Из открытых источников

В Украине сегодня, 28 сентября, вступил в силу закон 2145-VIII об образовании.

Закон вводит 12-летнее обучение для школьников :

  • для начального образования – с 1 сентября 2018 года;
  • для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года;
  • для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года.

И только с 1 сентября 2027 года срок получения профильного среднего образования для всех соискателей составляет три года. До этого тоже можно, если Министерство образования так решит, - например, если есть соответствующий стандарт профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы.

После младших классов, средней и старшей школы вводится государственная итоговая аттестация, ее могут провести и в форме Внешнего независимого оценивания, однако в конце начальной школы - только для того, чтобы отследить уровень успешности учащихся.

Закон уделяет много внимания детям с особыми потребностями. Так, обязательно создают инклюзивные и специальные группы и классы по обращениям лиц с особыми потребностями или их родителей. При чем категории лиц с особыми образовательными потребностями определяются актами Кабмина. А в образовательных программах для таких детей могут быть коррекционно-развивающие составляющие.

Закон обязывает учреждения образования информировать о своей деятельности - в частности, на своих сайтах или сайтах учредителей. Надо публиковать документы, свидетельствующие о разрешении на образовательную деятельность и другие особенности - язык преподавания, правила приема, приспособленность заведения для детей с особыми потребностями, перечень дополнительных (платных) услуг и цены на них.

Документ предусматривает создание сайта с учебниками для школьников. Об этом должно позаботиться Минобразования. Электронные книги или книги в электронном виде должны в полной версии находиться в свободном доступе. Кроме того, книги и учебники, созданные за государственные деньги, разработчик должен опубликовать на своем сайте.

Повышение зарплаты для учителей и преподавателей законом также предусматривается, но не сразу. С 1 января 2018 года зарплаты учителей поднимутся минимум до трехкратной минимальной зарплаты, а научно-педагогического работника - еще на четверть больше (если рассчитать согласно обнародованному , речь идет об 11 169 и 13 961,5 грн соответственно, но окончательно суммы будут известны после принятия закона о бюджете на следующий год).

А вот с сегодняшнего дня вступают в силу нормы о надбавках за выслугу лет для педагогов и научно-педагогических работников:

  • свыше трех лет - 10 процентов;
  • свыше 10 лет - 20 процентов;
  • свыше 20 лет - 30 процентов должностного оклада.

С 2019 года учителя и преподаватели получат право на ежемесячную надбавку в размере 20% оклада, если они прошли сертификацию и имеют действующий документ об этом.

Язык образования в школах представителей нацменшинств - государственный .

Закон не предусматривает существование школ с преподаванием на языках национальных меньшинств и коренных народов. Остается возможность создавать отдельные группы в детсадах или классы в школе (речь идет о получении общего среднего образования) с обучением на языке нацменьшинства наряду с обучением на украинском языке.

В вузах по желанию учащихся создаются условия для изучения языка нацменьшинства как отдельной дисциплины.

Исключение из общего правила составляют школьники из числа нацменьшинств, которые начали учиться до 1 сентября 2018 года. До 1 сентября 2020 года они смогут учиться по прежним правилам, потом будет постепенно увеличиваться количество предметов, которые преподаются на украинском языке.

Кроме того, документ содержит такие нормы:

  • Преподавать в детсадах, школах и вузах можно будет без профильного образования

Если человек получил высшее, профессиональное предвысшее или профессионально-техническое образование по иной специальности, нежели педагога, закон позволяет ему на протяжении года работать учителем или преподавателем (в детсадах, школах, вне школы, заведениях профессионально-технического образования, вузах, учреждениях последипломного образования). Продолжить учительствовать и далее можно будет при условии успешно пройденной аттестации.

Школьным учителям надо будет успешно сдать экзамен в соответствии с квалификационными требованиями к педагогу.

  • Аттестация учителей каждые 5 лет

Педагоги должны будут проходить аттестацию каждые пять лет. Есть и альтернатива - педагог вместо аттестации может по собственному желанию пройти сертификацию и получить соответствующий документ, который будет действовать в течение 3 лет. Уже с начала 2019 года учителям с такими сертификатами предусмотрены “плюшки” - будут доплачивать 20% зарплаты к основному окладу.

Дети с инвалидностью будут учиться в обычных классах – при обращении родителей в школу, группы или классы для такого ребенка должны быть созданы в обязательном порядке. Тем, кто не будет успевать за одноклассниками, законодатель гарантирует индивидуальные занятия. Кроме того, школа должна будет обеспечить детей необходимыми средствами: учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов. С 1 сентября 2017 года прекратился набор в (до 31 декабря 2017 года они должны превратиться в детдома для детей-сирот): министерство настаивает на том, что все дети должны учиться вместе.

Основная часть закона говорит об индивидуальном подходе к ученику (который будет обеспечен индивидуальным учебным планом) и способности применять полученные знания в жизни – компетенциях.


Для родителей

Родители будут иметь право получать информацию о всех запланированных педагогических, психологических, медицинских, социологических мероприятиях, исследованиях и обследованиях, педагогических экспериментах. Также родители могут принимать участие в разработке индивидуальной программы развития ребенка (для учеников с инвалидностью) или индивидуального учебного плана, который будет у каждого ученика. Сейчас же школа не предоставляет персонализированного подхода к каждому ученику - дети учатся по утвержденной единой программе министерства.

Отныне всем желающим будет доступна полная информация о деятельности школы : территория обслуживания, информация о работниках, результаты мониторинга качества образования, годовой (в том числе и финансовый) отчеты деятельности, список товаров и услуг, полученных как благотворительная помощь, список платных услуг. Проследить, куда пошли ваши деньги и финансирования из местного бюджета, будет гораздо проще: достаточно зайти на сайт школы или местного управления образования. Сейчас получить такую информацию можно через запрос либо в районное управление образования, либо министерство, а за некоторыми закупками школы проследить с помощью Prozorro.


Родители могут стать членами попечительского совета. Совет же сможет участвовать в определении стратегии развития школы, участвовать в выборе директора, анализировать деятельность школы, контролировать выполнение бюджета и пытаться привлечь дополнительное финансирование.

Есть в законе также еще одна любопытная норма, согласно которой государство финансирует получение общего среднего образования в частном учебном заведении с лицензией, передавая ему «целевой объем средств в размере финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения». , что сейчас на одного ученика из бюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год, а на ученика с инвалидностью – 25 тысяч. Какой минимум будет выделен на одного ученика в следующем учебном году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину.

За помощью в решении споров родители смогут обратиться к . Он будет назначаться Кабмином на 5 лет: рассматривать и проверять жалобы учеников и их родителей, а также педагогических работников, давать рекомендации учреждениям, передавать факты правонарушений правоохранителям.

Для учителей и руководителей

Согласно последнему приказу министерства образования от 20.01.2017, минимальная ставка для специалиста составляет 2912 гривен. С 2020 года минимальная зарплата учителя будет составлять 3 минимальные заработные платы (сегодня 9600 гривен). Должностной оклад работника каждой следующей квалификационной категории повышается на 10%. За более трех лет работы в школе, учителям полагается надбавка в 10%, за 10 и более лет – 20%, а за более 30 лет – 30%.


Ежегодно учитель будет получать один оклад в качестве денежного вознаграждения. Также предусмотрена помощь на оздоровление и льготные долгосрочные кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Механизм их предоставления в законе не прописан. Учителя в селах также смогут претендовать на бесплатное пользование жильем, отоплением и электроэнергией. Также не чаще, чем раз в десять лет, учитель сможет получить «творческий отпуск», длительностью до года с зачислением этого времени в общий стаж. К должностному окладу можно будет получить 20% суммы дополнительно, при условии успешного прохождения добровольной сертификации . Такая процедура хоть и не обязательна, но она будет засчитываться как аттестация. Аттестация раз в пять лет будет обязательной – в этом закон не изменился.

Больше никакого обязательного обучения в Институте последипломного педагогического образования - повышать свою квалификацию учитель сможет любыми способами (с помощью тренингов, мастер-классов, сертификатных программ). ИППО будут работать как и прежде, но у его услуг появится законная конкуренция. За 5 лет работы учитель должен будет пройти не менее 150 часов повышения квалификации, но улучшать знания нужно будет ежегодно и отныне не за свои деньги. Финансирование на повышения квалификации учителей будет получать школа, а педсовет - окончательно решать, поддержать ли предложение учителя в выборе способа своего обучения.


Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, предложить новые формы и методы обучения, аккредитовать свои программы. Его основная задача – соответствовать ожидаемым и прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а в средствах достижения этого предоставляется выбор.

Школы станут более автономными. Они также будут избавлены от инспекций и аттестаций. Государство будет проводить аудит - проверять школу планово, раз в 10 лет. Делать это будет специально созданный орган - госслужба качества образования. Цель аудита – дать школе рекомендации для улучшения учебного процесса.

Директора школы будут выбирать на шесть лет по результатам конкурса. В голосовании будут участвовать учителя этой школы и родители. Директор сможет занимать должность только два срока. Именно директор будет формировать коллектив школы – назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей. Решения в школе должны будут приниматься всем коллективом: у всех педагогических работников учреждения появится обязанность участвовать в заседаниях педсовета.

Реформа образования, за которую проголосовали депутаты , в действие пока что не вступила, а все потому, что нет ее денежного обеспечения, да и школы не готовы ко всем нововведениям. Так, например, введение 12-летнего образования, с 9 обязательными предметами вместо 25, как сейчас, означает, что в образовательных учреждениях должны работать специалисты, которые могут одинаково хорошо знать физику, химию и биологию, быть готовыми к интегрированному курсу истории, географии и обществознания.

Еще летом вокруг реформы образования разразился финансовый скандал. Премьер-министр Украины назвал ее слишком затратной для государства, подсчитав, что реформа обойдется налогоплательщикам в 87 млрд грн.

Небольшие поблажки законом предусмотрены лишь для представителей «коренных народов» (им позволят иметь отдельные классы), а также для английского языка и языков Евросоюза, на которых можно будет преподавать в школах «один или несколько предметов» (видимо, небольшая уступка для венгров и румын). Но русскоязычное образование исчезнет полностью.

В оппозиции языковые новации жестко критикуют. «Когда в средних классах на родном языке можно преподавать только два урока в день, а в старших классах — ни одного, то это не европейский путь. Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться», — заявил народный депутат от «Оппозиционного блока» .

Эксперты отмечают, что лишение русскоязычных граждан права на образование на своем родном языке будет иметь серьезные политические последствия, усиливая раскол в обществе.

«Процент недовольных действиями власти вырастет, и запрос на полную перезагрузку власти и на смену курса страны дойдет до критической точки, — считает политолог .

— Уже с 1 сентября родители увидят, что повсеместно закрываются русские школы и старшие классы переводят на украинский язык. И это в юго-восточных регионах может вызвать взрывной эффект. Тем более, не нужно забывать, что как раз в сентябре 2018 года де-факто начнется кампания по выборам президента».

По словам депутата Харьковского горсовета шести созывов, сейчас проживающего в Крыму, основателя видеоканала «Первая столица» Константина Кеворкяна, «запрет образования на родном (в первую очередь, на русском) языке абсолютно логично и ожидаемо завершает ассимиляцию неукраиноязычных этносов на территории Украины. Начатый якобы невинной украинизацией имен (Елены в Олэну, Константина в Костянтына и так далее) процесс планомерной ассимиляции был очевиден всем здравомыслящим людям кроме фанатичных поклонников обоих майданов, которые говорили: где ты вы видел бандеровцев? где ты видел, чтобы ущемляли русский язык?»

Кеворкян также добавил, что запрет на получение образования на русском языке — «это еще одна ступенька вниз на пути поражения в политических и имущественных правах, репрессии против робко протестующих, продажа земель ваших предков и потомков транснациональным корпорациям».

В пику Европе

Раздражение со стороны ряда националистических организаций вызывает решение сохранить право получать образование на крымско-татарском языке. Недовольство вызывает тот факт, что представители подобных организаций понимают, что Крым в ближайшее время не вернется в состав Украины, а бывший лидер крымско-татарского меджлиса (организация признана экстремистской и запрещена на территории России) Мустафа «спит и видит возникновение татарской автономии» в одной из областей Украины. Сам Джемилев высказывался о желании создать такую автономию в Херсонской области.

Последствия подобного решения не заставили себя ждать, поскольку парламентарии, помимо проявленной русофобии, ущемили права венгров и румын, проживающих в западных областях Украины.

В частности, в Закарпатье постоянно идут разговоры об автономии для нескольких венгероговорящих районов — Виноградовского и Береговского. Ранее здесь активисты даже установили стелы с текстом на венгерском языке, гласящие, что это земли венгерского народа, таким образом закрепив свои права на родной язык и национальное самоопределение.

Через сутки после принятия скандального закона правительство Венгрии выразило протест. «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании, который сильно нарушает права венгерского меньшинства. <...>

Позорно, что страна, которая стремится развивать все более тесные отношения с , приняла решение, которое находится в полной оппозиции к европейским ценностям.

Это недопустимо, что Украина лишила венгров их права получать образование на родном языке в школах и университетах и оставила им такую возможность только в детских садах и начальных школах», — говорится в заявлении Венгрии.

Госсекретарь Венгрии по вопросам национальной политики Янош Арпад Потапи назвал решение реформу украинской системы образования «беспрецедентным ограничением прав 150 тыс. этнических венгров», а также упрекнул украинских законодателей в том, что такое решение «полностью противоречит конституции».

В то же время начала репрессии в отношении венгерских активистов. В сепаратизме обвинили главу Береговского районного совета Йосефа Шина и депутата Отто Ваша. Оба задержаны.

Свое недовольство принятым законопроектом высказал и Бухарест. В МИД Румынии отметили, что «с беспокойством» встретили новость об украинской реформе образования и считают, что соответствующий закон нарушает права румынского меньшинства. «В связи с этим тема обучения на румынском языке на Украине будет включена в повестку дня госсекретаря Виктора Микулы, который на следующей неделе отправится в Киев», — говорится в заявлении МИД этой страны.

Как быть с учителями

Законопроект предусматривает поэтапное повышение должностного оклада педагогов до трех минимальных заработных плат к 2023 года (по сегодняшним меркам это 9,6 тыс. гривен). При этом оклад педагога каждой следующей квалификационной категории будет повышаться не менее чем на 10%. Также педагогическим и научно-педагогическим работникам планируется установить ежемесячные надбавки за выслугу лет, а также за прохождение сертификации.

Еще недавно сама министр Лилия Гриневич заявляла, что на Украине в среднем учитель высшей категории получает 6,5 тысяч гривен. А уже со следующего года зарплата такого педагога вырастет в 2 раза. Но пока у правительства нет понимания, откуда эти деньги взять.

В оппозиции полагают, что проблема будет решена за счет сокращения числа учителей. «Эксперты уже подсчитали, что около 2/3 учителей просто могут лишиться работы», — говорит Александр Вилкул.

Одно из важных новшеств — это внедрение механизма найма учителей на работу по контракту. Директорам школ разрешат занимать эту должность не более 6 лет. Сами педагоги говорят о том, что подпадут в полную зависимость от тех, кто будет визировать эти контракты. Директор одной из днепропетровских гимназий сообщила «Газете.Ru», что это приведет к массовому неподписанию контрактов со строптивыми и слишком принципиальными с точки зрения чиновников директорами.

Интересно, что принимая в целом весь текст законопроекта, депутаты утвердили и одну поправку, за которую не голосовали отдельно.

Речь идет о поправке 814, которая дает право начать административное преследование педагогов, которые будут уничижительно отзываться об украинских символах или самом государстве.

Данную поправку внес депутат от «Блока Петра Порошенко» . Один из авторов проекта Александр Спиваковский заявляет, что поправка касается того, что «педагогические работники, которые порочат Украину, порочат атрибуты ее, государственный гимн и т.д., не могут работать в системе образования». Несмотря на то, что окончательный ее текст никто не видел, поправка прошла автоматическое голосование вместе со всем текстом законопроекта.

Зачем селу школа

Законопроект открывает дорогу для дальнейшего сокращения числа школ в сельской местности. Этот процесс идет уже сейчас в виде создания так называемых опорных школ, то есть когда остается всего одна школа на объединенную общину. Если на 1 сентября 2014 на Украине было 17 600 школ, на 1 сентября 2016 — 16 900 школ, то к этому учебному году осталось всего 16 566.

Во время рассмотрения проекта депутаты призывали коллег поддержать решение, чтобы опорная школа находилась не дальше, чем 15 километров от сел, где проживает ученик. В итоговом проекте речь идет о 50 километрах.

По словам Василия Пыхты, директора общеобразовательной школы в одном из сел Винницкой области, сейчас в первом классе его школы 27 учеников, из которых 18 приезжают из тех сел, где школ нет уже давно. Одних привозят родители, другие в течение рабочей недели живут у родственников.

«При президенте пытались запустить школьный автобус, который собирал детей по селам и привозил учиться, но потом этот проект постепенно сошел на нет. Были льготы, что школьники могут ездить бесплатно в рейсовых автобусах, но в некоторые села такой автобус заезжает раз в неделю. Обычно это приводит к двум последствиям — либо родители сознательно принимают решение бросить учебу, либо переезжают из села. Думаю, не нужно вам объяснять, что плохо и то, и другое», — рассказал Пыхта «Газете.Ru».

РИА Новости Украина

Закон "Об образовании", который в понедельник, 25 сентября, подписал Президент Украины Петр Порошенко , начинает масштабные реформы в отрасли, которая до сих пор мало изменилась с советских времен. Собственно, и действующий закон об образовании принимали еще в советские времена — весной 1991. С тех пор он претерпел множество изменений, пишет Тарас Шамайда для texty.org.ua.

Итак, какие изменения произойдут в образовании?

1. Не просто знания, а умение.

От практики напаковывания детей большим объемом информации и обучения по принципу "зазубрил — ответил — забыл" украинское образование, прежде всего школьное, должно перейти к развитию у детей компетентности. Новая украинская школа должна развивать у детей "чтение с пониманием, умение выражать свою мысль устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски и принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими".

Собственно, большая часть заложенных в законе норм подчинена именно этой цели, для достижения которой учреждениям образования, педагогам, родителям и самим соискателям образования предоставляется большая свобода действий.

2. Трехуровневая 12-летняя школа.

Дети будут идти в школу, как правило, в 6-летнем, но в любом случае не позднее 7-летнего возраста и будут учиться 12 лет.

Среднее образование будет состоять из начального (4 года, 1-4 классы), базового (5 лет, 5-9 классы) и профильного (3 года, 10-12 классы). Начиная с 5 класса дети будут учиться в гимназиях, а после окончания 9 класса будут продолжать обучение в лицеях (заведениях старшей или профильной школы) или же приобретать профессиональное образование.

После окончания каждого уровня знания учеников будут проверять с помощью государственной итоговой аттестации. После 4 класса это будет мониторинг, а после 9 — полноценное внешнее независимое оценивание.

Начальная школа может иметь самые разнообразные формы: один или несколько классов с учащимися одного или разных возрастов, с одним или несколькими учителями. Закон также позволяет работу начальной школы "в любой другой форме, которая будет наиболее удобна и целесообразна для обеспечения получения детьми начального образования согласно со стандартом начального образования".

Лицеи будут иметь академическое или профессиональное направление, или же в одном лицее будут классы разных направлений. В академических лицеях учащиеся смогут глубоко подготовиться к высшему образованию, в профессиональных — получить среднее образование и одновременно первую профессию. Образование в них продлится три года вместо нынешних двух. Дополнительный год обучения снимет проблему катастрофической нехватки времени и перегрузки старшеклассников в нынешней двухлетней старшей школе.

Каждый лицей будет отдельным юридическим лицом и, как правило, будет размещаться в отдельном помещении. Лицеи задуманы не просто как старшие классы обычной школы, а как отдельные заведения. Причем, довольно большие, где в каждой параллели есть по крайней мере 4-5 классов, каждый со своей специализацией. А значит, их будет значительно меньше, чем нынешних 11-летних школ. Соответственно и переход к таким лицеям будет происходить не так незаметно как сейчас — выпускники 9 классов будут сдавать ВНО, и по их итогам будут поступать в выбранные лицеи на конкурсной основе.

В другие школы детей будут зачислять без конкурса — за исключением ситуаций, когда заявлений на обучение в школе больше, чем мест (в таком случае приоритет будет отдаваться детям, живущим на территории обслуживания этой школы).

Новая система будет вводиться постепенно, чтобы не сказать очень медленно. Начальная школа заработает с 1 сентября 2018 года, базовая — с 1 сентября 2022 и профильная — с 1 сентября 2027. Однако закон содержит опцию введения профильного трехлетнего обучения и ранее — как в отдельных учреждениях, так и по всей стране. В Министерстве образования и науки не исключают ускорения реформы и введения полноценной 12-летки уже с 1 сентября 2022-23 года.

Такой вариант возможен, если общество в первые годы реформы осознает ее важность, а образовательная и бюджетная системы будут вполне готовы к переменам.

3. Профессиональное образование .

Окончив 9 классов, дети смогут учиться в профессиональных колледжах, получая профессию как одновременно с получением полного высшего образования, так и без него.

4. Трехлетний бакалаврат и двухлетняя магистратура.

Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре, а три года. Зато обучение в магистратуре станет дольше и продлится два года, сейчас — полтора. Поступление в магистратуру будет осуществляться по результатам ВНО.

5. Автономия школ и большая свобода учителя.

Учреждение образования может осуществлять образовательную деятельность одновременно на разных уровнях образования и по различным видам образования, создавать для этого структурные подразделения. То есть, теоретически, может существовать заведение, объединяющее детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, университет, профессиональный колледж и музыкальную или художественную школу. Надо лишь получить соответствующие лицензии и пройти аккредитацию.

Учреждения образования смогут образовывать с другими юридическими лицами образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения.

Все учебные заведения — от детских садов до университетов — получат значительно больше свободы. До сих пор (с 2014 года) автономию имели только вузы.

Теперь же школы, детсады и другие учреждения образования всех форм собственности будут иметь самоуправляющиеся коллегиальные органы — наблюдательные (попечительские) и педагогические советы, родительские советы и т. п — которые будут принимать важнейшие решения. В состав наблюдательного (попечительского) совета, которой учредитель может делегировать свои полномочия, не могут входить работники этого заведения и учащиеся в нем.

Директор школы или детсада будет избираться на шесть лет конкурсной комиссией в составе представителей других школ, местной власти, преподавателей педагогических вузов и общественности. Для участия в конкурсе нужно свободно владеть государственным языком и иметь высшее образование, но учредители вправе устанавливать дополнительные квалификационные требования к кандидатам.

Директор самостоятельно будет вибирать на работу своих заместителей и других педагогических работников. Образовательное учреждение имеет право объявить конкурс на любую вакансию, но главное, что назначения будут проходить без согласования с местными властями, которое требуется сейчас.

Учреждения образования и педагоги самостоятельно будут формировать учебные программы, которые по представлению педагогического совета будет утверждать руководитель учреждения. Единственное требование — их соответствие государственным стандартам образования, принятым министерством образования и науки.

Учитель сможет свободно работать по собственной программе и выбирать формы донесения материала до детей. Одновременно, министерство будет разрабатывать типовые программы для тех учителей, которые не хотят или не могут разработать собственные.

Закон отменяет процедуру аттестации школ и местных управлений образования на их инспектирование.

Сами инспекции ликвидируют, а работники методкабинетов будут заниматься вместо проверок поддержкой и помощью учебным заведениям. Проверять же эти заведения будет только Государственная служба качества образования. Плановый аудит заведения, включающего проверку соблюдения лицензионных условий, будет происходить раз в 10 лет.

6. Директором можно быть не более 12 лет.

Ограничение срока пребывания одного человека на посту руководителя распространится из вузов на все учреждения образования. Пожизненных директоров школ больше не будет. Человек сможет избираться на пост директора не больше двух шестилетних сроков подряд, а затем сможет работать на другой должности в этой же школе или претендовать на директорство в другой.

7. Большая зарплата учителей.

Должностной оклад учителя низшей категории составит три минимальных зарплаты. Этого уровня будут достигать постепенно, до 2023 года. Если бы ее ввели немедленно, такой оклад составлял бы 9600 гривен, а с различными надбавками учителя зарабатывали бы еще больше. Однако для этого надо было бы найти минимум 87 миллиардов бюджетных гривен, что нереально.

Когда авторы закона закладывали эту норму, минимальная зарплата равнялась прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Однако, с 1 января 2017 года, уже после голосования закона в первом чтении, минимальную зарплату установили в размере двух минимумов: 3200 гривен вместо 1600, поэтому стоимость образовательного законопроекта выросла на десятки миллиардов.

Поэтому ко второму чтению образовательный комитет Верховной Рады внес в текст поправку, заменив три минимальные зарплаты на четыре прожиточных минимума (на сегодня 6736 гривен). Однако во время рассмотрения закона на пленарном заседании с подачи Юлии Тимошенко поправку провалили.

Зарплата научно-педагогического работника самой низкой квалификации будет по крайней мере на 25% больше, чем зарплата учителя низшей категории. Оклад работника каждой следующей категории должна повышаться по крайней мере на 10%.

8. Добровольная сертификация учителей.

Все педагогические и научно-педагогические работники, как и сейчас, должны обязательно повышать квалификацию, но эта процедура претерпит коренные изменения. Эти услуги смогут предоставлять различные государственные, коммунальные и частные учреждения, а также общественные организации, которые будут иметь соответствующую лицензию. Учитель сам волен выбирать, где ему повышать квалификацию, это может быть и несколько разных учреждений, суммарное время обучения в которых должно составлять не менее 150 часов на 5 лет.

Вместо повышения квалификации учитель может по собственной инициативе пройти добровольную сертификацию на знание предмета и владение современными образовательными методиками. Пройдя такую сертификацию, учитель получит на три года сертификат и 20% надбавку к зарплате, а также сможет обучать других педагогов.

9. Инклюзивное обучение и перепрофилирование интернатов.

Закон поощряет обучение детей с особыми потребностями, сирот и детей из сложных семей в обычных школах. По заявлениям родителей детей с особыми потребностями школы должны создавать специальные классы, где такие дети могли бы учиться. Если это необходимо, дети с особыми потребностями могут идти в школу позже и учиться дольше.

Детям с нарушениями слуха создадут условия для обучения на языке жестов.

До 31 декабря 2021 года все школы-интернаты должны стать или обычными школами, детсадами или другими учебными заведениями, доступными для всех детей, или детскими домами в системе Минсоцполитики. Решение о судьбе каждого интерната будут принимать областные и Киевский городской советы.

10. Образовательные округа.

Различные учреждения образования в пределах определенной территории (включая заведения внешкольного образования, культуры, физкультуры) составят единый образовательный округ, своеобразным центром которого станет опорная школа, удобно расположенная для подвоза детей из других населенных пунктов и обеспеченная квалифицированными кадрами и современным оборудованием.

11. Украинский язык.

Образовательный процесс во всех учреждениях образования будет происходить на украинском языке. Представители национальных меньшинств имеют право обучаться в отдельных группах детских садов и классах начальной школы, в которых, кроме украинского, будет использоваться в образовательном процессе язык соответствующего меньшинства.

Начиная с 5 класса, все образование будет происходить на украинском языке, исключения возможны только для представителей коренных народов (прежде всего, крымских татар), которые могут хранить двуязычное обучение до окончания старшей школы.

Для первоклассников такая система заработает с 1 сентября 2018 года, а для тех, кто начал учиться в школах с языком национальных меньшинств ранее, — с 1 сентября 2020 года, причем на протяжении этих трех лет в школах с обучением на языках меньшинств будет постепенно увеличиваться количество предметов, преподаваемых на украинском.

Изучение украинского языка становится обязательным во всех учебных заведениях (включая вузы, во многих из которых такое преподавание прекратили на основании закона "О высшем образовании").

В учреждениях образования, согласно образовательной программе, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках — на государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза. Стоит отметить, что среди 24 языков ЕС есть языки некоторых нацменьшинств Украины — румынский, венгерский, польский, болгарский, словацкий и тому подобное.

Русский же язык к языкам ЕС не относится, поэтому даже отдельные предметы или дисциплины (кроме собственно курса русского языка) не смогут преподаваться на русском ни в базовой или профильной школе, ни в музыкальных или художественных школах, ни в университетах или профессиональных колледжах.

Языковая статья закона, окончательную редакцию которой сформулировала рабочая группа из представителей разных фракций, Министерства образования и экспертов в день голосования за закон, уже вызвали негативную реакцию Москвы, Будапешта и Бухареста, однако формально ни врагам, ни партнерам Украины не к чему придраться — нормы этой статьи четко отвечают как нашей Конституции, так и международным договорам, ратифицированными Украиной.

А уровень защиты прав меньшинств в новом законе все равно значительно выше, чем уровень защиты украинцев в той же Румынии или Венгрии, не говоря уже о России.

12. Информационная прозрачность.

Каждое учреждение образования обязано разместить в открытом доступе на своем сайте (или сайте учредителя) всю важную информацию о своей деятельности.

К такой информации закон, в частности, относится устав, лицензии, сертификаты институциональная аккредитация и аккредитация программ, структура и органы управления учреждения, кадровый состав, образовательные программы, язык образовательного процесса, вакансии и конкурсы, материально-техническое обеспечение, наличие общежитий, мест в них и размер оплаты за проживание, результаты мониторинга качества, годовой отчет, правила приема, условия доступности для лиц с особыми потребностями, размер платы за обучение, перечень и стоимость дополнительных услуг.

Обязательно должна обнародоваться смета и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, информация о перечне товаров, работ и услуг, полученных как благотворительная помощь, с указанием их стоимости, а также средства, полученные из других источников, не запрещенных законодательством.

13. Академическая добропорядочность.

Закон обязывает участников образовательного процесса соблюдать академическую добропорядочность.

Нарушениями академической добропорядочности считаются плагиат, самоплагиат (когда человек выдает свои старые научные результаты за новые), фабрикация или фальсификация данных, списывание, обман, взяточничество и необъективное оценивание.

Нарушителю добропорядочности грозит отказ в присуждении ученой степени или звания, лишение уже присужденных степеней, званий, квалификационных категорий, лишения права занимать определенные должности. Учащихся и студентов за нарушения добропорядочности могут направить на пересдачу экзамена, контрольную и т. п, повторное прохождение курса, лишить стипендии или льгот или отчислить из учебного заведения.

14. Больше источников финансирования.

Государство, как и сейчас, будет выделять местным бюджетам субвенцию на общее среднее образование, в том числе и на получение среднего образования в профессионально-технических заведениях. Профессиональную составляющую этих заведений будут финансировать преимущественно региональные бюджеты.

Государство будет финансировать обучение на бюджетных местах в вузах и подготовку специалистов дефицитных рабочих профессий в системе профтехобразования.

Местная власть и органы самоуправления должны создать надлежащие условия для работы учреждений образования, в т.ч. обеспечить их помещениями и организовать подвоз детей из соседних сел в опорные школы.

Дошкольное и внешкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов, которые благодаря децентрализации за три года выросли более чем вдвое. При этом детсады, а также частные школы, которые обоснуют стоимость обучения, получат дополнительные деньги на каждого ребенка из госбюджета.

В целом же каждое учреждение образования имеет право получать деньги из бюджетов разных уровней, а также из любых источников, не запрещенных законом. Образовательные учреждения будут иметь право получать добровольные пожертвования, гранты, дивиденды, помощь родителей, частных партнеров и тому подобное, оказывать платные услуги, продавать произведенную в мастерских или производственных подразделениях продукцию. Средства каждое заведение сможет свободно тратить на свою уставную деятельность, а временно свободные деньги сможет размещать в государственных банках.