассказывал: «Помню, как по утрам к Яшкиному дому поочередно водили то рабочего тяжелого жеребца, то верховую лошадь отца, Лиса, с которых Васнецов писал коней для своих «Богатырей». Помню, как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил лицом Алеша Попович в этой картине».

А в Абрамцеве в разгаре было «абрамцевское лето». Часто наезжали знакомые художники и снова каждое утро ходили на этюды, снова совершали походы по деревням, и абрамцевский музей пополнялся новыми находками. Васнецов работал очень усердно, и в большом доме видели его редко, главным образом вечером. Вечерами, как обычно, много читали вслух, спорили, рисовали.

Однажды Васнецов сделал рисунок избушки на курьих ножках с резным коньком на крыше и летучей мышью, распростершей крылья над входом. Рисунок так всем понравился, что вскоре построили по этому рисунку настоящую «Избушку на курьих ножках», которая и до сих пор стоит в амбрамцевском парке. Вокруг нее шумят седые ели, и кажется - вот сейчас из окна выглянет злая баба-яга.

Наступила осень. Надо было переезжать в Москву, устраивать «Богатырей» в тесной московской квартире, думать о том, как и чем жить. У Васнецовых было уже трое детей, и все труднее было сводить концы с концами, но Александра Владимировна никогда не жаловалась; она была доброй, терпеливой женой, понимала, какой большой художник Виктор Михайлович, берегла его.

Васнецов писал «Богатырей», думал о сказках, собирался делать иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова, которую очень любил... Планов было великое множество, и работы хватило бы на десятки лет.

И вот тут совершенно неожиданно предложили Виктору Михайловичу новую работу - оформить Круглый зал Исторического музея в Москве, отведенный древностям каменного века. Исторический музей только что отстроился, и теперь отделывались его залы. Круглый зал должен был открыть выставку и увести посетителей музея в глубь столетий, показать жизнь первобытных людей. В первую минуту Васнецов даже растерялся - тема показалась ему чужой, далекой, но в то же время и очень заманчивой. Он долго стоял в Круглом зале, говорил с сотрудниками музея, осматривал какие-то кости, глиняные черепки, осколки, стрелы, уже размещенные по витринам, и уехал домой, так и не дав окончательного согласия. А по дороге домой вдруг «увидел» свою будущую картину и, как спустя несколько лет говорил одному из друзей, «вчерне освоил ее композицию». Дома на первом попавшемся клочке бумаги торопливо набросал ее и решил принять предложение.

На время были отодвинуты в сторону «Богатыри» - их место занял «Каменный век». Много месяцев ушло на подготовку к картине. Васнецов делал наброски, эскизы, не раз менял первоначальную композицию, без жалости отбрасывая лишнее, вписывая новое. Внимательно изучал он сочинения по вопросам первобытной культуры, беседовал с учеными - историками и археологами, сотрудниками музея, - с братом Аполлинарием, который с детства интересовался археологией. «Я, кажется, всем надоел в музее, требуя от них как можно больше предметов и образцов, которые позволили бы мне хоть немного пощупать и увидеть тогдашний уклад жизни», - рассказывал он.

Постепенно далекое-далекое прошлое становилось для него ясным, ощутимым - он видел его, казалось, жил в этом прошлом сам. «Я теперь так погружен в свой «Каменный век», что немудрено и забыть современный мир...» - писал Васнецов. Летом в Абрамцеве он целые дни просиживал в своей мастерской и разве только к вечеру услышит, что играют в городки, прибежит, смахнет одну за другой все фигуры - играл он в городки очень хорошо - и снова в мастерскую.

Когда в карандаше прорисованы были четыре картины, которые должны были составить фриз длиной в двадцать пять метров, Васнецов стал писать их в натуральную величину маслом на холстах.

На первом холсте - вход в пещеру. У входа племя первобытных людей; одни отдыхают, другие работают. Женщины выделывают шкуры зверей, около них дети. Огромный мужчина несет убитого на охоте медведя, другой стреляет из лука, кто-то сверлит отверстие в камне. В стороне на солнце греется древний старик.

На втором холсте в центре во весь свой гигантский рост стоит вождь племени с копьем и вскинутой на плечи кувалдой. Вокруг разные люди: они обжигают горшки, долбят лодку, добывают огонь, делают наконечники для стрел... Подальше девушка, вытащив огромную рыбу, пляшет от радости.

Третий холст - охота на мамонта. Мамонта загнали в яму. Мужчины, женщины, дети - все участвуют в охоте, добивают зверя копьями, стрелами, бросают в него камни. Последний, четвертый холст - пиршество. Доисторические люди поедают мамонта после удачной охоты.

Новая тема, над которой работал Васнецов, поставила перед ним и новые живописные задачи, которые он разрешил прекрасно. Ему удалось выдержать колорит картин в суровых, приглушенных тонах, найти новые и смелые сочетания красок - коричнево-красных, черных, серо-синих, зеленоватых.

К началу осени заказ Исторического музея в основном был закончен. В холодной мастерской плохо сохли краски, и пришлось картины переправить в большой дом. Виктор Михайлович с братом Аполлинарием перенесли на себе огромные полотнища, наколоченные на длинные палки. Когда краски просохли, холсты, свернутые в трубки, перевезли в Исторический музей, где рабочие наклеили все картины на стены Круглого зала. Места стыков Васнецову пришлось заделывать, пришлось и кое-что прописать заново, учитывая новые условия освещения: в Круглом зале было темнее, чем в абрамцевской мастерской. Картины так хорошо удалось наклеить, что они совершенно слились со стеной и создавалось впечатление, будто они написаны на стене.

Но Васнецов все чем-то был недоволен, день за днем делал все новые поправки, и прошло еще несколько месяцев, прежде чем в левом углу последней картины - фриза появилась подпись: «Виктор Васнецов. 1885 год 10 апреля» - дата окончания фриза.

Чувство какой-то опустошенности охватило художника, когда убрали леса, ушли рабочие и он остался наедине со своей картиной. Все было позади - и ежедневный тяжкий труд, и часы истинного вдохновения, и радость неожиданных открытий, и горькое сознание недостаточности своих сил... И вот он свободен. Снова возвращается к своим «Богатырям», снова полон творческих замыслов, но так, по словам друзей, «отравил его «Каменный век», что он спал и видел роспись больших стен».

9
Лето, как обычно, Васнецов проводил с семьей в Абрамцеве, часто видался с братом Аполлинарием, с которым все больше и больше связывала его общая страсть к искусству. «...В вопросах искусства, - говорил Аполлинарий Михайлович, - в понимании задач и обязанности художника перед народом у нас не было никаких расхождений». Аполлинарий Михайлович к этому времени уже начинал выставлять свои чудесные пейзажи на передвижных выставках, и Третьяков приобретал их для галереи.

«Богатыри» из Москвы переехали на старое свое место - в абрамцевскую мастерскую, и Васнецов с увлечением над ними работал. Однажды в Абрамцево приехал профессор Адриан Викторович Прахов. Он жил в Киеве, руководил внутренней художественной отделкой только что отстроенного большого Владимирского собора и прибыл специально для того, чтобы пригласить Васнецова принять участие в росписи собора. Васнецова он знал давно, любил его как художника, а после «Каменного века» уверовал в его дар художника-монументалиста.

Меня сейчас занимают совсем другие темы - русские былины и народные сказки, - сказал Васнецов и наотрез отказался от заказа.

Но когда Прахов уехал, Васнецов пожалел о своем отказе и на следующий день телеграфировал ему, что заказ принимает.

В самом конце лета 1885 года Васнецов был уже в Киеве, а вскоре в Москве состоялось торжественное открытие археологического зала - Круглого зала Исторического музея. На открытии присутствовали ученые, художники, были Владимир Васильевич Стасов и Павел Михайлович Третьяков. Всех привела в восторг великолепная «стенная роспись» Васнецова; все сожалели, что его нет на открытии. «Поразительная, потрясающая картина!..» - с бесконечным количеством восклицательных знаков говорил Стасов, буквально захлебываясь от восхищения. А Третьяков в тот же день писал Васнецову в Киев: «Я хотел... поскорее обрадовать Вас, что «Каменный век» на месте... на всех «товарищей» (т. е. передвижников) произвел огромное хорошее впечатление, кажется, все без исключения были в восторге».

А в Киеве Васнецов уже начинал работу, размеры которой и не снились ему. Уезжая из Москвы, он рассчитывал пробыть в Киеве около трех лет, а задержался почти на десять лет. За эти годы он расписал в соборе четыре тысячи квадратных аршин, сделал пятнадцать огромных композиций, тридцать больших отдельных фигур и множество великолепных орнаментов. Правда, у него было несколько помощников, но основную работу выполнял он сам.

Работа по росписи собора была трудная, требующая большого напряжения и вместе с тем увлекательная, но как ни увлечен был этой росписью Васнецов, не мог он не тосковать по Москве, по московским друзьям, по московской музыке. «Музыку часто слышите? - спрашивал он в письме художника И.С. Остроухова. - А я редко, очень, очень; она мне страшно необходима: музыкой можно лечиться!» Но больше всего, конечно, тосковал он по своим «Богатырям» и не устоял - выписал «Богатырей» в Киев. И вот «Богатыри», которые вообще много путешествовали и по московским квартирам, и по железным дорогам, теперь стали переезжать с квартиры на квартиру в Киеве. В каждой квартире им отводилась самая большая и светлая комната, а дети Васнецова много лет спустя вспоминали, как, играя, любили прятаться за «Богатырями». Почти каждый день перед уходом в собор Виктор Михайлович хоть недолго сидел перед своими «Богатырями» то с кистями и палитрой, а то и просто так смотрел на них, задумавшись.

В той же комнате стояла и другая картина, начатая еще в Москве, - «Иван-царевич на Сером Волке». Ее Виктор Михайлович торопился кончить к семнадцатой передвижной выставке. «Я только что отправил на выставку своего «Ивана-царевича на Сером Волке», - писал он Третьякову, - заставил-таки себя выделить из соборной работы хоть малость времени... Конечно, хотелось бы, чтобы картина нравилась, а достиг ли этого - увидите сами».


В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. 1889

Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.

«Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Иванович Мамонтов. - Твой «Иван-царевич на волке» привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества».

Картину купил П.М. Третьяков, и висит она с тех пор в Третьяковской галерее, в васнецовском зале, почти напротив «Аленушки». Васнецов, узнав об этом, очень обрадовался. «Душевно Вам благодарен за радость, доставленную мне приобретением моего «Волка» в Вашу галерею. Нечего говорить, как мы ценим помещение своих картин к Вам», - писал он Третьякову.

Работы по росписи собора подходили к концу. Васнецову не терпелось скорее вернуться домой, в Москву. «Мы, можно сказать, уже на ходу, все у нас занято приготовлениями к отъезду... 15 июня или около думаем быть в Абрамцеве. Хотелось бы нам прямо с курьерского попасть на поезд в Абрамцево», - писал Васнецов Мамонтовым. А в конце июня 1891 года он с семьей уже поселился в Яшкином доме, в своем любимом Абрамцеве под Москвой. Начиналась новая пора жизни.

«У меня, Павел Михайлович, есть давняя мечта: устроить себе мастерскую в Москве... Вы сами знаете, как художнику необходима мастерская», - так писал Виктор Михайлович Третьякову. Но денег на постройку мастерской раньше никогда не было, и только теперь, после возвращения из Киева, когда Третьяков купил для галереи почти все эскизы по росписи собора, он решил осуществить свою давнюю мечту. Долго присматривал место для дома, хотелось в тишину, подальше от главных улиц. Наконец место найдено - небольшой участок с ветхим домиком, тенистым садом в одном из тихих переулков, почти на окраине тогдашней Москвы. Старый дом пришлось снести, и скоро на его место стал новый, построенный по рисункам и проекту Виктора Михайловича. Сам Васнецов помогал его строить и радовался «каждому венцу растущих стен, каждой половице пола, каждому поставленному окну и двери».

Дом был выстроен особенный, не похожий на все другие дома переулка. Сложенный из бревен, с высокой двухскатной крышей, украшенной бревенчатой башенкой-теремком, он, казалось, пришел сюда из старых русских былин и сказок. И внутри дома все было необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с красивыми цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг тяжелые, крепкие стулья - только бы богатырям сидеть на таких стульях, за такими столами.

Из самой большой комнаты, залы, наверх вела узенькая винтовая лесенка прямо в мастерскую - огромную, высокую, всю залитую светом, а рядом с мастерской - светелка, своя комната. Такой мастерской в то время, пожалуй, ни у кого из художников Москвы не было.

Летом 1894 года Васнецовы переехали в еще не совсем отстроенный дом. Виктор Михайлович всегда говорил, что это был один из самых счастливых дней его жизни. Постепенно налаживалась жизнь и внизу и наверху - в мастерской. Приехали «Богатыри» и заняли почти всю правую стену мастерской. Теперь они были у себя дома и не надо было им больше скитаться по чужим квартирам. «Работалось мне в новой мастерской как-то внутренне свободно, - говорил Васнецов. - Мне никто не мешал, попью чаю, поем, поднимусь к себе, запрусь и делаю, что хочу! Иногда даже пел во время работы. Главное, уж очень хорошо было смотреть на моих «Богатырей» - подойду, отойду, посмотрю сбоку, а за окном Москва, как подумаю - сердце забьется радостно!»

На стене мастерской, у самой двери, Виктор Михайлович нарисовал углем головку девочки: к губам у нее приложен палец, а под рисунком подпись: «Молчание». «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», - говорил Васнецов.


В.М. Васнецов. Снегурочка. 1899

В таком светлом состоянии в счастливой тишине своей мастерской он тогда же написал чудесную картину - «Снегурочка». Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Боярышня! живая ли? живая.
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Рядом со «Снегурочкой» на мольберте стояло еще несколько начатых картин, и среди них «Гусляры», «Царь Иван Грозный».

Над «Богатырями» Васнецов не переставал работать. Друзьям казалось, что картина совсем закончена, что пора ее дать на передвижную выставку, - Васнецов уже давно ничего не выставлял. Перед открытием двадцать пятой передвижной юбилейной выставки художник Иван Иванович Шишкин писал ему: «Я горжусь Вами, как кровный русский, великим художником, и радуюсь за Вас искренне, как товарищ по искусству... Виктор Михайлович! Двиньте-ка на нее Ваших «Богатырей», ведь они у Вас, сколько я помню, почти кончены».

Но «Богатырей» на выставку Васнецов не дал. Ему все еще казалось, что картина не вполне досказана, где-то надо исправить, где-то чуть-чуть тронуть кистью. Он послал другую картину - «Царь Иван Грозный».


В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898

Цели урока:

Образовательные:

· Учить давать жанровую характеристику очерка, определять тему, выделять факты и информацию о герое;

· Научить сравнивать художественный рассказ и очерк;

· Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;

· Установить межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, окружающего мира и информатики.

Развивающие:

· Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;

· Развивать прогностическую, текущую, ретроспективную самооценку и итоговый самоконтроль;

· Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные:

· Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

· Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;

· Формировать интерес к предмету.

Оборудование: Компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, визитные карточки центров: «Авторы», «Исследователи», «Редакторы», творческие работы учащихся, выставка книг «»

Тип урока : урок изучающего чтения.

Ход урока:

1. Организация класса

Учитель: Чему нас учат уроки литературного чтения?

Ученик: Беседовать с книгой.

Ученик : Высказывать своё отношение к прочитанному.

Ученик: Писать отзывы.

Ученик : Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

2. Актуализация изученного

Учитель: Какие жанры художественной литературы вы знаете?

Ученик: Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть, очерк.

(По щелчку слайд 2 )

Учитель: Какой из жанров изучен нами недостаточно?

Ученик: Очерк.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с очерком, а вот с каким – это вы узнаете сами. Тема зашифрована. Я вам буду задавать вопросы. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получит жетон с буквой.

Учитель: Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Ученику, давшему наиболее полный ответ, даётся жетон с буквой «к»)

Ученик: Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.

Учитель: С чем можно сравнить очерк? (За правильный ответ даётся буква «а »)

Ученик: С документальным фильмом.

Ученик: Очеркистом.

Учитель: Какую задачу должен удерживать очеркист? (За правильный ответ даётся буква «т»)

Ученик: Не имеет права изменять факты.

Учитель: Почему? (За правильный ответ даётся буква «и »)

Ученики: Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна.

Учитель: Каких очеркистов вы знаете? (За правильно названных очеркистов даются жетоны с буквами «н » «ы » «с » «к » «а » «з »)

Ученики: И. Соколов – Микитов «Родина».

Ученики : М. Шолохов «Любимая мать – Отчизна».

Ученики : «Великий сказочник».

Ученики : «Воспоминания об ».

Ученики : «Слово о Крылове».

Ученики : «Пушкин». (1 щелчок, слайд 3, очеркисты)

Учитель: На какие две группы можно разделить изученные очерки?(за правильный ответ – буквы «к », «и »)

Ученики: О Родине, о людях. (2 щелчок, слайд 3, деление очерков на группы)

Учитель: Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже. (Из полученных букв учащиеся составляют название очерка «Картины - сказки»)

3. Сообщение темы

Учитель: С каким произведением нас ждёт встреча?

Ученики: (выкладывают из букв название произведения) С произведением «Картины - сказки» лайд 4 ).

Ученики : О чём это произведение?

Ученики : Почему так называется?

Учитель: Так о чём же может быть произведение с таким названием?

Учитель: После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.

Учитель: Чему мы будем учиться?

Учитель: Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает, тот много знает»

4. Первичное восприятие произведения

Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам. У остальных ребят книги закрыты. (По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)

Слайд 5. Дом-музей.

Н. Шер Картины – сказки

В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой - старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.

(1 щелчок – портрет)

В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей.

Слайд 5 - 2 щелчок – комнаты Дома – музея

Всё в этом доме необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжёлые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.

Здесь много рисунков, картин, которые писал Васнецов в разные годы жизни; много вещей, украшенных резьбой и росписью по старинным русским образцам, стенные часы - куранты с тремя гирями, ларь с фигурной спинкой, образцы старинного оружия – всё это любил и собирал художник долгие годы.

В столовой висит большой портрет Васнецова. Портрет этот написала дочь Васнецова, художница Татьяна Викторовна. Рядом со столовой – большой зал, где часто собирались друзья художника – Репин, Суриков, Поленов, Серов, Шаляпин, Чехов, Горький. В углу – деревянная, очень крутая винтовая лесенка. Подымешься по лесенке – и войдёшь в огромную, залитую светом мастерскую – самую заветную комнату в доме. На стене, у двери, Васнецов углём нарисовал головку девочки; к губам приложен палец. Рисунок этот он назвал «Молчание».

«Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», - говорил художник. И здесь, в мастерской, он трудился целые дни.

Слайд 6

Закончил картину «Три богатыря», которую вы хорошо знаете;

Слайд 7 - Поэма семи сказок – содержит гиперссылки на слайды 7-14

задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба - Яга», «Царевна - лягушка», «Царевна - Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка - Бурка», «Ковёр - самолёт».

И вот теперь мы тихо идём по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. И перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.

Вот мчится в ступе баба яга, сидит печальная царевна Несмеяна, мчится по небу ковёр - самолёт… А вот в заколдованном царстве спит царевна, спят деревья. Травы, птицы, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража. Чудеса подстерегают нас на каждом шагу в этой «Поэме семи сказок, над которой много лет радостно и любовно работал Васнецов.

Слайд 15 – «Алёнушка»

Но, кроме этих сказок, художник создал ещё много других картин - сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Алёнушке. Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чём? Может быть, о своей горькой доле или о бра те Иванушке… Вокруг тёмный лес, желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпались золотые осенние листья.

Слайд 15 – щелчок, переход на изображение Третьяковской галереи

Картина «Алёнушка» висит сейчас в Москве в Третьяковской галерее.

Слайд 15 – щелчок, переход на картину «Иван-Царевич на сером волке»

А напротив – «Иван - царевич на сером волке».

В сказках Ивана-царевича зовут по-разному – то это Иванушка - дурачок, то Иван - крестьянский сын, а то и просто Иван-дурак. И всегда это младший сын, всегда над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, то он преодолевает все препятствия, побеждает всех врагов. Ему удаётся рассмешить Несмеяну-царевну, разбудить спящую красавицу, добыть Жар-птицу…

И всегда его доброе и умное сердце побеждает зло, как солнце побеждает мрак.

Васнецову нравился этот любимый герой народных сказок. Очень нравилась и «Сказка об Иване - царевиче и сером волке». Писал он её с увлечением. Волнуясь, торопясь окончить к выставке. Волка он писал с натуры – ему приводили в мастерскую живого волка. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они не только смотрели, но слышали, как глухо шумит дремучий очарованный лес, нежно шелестят бледно- розовые кусты дикой яблоньки, шуршат листья под ногами серого волка – вот он, красивый, добрый великан , запыхался; спасает от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.

Слайд 15 – щелчок, переход к картине «Ковёр-самолёт»

А вот для того, чтобы увидеть Ивана-царевича на ковре-самолёте с клеткой волшебной Жар-птицы, надо побывать в городе Горьком в Художественном музее. Высоко в небе летит огромная птица ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте – Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, рек – древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина – это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка - дурачок в сказке.

Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.

Так одну за другой рассказывал Васнецов народные русские сказки. Сказки эти он знал и любил с самого детства, не расставался с ними всю жизнь. Радостно и беспокойно жили они в его душе, расцвечивая всё вокруг яркими красками.

Однажды он шутя сказал Алексею Максимовичу Горькому:

– Каждый ведь из нас хоть раз побывал на ковре-самолёте, и я тоже был там разок.

– Обязательно, Виктор Михайлович, – ответил Горький. – Без ковра-самолёта жить не стоит. Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце…

И, конечно, каждому из нас хотелось хоть раз побывать на ковре-самолёте. Не на волшебном, а на настоящем самолёте, помечтать о полётах на Луну, на звёзды, подумать о том, как старая – старая сказка о волшебном ковре стала настоящей правдой и как всё на свете побеждает смелый человеческий разум.

5. Анализ произведения

5.1.Проверка первичного восприятия.

Учитель: П онравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Оправдался ли ваш прогноз?

5.2.Словарная работа

Учитель: Какие слова вам были непонятны?

Учитель: Кто желает найти их объяснение в толковом словаре Ожегова?

Учитель: Эти слова дополните в «Словарь нашего класса»

5.3. Аналитическое чтение текста в группах.

Учитель: Прочитаем текст в группах. При чтении используем приём «пометки на полях».

(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст, используя маркировочные знаки «+», «-», «?», «v», которые требуют внимательного активного чтения)

5.4. Первичный анализ текста.

Учитель: Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите.

Ученики : Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла.

Учитель: Где жил Васнецов?

Учитель: Сохранился ли его дом?

Учитель: Что необыкновенного в нём?

Учитель: Что можете сказать о дочери?

Учитель: Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?

Учитель: Какой рисунок выражает мысли автора?

Учитель: Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?

(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)

Учитель: Задайте свои вопросы по тексту.

Учитель: Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?

Учитель: С каким чувством работал над этими картинами художник?

Учитель: Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке?

Ученики : «Алёнушка»

Учитель: Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится?

Ученики : В Третьяковской галерее.

Учитель: Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…

Ученики : Архитектурой.

Учитель: «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.

Учитель: Какая картина висит напротив «Алёнушки»?

Ученики : «Иван – царевич на сером волке».

Учитель: Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему?

Ученики : Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло.

Учитель: Как он писал картину? С каким чувством?

Ученики : С увлечением, волнуясь, торопясь окончить к выставке.

Учитель: Как зрители восприняли эту картину?

Ученики : Подолгу стояли перед ней, они не только смотрели, но и слышали звуки.

Учитель : Назовите ещё одну картину с изображением Ивана - царевича.

Ученики : «Ковёр - самолёт».

Учитель: Где можно увидеть эту картину?

Ученики : В городе Горьком, а теперь это Нижний Новгород. В Художественном музее.

Учитель: Кто был в этом музее? При возможности постарайтесь сходить в Художественный музей, чтобы полюбоваться картиной Васнецова. Здесь находится оригинал, а не репродукция картины.

Учитель: О чём мечтал Васнецов? Почему?

Ученики : Побывать на ковре - самолёте. Мечта окрыляет человека, побуждает к действию.

Учитель: «Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце».

Учитель: Поразмышляем. Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?

6. Релаксация

(слайд 16 , навигация по стрелке вправо)

Учитель: Откиньтесь на спинку стула. Совершим виртуальное путешествие в картинную галерею.

Учитель: Закройте глазки. Минутка отдыха.

Учитель: Какие репродукции картин Васнецова мы встречали на уроках «окружающего мира»?

Ученики : «Книжная лавочка», «Нестор».

Учитель: Что можно сказать про Васнецова?

Учитель: Васнецов был не только художником – сказочником, архитектором, он выполнял настенные росписи Владимирского Собора в Киеве(10 лет). Писал на исторические и религиозные темы. Круг интересов его был широкий.

7. Вторичное восприятие произведения (14 мин)

7.1. Творческая работа в центрах

(слайд 15 , выход названий центров по щелчку)

2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд

3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста (работа за компьютером – слайды 19-27 . В тесте настроены триггеры. При выборе правильного ответа происходит кратковременное расширение фигуры и звучат аплодисменты. При выборе неправильного ответа происходит вращение фигуры).

Проверка работы в центрах:

Слайд 18 - проверка кроссворда

(В кроссворде настроены триггеры. 1 щелчок по стрелке – появляется задание, 2 щелчок по стрелке – появляется ответ. Щелчок по книжке – появляется словесная оценка «Молодцы»!)

Слайды 19-27 – проверка теста

7.2.Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.

Учитель: Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»

(Презентация детских работ. Учащиеся показывают рисунки, читают стихи, сочинения, синквейн.)

Учитель: Как говорит о Шер?

Ученики: «Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»

Учитель: Что можно сказать о Васнецове?

Ученики : Он как раз и был таким человеком.

Ученики: Прославил Родину своими картинами.

Учитель: Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко . В нём бьётся особая струнка», так характеризовал художника.

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.

Учитель: Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове?

Учитель: Как относится к герою очерка?

7.3. Обращение к выставке.

(Информацию дает группа ребят, работавших в библиотеке)

1. . Рассказы о русских художниках.

2. . Виктор Михайлович Васнецов.

В этот сборник вошли письма, дневники, доклады и воспоминания Васнецова.

3. Журнал «Художественная галерея» №64, 2005 год полностью посвящён Васнецову, «истинному богатырю национальной живописи».

4. Энциклопедия.

5. Васнецов «Мир шедевров. 100 мировых имён в искусстве». Здесь представлены репродукции художника и сведения из его биографии.

8. Домашнее задание (слайд 28)

1.Найти информацию о детстве.

2.Пересказ очерка

3.Творческая работа «Встреча с картинами великого художника»

Можно придумать себе задание самостоятельно.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню творчества.

9. Рефлексия

Учитель: Что узнали нового?

Учитель: Составьте синквейн по уроку (в группе) (слайд 29)

Учитель: Всем спасибо!

Конспект урока по литературному чтению

по УМК «Начальная школа XXI века»

4 класс

Тема урока. Очерки о людях. Н.С.Шер «Картины – сказки».
Цели. 1. Раскрыть особенности жанра очерк на материале очерка Н.С. Шер

«Картины – сказки».

2. Совершенствовать навыки чтения.

3. Совершенствовать навыки работы с текстом.

4. Развивать связную речь учащихся , обогащать их словарный запас.

5. Воспитывать любовь к предмету, к истории России.
Оборудование: картины В.М.Васнецова «Аленушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Три богатыря», учебник ч.II, тетрадь ч.II.
I. Вступительная беседа.
- Прочитайте.

На доске.

И.Соколов – Микитов «Родина»

М.Шолохов «Любимая мать – отчизна»

Л. Толстой «Прыжок»

С каким литературным жанром мы познакомились?

Можно ли над названием этих произведений поместить слово «очерк»? Почему?

Чем отличается очерк от рассказа?

В очерке реальные события и герои, а в рассказе могут быть вымышленные события и герои.

Что такое очерк? Где можно найти ответ на этот вопрос?

В учебнике - с.122.

Прочитайте.

Я нашла другое определение к слову очерк. Прочитайте его на доске про себя. Сравните его со статьей в учебнике. Что новое вы узнали об очерке.
На доске.

Очерк всегда документален , написан художественным, а не научным языком и выражает отношение автора к событиям.

Кто увидел новые сведения в определении на доске?
Словарь.

Документальный – основанный на документах, на фактах. (Документальные данные. Документальный фильм.)
- Очерк должен соответствовать следующим признакам:

1.) реальные факты , события, люди;

2.) художественный язык;

II. Постановка цели урока.

Будем читать очерк Н.Шер «Картины – Сказки» и постараемся увидеть, о каких реальных фактах , событиях, людях говорит автор, обратим внимание на художественный язык и авторское отношение.
- Открыли учебники - с.124. Обратим внимание на заголовок.

Как называется очерк?

По заголовку можно определить о ком пойдет речь?

О художнике.

О каком художнике пойдет речь? Кто знает фамилию художника?
III. Работа с текстом очерка.
- Читаем весь очерк про себя и отмечаем на полях реальные факты.

(Задание в тетради для тех , кто быстро справился с.59 №1)

Что узнали про В.М.Васнецова? Называть только факты.

Подготовить краткий рассказ о жизни В.М.Васнецова, используя только факты.

Кто может рассказать, что узнали о жизни художника.

Слушание рассказов учащихся.

Теперь обратим внимание на художественный образный язык очерка.

Какие картины вы наиболее ярко себе представили, читая очерк?

Обратимся к описанию дома. Какие языковые средства использовал автор.

Найдите в тексте описание дома.

Что указывает на то, что дом старый? (потемневший от времени)

Как назван дом? (русский терем)

Какая фраза придает сказочность описанию дома?

Можно ли сказать, что описание дома образное, красивое , художественное?

Все ли слова понятны?
Словарь.

Изразцы – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей.

Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна, муки.
- Как автор говорит про мастерскую?

Какое старинное слово? (заветное)

Почему в мастерской висит такой рисунок? (Искусство рождается в молчании)

Как понимаете эти слова?

Как писал сказки Васнецов? (красками)

Какие же картины он написал?

Описание, каких картин дано в очерке подробно
Показ картин. Дети называют картины.
Задание по вариантам.

Подготовить выразительное чтение отрывка с описанием картины.

1 вариант. Картина «Аленушка».

2 вариант. Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

Проверка выполненной работы.

1 вариант.

Картина «Аленушка».

Можем ли мы сказать , что автор любит картины Васнецова? Докажите.

Какое предложение показывает отношение автора очерка к картине? (Он написал трогательную и поэтическую картину.)

Посмотрите на картину.

Что является главным в картине? (Девочка и окружающая ее природа.)

Какое впечатление производит на вас картина?

(Грустное, возникает чувство жалости к девочке, желание помочь ей.)

2 вариант.

Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

Найдите описание картины «Иван – Царевич на Сером волке». Прочитайте. Чем отличается одно описание картины от другого

Какое впечатление производила картина на зрителя? (Они не только смотрели, но и слышали картину.)

Что же услышали зрители? Прочитайте.

Что вы можете сказать о природе , которая изображена на картине?

Какое чувство вызывает у вас эта картина?

(Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
IV. Домашнее задание.

1. Описание, какой картины есть еще в очерке. Подготовьте дома самостоятельное чтение этого описания. Найдите ответ на вопросы: «Почему автор создал эту картину? Какую мечту человека он выразил в этой картине?»

2. Задание по выбору. Выполнить задание в тетради. Кто хочет, может подготовить подробный рассказ о художнике или о понравившейся картине художника.
V. Подведение итогов урока.

Какого жанра произведения мы читали на уроке?

Что узнали об очерке?

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема Н.С. Шер «Картины – сказки ».

Цели урока: продолжить знакомство с литературным жанром «очерк».

Задачи:

Образовательные:

- учить давать характеристику очерка, определять тему, выделять факты и информацию о герое;
- через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова
- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся.
Развивающие:

Развивать приёмы умственной деятельности в процессе анализа произведения;

Развивать самооценку и самоконтроль

Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные:
- содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
- формировать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, репродукции картин, карточки с заданиями; учебники, тетради, карандаши.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке, формирование нравственно –этической ориентации.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ –

Вы учите их – они учат вас.

2.Актуализация знаний.

С каким жанром литературы мы познакомились на последних уроках? (с очерком)

Что такое очерк? (это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни. В очерке нет вымысла. Автора очерка называют очеркистом. Очеркист не имеет права изменять факты. Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в художественный рассказ… Очерк – это жанр научно- популярной литературы. Очерки могут рассказывать о родной природе, о фактах из жизни знаменитых людей, о научных открытиях, о Родине, о труде и жизни народа (с. 129 учебника))

Вспомним, с какими очерками мы познакомились. Выполните задания на карточках: если затрудняетесь выполнить 1 задание, то выполните второе.

Какие очерки о людях мы читали? ( К.Г. Паустовский «Великий сказочник», С.В. Михалков «Слово о Крылове», А.И. Куприн «Памяти Чехова»)

Какие очерки о Родине мы читали? ( И.С. Соколов – Микитов «Родина, М.А. Шолохов «Любимая мать – отчизна»)

- Эпиграфом нашего урока будет высказывание: «…Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди…»

3.Формулирование темы и целей урока.

- О каком человеке мы сегодня будем читать подскажет нам выставка. (о Васнецове)

Кто это? (художник)

Что объединяет эти картины? (нарисованы по мотивам произведений фольклора, устного народного творчества)

Можете уточнить, о чём мы узнаем? (о его сказочных картинах)

Проверим наши предположения.

4. Первичное восприятие произведения.

А) Начало очерка до слов «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы» - говорил художник» (с. 134 учебника) слушают при закрытых учебниках (читает подготовленный ученик), смотрят презентацию «Дом – музей В.М. Васнецова», что снимает вопрос непонятных учащимся слов (ларь, винтовая лестница, терем…)

Б) Проверка первичного восприятия.

Интересный, познавательный текст, с которым мы познакомились?

Подтвердились ли наши предположения? (Да. Текст о художнике В.М. Васнецове и его картинах на сказочные сюжеты)

Физкультминутка для глаз

5. Анализ текста.

А) Моделирование обложки (работа в парах).

Сделаем модель обложки, прочитанного нами произведения.

Что запишите внизу? (название)

Что изобразите в центре? (укажем жанр произведения)

Обдумайте и укажите жанр, пользуясь условными обозначениями.

Б) Вторичное чтение и анализ текста.

К какому жанру вы отнесли текст Надежды Сергеевны Шер? Почему?

Докажите. Перечитайте начало текста (с. 133- 134), отметьте карандашом, о каких фактах из жизни художника вы узнали? Знакомые вам факты отмечайте V , новые для вас - +

Что вы узнали о художнике В.М. Васнецове из произведения Н.С. Шер?

Как бы вы назвали эту часть?

Физкультминутка

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

О чём вторая большая часть произведение? (О картинах – сказках)

Поработаем с ней в группах. Вы получаете задание изучить небольшую часть, посвящённую картинам художника и найти в ней интересные факты о создании картины, где она находится, о её особенностях (см. Приложения).

Организуется чтение «по кругу» в группах и выполнение заданий по карточкам.

В) Проверка работы в группах, составление кластера- схемы.

-Что ещё мы узнали о художнике из этой части?

Перечитайте с. 139 – 140. Какими качествами дополним портрет художника? (мечтатель)

6. Итог урока, рефлексия.

Прочитайте их полностью. («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…») Является ли В.М. Васнецов таким человеком? Он прославил своё Отечество своими картинами.

Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко –В. М. Васнецов. В нём бьётся особая струнка», – так характеризовал художника И.Н.Крамской.

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
- А вам хотелось бы стать такими же интересными, творческими, одержимыми идеей людьми, которые составляют славу Родины?

Б) Продолжите предложение..

Сегодня на уроке…

    сегодня я узнал...

    было трудно…

    я понял, что…

    я научился…

    я смог…

    было интересно узнать, что…

    меня удивило…

    мне захотелось…

7. Домашнее задание (по выбору).

Найти информацию о детстве В. М. Васнецова и рассказать классу.

Приложения.

______________________________ ___________________________

К. Ж.

_____________________________ ____________________________

____________________________ ____________________________

1.Вспомните, с какими очерками вы познакомились и сделайте к ним модели обложек.

______________________________ ________________________________

К. Ж.

_________________________________ _____________________________

А.И. Куприн «Памяти Чехова»

____________________ _____________________

2.Вспомни тему очерка, прочитанного тобой. Соедини название очерков с моделью обложки.

И.С. Соколов – Микитов «Родина» _________________

К.Г. Паустовский «Великий сказочник»

К. М.А. Шолохов «Любимая мать – отчизна» Ж.

С.В. Михалков «Слово о Крылове»

А.И. Куприн «Памяти Чехова»

_____________________ ____________________

1) Перечитайте часть, посвящённую « Поэме семи сказок » (с последнего абзаца с. 134 – до третьего абзаца с. 135).

2)Ответьте на вопросы.

Какие картины входят в этот цикл?

Подумайте, почему так называется цикл картин (общий сюжет, какой мир открывается перед зрителем).

3) Помощь:

*Поэма – крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, имеющее сюжет (например, героический, мифологический, сказочный…).

Ответ можно начать так «В цикл картин «Поэма семи сказок» входят картины … Я(мы) думаю(ем), что этот цикл картин назван так, потому что…»

1) Прочитайте часть, посвящённую картине « Алёнушка » (с. 135 третий и четвёртый абзацы).

2) Расскажите, где можно увидеть эту картину.

3) *Это интересно: Проект фасада (лицевой стороны здания) музея «Третьяковская галерея» был создан В.М. Васнецовым.

Ответ можно начать так: «Картина «Алёнушка» находится…:

Иван – царевич на сером волке » (последний абзац на с. 135 – 1-2 абзацы на с. 138).

2) Расскажите:

Где можно увидеть картину?

Как писал картину художник (интересные факты)?

Как отнеслись зрители к картине?

Почему В.М. Васнецов рисовал Ивана – царевича, что (какие качества) он ценил в нём?

Ответ можно начать так: «Картина «Иван – царевич на сером волке» находится…:

1) Перечитайте часть, посвящённую картине « Ковёр – самолёт » (последний абзац с. 138 – первый абзац с. 139)

Ответьте на вопросы:

Где можно увидеть эту картину?

Что символизирует (означает) Жар – птица, которую держит Иван - царевич?

2) Обратите внимание!

*городу Горький было возвращено его историческое имя – Нижний Новгород.

Ответ можно начать так: «Картина «Ковёр - самолёт» находится…:

Конспект урока по литературному чтению

по УМК «Начальная школа XXI века»

4 класс

Тема урока. Очерки о людях. Н.С.Шер «Картины – сказки».
Цели. 1. Раскрыть особенности жанра очерк на материале очерка Н.С. Шер

«Картины – сказки».

2. Совершенствовать навыки чтения.

3. Совершенствовать навыки работы с текстом.

4. Развивать связную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

5. Воспитывать любовь к предмету, к истории России.
Оборудование: картины В.М.Васнецова «Аленушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Три богатыря», учебник ч.II, тетрадь ч.II.
I. Вступительная беседа.
- Прочитайте.

На доске.

^ И.Соколов – Микитов «Родина»

М.Шолохов «Любимая мать – отчизна»

Л. Толстой «Прыжок»

С каким литературным жанром мы познакомились?

Можно ли над названием этих произведений поместить слово «очерк»? Почему?

Чем отличается очерк от рассказа?

В очерке реальные события и герои, а в рассказе могут быть вымышленные события и герои.

Что такое очерк? Где можно найти ответ на этот вопрос?

В учебнике - с.122.

Прочитайте.

Я нашла другое определение к слову очерк. Прочитайте его на доске про себя. Сравните его со статьей в учебнике. Что новое вы узнали об очерке.
На доске.

^ Очерк всегда документален, написан художественным, а не научным языком и выражает отношение автора к событиям.

Кто увидел новые сведения в определении на доске?
Словарь.

Документальный – основанный на документах, на фактах. (Документальные данные. Документальный фильм.)
- Очерк должен соответствовать следующим признакам:

1.) реальные факты, события, люди;

2.) художественный язык;

Будем читать очерк Н.Шер «Картины – Сказки» и постараемся увидеть, о каких реальных фактах, событиях, людях говорит автор, обратим внимание на художественный язык и авторское отношение.
- Открыли учебники - с.124. Обратим внимание на заголовок.

Как называется очерк?

По заголовку можно определить о ком пойдет речь?

О художнике.

О каком художнике пойдет речь? Кто знает фамилию художника?
III. Работа с текстом очерка.
- Читаем весь очерк про себя и отмечаем на полях реальные факты.

(Задание в тетради для тех, кто быстро справился с.59 №1)

Что узнали про В.М.Васнецова? Называть только факты.

Подготовить краткий рассказ о жизни В.М.Васнецова, используя только факты.

Кто может рассказать, что узнали о жизни художника.

^ Слушание рассказов учащихся.

Теперь обратим внимание на художественный образный язык очерка.

Какие картины вы наиболее ярко себе представили, читая очерк?

Обратимся к описанию дома. Какие языковые средства использовал автор.

Найдите в тексте описание дома.

Что указывает на то, что дом старый? (потемневший от времени)

Как назван дом? (русский терем)

Какая фраза придает сказочность описанию дома?

Можно ли сказать, что описание дома образное, красивое, художественное?

Все ли слова понятны?
Словарь.

Изразцы – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей.

Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна, муки.
- Как автор говорит про мастерскую?

Какое старинное слово? (заветное)

Почему в мастерской висит такой рисунок? (Искусство рождается в молчании)

Как понимаете эти слова?

Как писал сказки Васнецов? (красками)

Какие же картины он написал?

Описание, каких картин дано в очерке подробно
Показ картин. Дети называют картины.
^ Задание по вариантам.

Подготовить выразительное чтение отрывка с описанием картины.

1 вариант. Картина «Аленушка».

2 вариант. Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

^ Проверка выполненной работы.

1 вариант.

Картина «Аленушка».

Какое предложение показывает отношение автора очерка к картине? (Он написал трогательную и поэтическую картину.)

Посмотрите на картину.

Что является главным в картине? (Девочка и окружающая ее природа.)

Какое впечатление производит на вас картина?

(Грустное, возникает чувство жалости к девочке, желание помочь ей.)

2 вариант.

Картина «Иван – Царевич на Сером волке».

Найдите описание картины «Иван – Царевич на Сером волке». Прочитайте. Чем отличается одно описание картины от другого

Какое впечатление производила картина на зрителя? (Они не только смотрели, но и слышали картину.)

Что же услышали зрители? Прочитайте.

Что вы можете сказать о природе, которая изображена на картине?

Какое чувство вызывает у вас эта картина?

(Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
IV. Домашнее задание.

1. Описание, какой картины есть еще в очерке. Подготовьте дома самостоятельное чтение этого описания. Найдите ответ на вопросы: «Почему автор создал эту картину? Какую мечту человека он выразил в этой картине?»

2. Задание по выбору. Выполнить задание в тетради. Кто хочет, может подготовить подробный рассказ о художнике или о понравившейся картине художника.
V. Подведение итогов урока.

Какого жанра произведения мы читали на уроке?

Что узнали об очерке?