Творческий исследовательский проект по истории древней Руси "Древний город"


Авторы: учащиеся 6 класса Воронин Антон, Воронина Юлия, Лебедев Олег, Тихомирова Милена
Научный руководитель: учитель истории Кораблева Ольга Владимировна
Оглавление
Введение.
Цели и задачи.
Глава 1. Возникновение городов.
1.1. Откуда название «город»?
1.2. Когда возникли первые города?
1.3. Теории происхождения городов
1.4. Функции городов.
Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину.
2.1.Структура русского города.
2.2.Защитные укрепления в городе.
Глава 3. Внутри города.
3.1. Улицы.
3.2. Мостовые.
3.3. Жилища.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение\фото.

Введение

"В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью..." Тагуи Семирджян

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. В скандинавских сагах IX в. говорится о "стране многих городов - Гардарике", это древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. До сих пор эти древние города являются свидетелями славы, величия, духовной силы и богатства. Действительно, на Руси было много городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. "К концу XII в. их насчитывалось уже около 230, но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение". Они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры. Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением.
Северной столицей Руси становится Новгород, возникший на реке Волхов, рядом с озером Ильмень предположительно в 862 г. Этот город был основным торговым центром северной части Руси, отсюда начинался торговый путь "из варяг в греки". Матерью городов русских был другой великий город южной Руси - Киев, основанный к середине IX века. "Отсюда есть пошла земля русская", как утверждает древний летописец Нестор. Оба города сохранились и сейчас. Сейчас насчитывается гораздо большее количество городов, чем в Древней Руси. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года статус города имеют 1100 населенных пунктов. Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от Минрегионразвития РФ, города страны классифицированы следующим образом:
1) Города с населением более миллиона человек (крупнейшие города)
2) Города с населением 500 тыс. - 1 млн. человек (крупные города)
3) Города с населением 250-500 тыс. человек (крупные города)
4) Города с населением 100-250 тыс. человек (большие города)
5) Города с населением 50-100 тыс. человек (средние города)
6) Города с населением менее 50 тыс. человек (малые города)
Нас заинтересовала эта тема, и возникло множество вопросов: Каким был древний город? Как и когда возник древний город? Чем отличался древний город от современного? Мы решили исследовать этот вопрос более углубленно с опорой на исторические исследования и источники. Тем более, процесс урбанизации и укрупнения городов в современном мире идет очень активно. Это актуальная черта нашего современного постиндустриального общества. Численность сельского населения сокращается, а городского - растет. Идет массовый отток в крупные города, в мегаполисы "за лучшей жизнью". Исследованию города мы и посвящаем эту работу. К тому же, мы сами являемся сельскими жителями и хотели бы знать больше о городе - об истории возникновения, его особенностях, отличиях от села.
Кремль – центральная часть города


Цель: целью данной работы является исследование древнего города Руси, а также некоторых особенностей его устройства.
Задачи:
- изучить материалы по топонимике, значению слова "город"
- установить время возникновения первых городов
- изучить теории происхождения города
- изучить функции города
- узнать об особенностях устройства древних городов (о внутреннем устройстве города, улицах, жилищах)
- научиться навыкам исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Методы исследования:
1. Описательный метод
2. Историко-сравнительный (аналогия)
3. Историко-типологический метод

Глава 1. Возникновение городов

1. Откуда название «город»? Слово "город" широко известно в древнерусском языке с XI в. В основе топонима лежит корень gard (родственный индоевропейскому gard), имеющий значение -
1) «ограда, забор, укрепление»,
2) «двор, огороженное пространство»,
3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)».
Чаще всего ученые используют термин «город» в смысле «крепость, укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики. В словаре русского языка «город» – полногласное образование от старославянского градъ. Мы нашли следующие значения слово "Город" (общеславянское – gordъ, старославянское – градъ, древнерусское – город): первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место», потому как древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т.д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
2. Когда возникли первые города?
Сразу возникает вопрос - когда возникли первые города? Какие города самые древние? Мы нашли информацию, что первые города возникли довольно давно, на что указывают древние летописи. Так, Повесть временных лет уже содержит прямые указания на существование городов у славян - слова Ольги, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Это означает, что к началу правления княгини Ольги (945 год) у славян уже существовало несколько городов.
Далее, мы нашли еще более раннюю датировку возникновения города Ладоги. К VIII в. можно отнести его образование. «Первое упоминание о поселении Ладога в древнейшей русской летописи относится к 862 г. Однако, само поселение возникло задолго до этого события - в VIII, а, возможно, даже в VII в. Самая ранняя из полученных историками дат - 753 год, который условно и принят за год основания Ладоги».
Сложнее обстоит дело с точной датировкой основания Киева. Точная дата основания города не установлена. Первое славянское поселение, по некоторым предположениям, существовало на территории современного города ещё в VI веке. В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X-XII веках достиг своего расцвета. В книге историка М. Стрыйковского, где кратко приводится история некоторых княжеств, утверждается, что город Киев был основан князем Кием в 430 году. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI-VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские.
Таким образом, точное время образования первых городов установить довольно сложно, разные источники по-разному датируют этот процесс. Но один факт известен точно: города у славян возникали уже задолго до «призвания Рюриковичей», задолго до образования древнерусского государства. Восьмой, а, возможно, и седьмой век – приблизительное время возникновения первых городов.
3. Теории происхождения городов
Какова причина появления города? Славянские племена благополучно проживали родовыми общинами многие века. Зачем он был нужен людям? На этот счет у историков нет единого мнения. Причины возникновения древнерусских городов разнообразны. Мы изучили ряд теорий происхождения города.
1 теория: В работах В.В.Мавродина, посвященных проблеме возникновения древнерусских городов и их ранней истории, сформулирована следующая концепция: города возникают на базе племенных центров и в результате разложения родового строя. И.Я. Фроянов, Штыхов Г.В. также полагают, что города возникали как племенные центры в период перехода от родоплеменного строя к феодализму: «древнерусский город - это сложный, многообразный социальный организм, который является средоточием ремесла и торговли, крепостью, административным центром княжества. Возникновение городов - это один из признаков образования государственности».
2 теория: Интересна в данном направлении теория некоторых современных историков, исследовавших Древнюю Русь. Они пришли к заключению, что существовал еще один путь градообразования: перенос городов. Современные археологи считают, что на Руси в к.X – нач.XI в. наблюдались многочисленные случаи переноса городов. Так, археолог Дубов В.И. на материалах Волго-Окского междуречья пытался определить пути возникновения города. «Здесь, в Северо-Восточной Руси в полной мере проявился один из путей возникновения древнерусского города - так называемый «перенос» городов - повсеместно и особенно характерно это для северо-востока. Мы фиксируем данные явления в Белоозеро, на смену Тимиреву приходит Ярославль, Сарскому городищу - Ростов...».
3 теория: Такие ученые как Ключевский О.В., Кизилов Ю.А., отмечали выгодное географическое положение, включая водные пути, развитие ремесла и торговли. Именно на больших водных путях вырастали более богатые и крупные города - Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, ставшие центрами княжеств. А.Кирпичников в статье «Великий волжский путь» писал: «Наличие Волги и рек ее системы способствовало расселению и земледельческому освоению славянами Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. С особой интенсивностью этот процесс протекал в Волго-Окском междуречье. Не случайно здесь возникли крупные города - Муром, Суздаль, Ростов, позже Владимир… Что касается восточноевропейских населенных пунктов IX-X в., то следует назвать Ладогу в нижнем течении Волхова, предшественника Новгорода - Рюриково городище в истоке реки. Далее вниз по течению Волги - комплексы Михайловское и Тимерово, давшие начало Ярославлю. С Волгой связаны и другие ранние центры: Сарское городище - предшественник Ростова, Клещин - предшественник Переяславля-Залесского. Отметим далее Муром на Оке».
Таким образом, ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
4. Функции города
Исследуя вопрос городов, нельзя не затронуть вопрос о его назначении, его роли в жизни людей. Выделяется несколько основных функций городов, от которых зависел и тип города. «…Можно говорить о функциональных отличиях древнерусских городов, обладавших различными ведущими функциями. В их числе были: сельскохозяйственное производство, ремесло и торговля, управление, военно-стратегическое положение, культурно-идеологическое значение и др…».
Повесть временных лет рассказывает еще об одном типе городов. «В год 6545 заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространятся, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться…». Таким образом, в Древней Руси многие города существовали и как религиозные центры.


Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих ученых, город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, военных, административных, религиозных и культурных. Мы считаем, что первичной все-таки была военно-стратегическая функция. При первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки; по крайней мере, с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. До объединения Руси под одним княжеским родом, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения.

Глава 2. Структура и характеристика поселения в старину

1. Структура города.
В русских городах наблюдалось довольно обычное для средневековья деление на внутреннюю крепость (детинец - кремль) и окружающий ее посад. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть - детинец. Детинец считался внутренней частью, хотя он редко проходил внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины - детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца").
Острогом назывался внешний, или окольный город, примыкавший к детинцу. Он опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений.
Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части - посады, или предгорья. Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить.
«Возникали города по-разному. Но все они имели: укрепления - стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения - посад; рыночную площадь - торг. Эти три компонента составляли город и определенную его структуру. Укрепленный центр города называли в Новгороде - детинец, в Пскове - кром, в Москве - кремль, но везде он служил резиденцией князя».
Более подробно описывает структуру города М.Н.Тихомиров. «Территория русских городов IX-X вв., в основном, вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев. Рядом с «детинцем» росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка; создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный)». Так, постепенно, детинец обрастал посадом. Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров дает Киев. "В летописных известиях выступают две части Киева - Гора и Подол. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремесел и киевского торга. В городах создавался свой особый мир, развивались торговля и ремесло. Данное исследование подтверждают и археологические раскопки других городов".

Древний Киев


2. Защитные укрепления в городе
Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Попасть внутрь можно было только через ворота. Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 века они были достаточно редки. Территория должна быть удобной в плане обороны. Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападения врагов, диких зверей, которые в изобилии обитали в лесах. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов - заборов, наполненных землей. Забор имел три вида:
1) Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.
2) Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.
3) Тараса(ы) – система деревянных каркасных стен, при которой две параллельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.
Славянский частокол


Таким образом, каждый город имел следующее строение: детинец, окольный град и посад. Важную роль в любом городе играли защитные укрепления – ров, вал, заградительное кольцо укреплений, заборов.

Глава 3. Внутри города

1. Улицы.
Теперь рассмотрим, какие были улицы и жилища. Русский средневековой город не был тесен: на Руси, с её огромными территориями, всегда строили свободно и просторно. Как уже указывалось выше, большое значение имели посады. Тихомиров М.Н. считает, что для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец». Улицы представляли собой проезд между заборами, в которых находились ворота. Все постройки находились за оградой. «Названия улиц были разнообразными, но всё-таки подчинялись некоторой закономерности, что легче всего прослеживалось на примере Великого Новгорода.… Среди названий новгородских улиц, прежде всего, выделяется группа улиц, получавших свои прозвища от личных имен: Даньславля, Добрынина, Янева, Иворова. Встречались названия улиц, связанных с ремесленной деятельностью: Щитная, Холопья, Кузнечная, Конюхова и т.д. Другие названия улиц, например, «Варяжская, Чюдинцева, Прусская, видимо, даны были улицам по их преобладающему населению».


2. Мостовые
Весной, осенью, дождливым летом некоторые городские улицы превращались в непролазные болота. Но не все. Улицы уже в X в. имели деревянные мостовые. Археологи, исследовавшие данную проблему, на месте раскопок улиц обнаруживали деревянные мостовые, а также различные системы дренажей и водоотводов. «Улицы мостились деревянными плахами 4-5 м длинной, под которыми часто пропускались дренажные трубы из огромных брёвен, диаметром ~ 60 см и длинной 20-30 м. Во многих древнерусских и западнославянских городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Мостились также переулки, въезд в усадьбы и площадки дворов, свободные от застройки. Городские власти заботились об исправности уличных мостовых, ремонтировали их, а при значительном износе сооружали новые».


Новгородцы ходили по аккуратным деревянным мостовым. В городе действовал известный «Устав о мостах» IX в. Этот «Устав» показывает, что уже в те отдаленные времена существовала особая мостовая повинность. Мощение улиц было обязательным, за этим тщательно следили. Раскопки сделали возможным открытие древних мостовых, подтвердив вывод о повсеместном распространении мощения улиц на всем протяжении летописной истории Великого Новгорода. Мостовые достигали в среднем ширины 3-4 метров, а иногда и 6 м, как, например, на Великой улице. Устроены они были из широких плах, опирающихся на длинные тонкие бревна - лаги». Со временем, когда старая мостовая проседала, на нее сверху клали новую. Так, из мостовых образовывался целый «пирог» - аж 28 слоев.


В статье 97 «О мостниках» «Русской правды» пространной редакции сказано: «А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по наготе за каждые 10 локтей моста; если починит старый мост, то взять ему за каждый пролёт по куне, сколько бы пролётов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта» .
Таким образом, анализ археологических, летописных источников свидетельствует о том, что инженерные устройства на Руси использовались очень широко, начиная с X века. Кроме широко распространённых мостовых, на Руси города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
3. Другие особенности города
Русские города были по преимуществу городами деревянными. И этим они отличались от западноевропейских городов. Стены и башни города были деревянные, только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня, укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной. На Руси, с её богатейшими запасами леса строили в основном из дерева: стены и башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, деревом мостили улицы и площади. Любой русский средневековый город с полным основанием можно назвать деревянным. Каменными были лишь немногие храмы и палаты. Отсюда вытекали недолговечность городских построек и трудность их изучения путем археологических раскопок. По утверждению Тихомирова М.Н., «любовь русских людей к деревянным жилищам нельзя объяснять бедностью горожан. Она, прежде всего, зависела от бесспорно больших удобств деревянной постройки по сравнению с каменной в условиях холодного климата, длительной и сырой осени и весны. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, что заставляло придерживаться менее прочных и импозитных, но зато более удобных, деревянных домов».
«Русь древняя, деревянная»


Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями.



Дом имел тёсовую крышу, глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг обычно располагался у задней стены напротив входа, дым выводился через отверстие над входом, печных труб не было, дома топились «по-чёрному» (курные избы). В полу жилища устраивались хозяйственные ямы. Скупое освещение происходило через волоковые окна – небольшие отверстия, вырубленные в двух соседних брёвнах стены и закрываемые специальной задвижкой-волоком. Двери домов имели высоту около 1 метра.
Многие дома имели различные деревянные резные украшения (археологи обнаружили закрылины, резные столбы в Новгороде, наличник в Полоцке и др.). Еще, славяне, будучи язычниками, крышу и окна считали уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с магической символикой. Так, конь считался символом благополучия дома.

Заключение.

Слово «город» первоначально означало «забор», «ограда», «огороженное место». Позже городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной.
VIII, возможно, VII век – приблизительное время возникновения первых городов.
Ключевые факторы в образовании городов - это распад родоплеменного строя славян, перенос крупных славянских поселений в города, особенности географического положения, близость рек.
Город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, административных, религиозных, культурных, первичной была военно-стратегическая функция.
По своей структуре древнерусский город - это сложное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки. С уязвимой стороны город тщательно укреплялся кольцевыми рвами и валами, заборами. В центре города располагался укрепленный детинец-кремль, где чаще всего располагалась резиденция князя. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, который являлся неотъемлемой частью древнерусских городов. Посады делились на улицы и концы, имея при этом усадебную и уличную застройку. Улицы имели названия в зависимости от профессий, имен, категорий населения, проживающих на ней. Во многих городах инженерное благоустройство достигло весьма высокого уровня. Это можно проследить на примере одного из самых древних инженерных сооружений - мостовых. Существовала отдельная специальность - мостник. Города благоустраивались дренажными сооружениями, колодцами.
Особенность: русский город был деревянный. В Древней Руси было необходимо теплое и сухое жилье, а древесины были достаточно.
Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. Жилище князей и бояр - хоромы из 6-8 помещений. Типичное жилище простого люда - полуземлянка или деревянный сруб. Многие дома имели различные деревянные резные украшения - закрылины, резные столбы, наличники.
Как оказалось, древний город не так сильно отличался от современного! Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. С годами у строителей сложился свой стиль, отличный от других государств, который делал города Руси неповторимыми в своем архитектурном решении. Сейчас эти города являются живыми свидетелями величия и славы нашей страны, нашей великой истории!
Список использованных источников
Интернет-ресурсы:
Список литературы:
1. Дубов И.В. Города, величеством сияющие. - Л., 1985;
2. Куза А.В. Малые города Древней Руси. - М., 1989;
3. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М.,1971;
4. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада. СПб., 1993;
5. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. - М.,1995;
6. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - М., 1956;
7. Повесть временных лет. Русская историческая библиотека, 2017\ Перевод Д. С. Лихачева;
8. Старая Ладога. Древняя столица Руси. – СПб., 2003;
9. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> М., 2003.

МОУ Ореховская СОШ

2013-2014 учебный год

Информационный проект на тему:

Олимпийские игры в древности и современности.

Проект выполнила:

Ученица 5 класса

Терещенкова Анна Сергеевна

Предмет: история древнего мира

Руководитель: учитель истории

Федорина Г.А.

С. Ореховка

C одержание :

1. Введение.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта

3. Актуальность.

4.Возникновение первых Олимпийских игр

5.Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал их открытия.

6. Олимпийские игра в России.

Введение

Эту тему я выбрала по нескольким причинам. В 2013 году в нашей стране проходили в Сочи зимние олимпийские игры. Мы познаем мир истории, узнаем о развитие Олимпийских игр в древней Греции, и о том, как проходили олимпийски игры, когда наши мамы и папы были ещё довольно маленькими.

Цель проекта:

Изучить возникновение и развитие олимпийского движения.

Задачи проекта:

    Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр

    Пополнить знания о символах олимпийских игр

    Узнать информацию о возрождении Олимпийского движения и о проведении Олимпийских игр в нашей стране

Актуальность:

В настоящее время спорту уделяют много внимания. Строятся спортивные объекты, появляются новые виды спорта, выбран город нашей страны для проведения 22 Зимней Олимпиады, введен третий час урока физкультуры. Но возникает много вопросов:

1. Где возникли Олимпийские игры?

2. Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?

4. Какие виды спорта были включены впервые Олимпийские игры?

6. Когда не проводились Олимпийские игры?

7. Когда и где был создан Международный олимпийский комитет – МОК?

8. Когда и где прошли первые современные Олимпийские игры?

9. Что символизируют кольца на олимпийском знамени? Сколько колец, и какого они цвета?

10 В каком году в России проводились Олимпийские игры? Какой город считался столицей Олимпиады?

11. Что являлось талисманом 22 летних Олимпийских игр?

12. Что обозначает девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?

13. Где зажигается Олимпийский огонь?

И я решила разобраться во всех этих вопросах.

План проекта:

1. Узнать возникновение первых олимпийских игр.

2. Познакомиться с возрождением олимпийского движения, символикой и ритуалом начала олимпийских игр.

3. Рассказать о современных олимпийских играх в нашей стране: 22 летней олимпиаде 1980 года в г. Москве, 22 зимней олимпиаде в г. Сочи в 2014 году.

1.Возникновение первых олимпийских игр.

В этом вопросе я узнаю: когда возникли первые олимпийские игры, программу состязаний, в чем выступали спортсмены, кому они были посвящены и чем награждали победителя.

И так первый мой вопрос “Когда возникли первые олимпийские игры”? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к литературе. И я узнала, что первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н. э. в городе Олимпия у берегов реки Алфей. Это был самый великий праздник во всей Греции, куда съезжались делегации и посольства. Во время игр прекращались всяческие войны. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник, в котором участвовали только мужчины. В играх не имели право участвовать женщины, рабы, варвары, а также люди, подвергавшиеся наказанию по суду. Длились игры пять дней.
Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Что же такое - стадий? Стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями – 600 ступней, около 190 метров. От слова стадий появилось слово стадион. Победителем на первых олимпийских играх стал повар из Элиды – Корэб.

Состязания бегунов проводились в несколько этапов, до тех пор, пока не оставались 4 быстрейших, которые и разыгрывали 1 место. До 704 г. до н.э. программа игр состояла только из бега, и на 18-й олимпиаде в программе появляется пентатлон (сейчас называют пятиборье). В то время в пентатлон входили: борьба, метание копья и диска, прыжки, бег. Через 5 олимпиад – кулачный бой, а ещё через 2 олимпиады скачки на колеснице. Через 32 года в программу олимпиады включается панкратион. Панкратион - жесточайший и популярнейший вид древнегреческого единоборства, в котором соединены элементы борьбы и кулачного боя.

В какой же одежде выступали спортсмены? Они выступали в набедренных повязках, но история оставила память о том, что якобы во время состязаний в беге один из участников потерял набедренную повязку, но одержал победу. С 720 г. до н.э. атлеты стали выступать обнаженными.

На олимпийских играх награждали венком из оливы. Оливковое дерево, по преданию, было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценилась греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.

На олимпийских празднествах выступали не только спортсмены, но и поэты, которые читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан.

В 146г. до н.э, когда Греция потеряла свою самостоятельность, олимпийские игры перестали проводить. В 394г. н.э. римский император Феодосий первый издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр. В 392 - 395 гг.н.э. древнегреческие олимпийские игры перестали проводиться.

2.Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал открытия Игр.

В этом вопросе я познакомилась с именами людей, которые предложили возродить олимпийское движение, с символикой и ритуалом.

Б олее тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена.

В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс-Мутс, но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием "Олимпия", прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом - Эрнстом-Курциусом в Берлине. В конце прошлого века были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали - термину "гармоничный человек". Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. - И мы наследники этой цивилизации! - воскликнул Пьер де Кубертен. Итак, призыв был брошен. С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма. Эта встреча - а точнее Учредительный конгресс - состоялась 23 июня 1894 года в Сорбонне. Двумя тысячами делегатами от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе и нашей страны – генерал – лейтенант, педагог А.Д. Бутовский.

Ч тобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады был назван 1896-й. И с тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на овеянном дыханием веков алтаре Олимпии. Он уходит за горы, опускается в долины... Этот огонь пересекает одну границу за другой. Человек передает его другому. И, таким образом, представители разных народов становятся ближе, олимпийский огонь объединяет их.

А сейчас мы подошли к вопросу о символике и ритуалах.

Олимпийский огонь

Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

Девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, сильнее». Эта фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном (Henri Martin Dideon) на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Девиз понравился Кубертену, он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”.

Эмблема состоит из пяти сцепленных между собой колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году. Пять колец – символ пяти континентов (Европы - синее, Азии - желтое, Австралии - зеленое, Африки - черное, Америки - красное).

Флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийских колец на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады.

Олимпийская клятва
Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». Клятву принимают тренеры, официальные лица команд, спортивные судьи. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийские медали
Победитель получает золотую медаль (на самом деле эта медаль серебряная, но покрытая относительно толстым слоем золота). За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую. Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Победители располагаются на подиуме в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.

Церемония открытия игр
В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.

3. Олимпийские игры в России.

3.1.Оолипиада-80

В этом вопросе я узнала: какие страны не принимали участие, о талисмане Олимпиады – 80,о странах–победительницах. Город Москва 2 раза направляла в МОК официальные приглашения–заявки на проведение олимпийских игр и только на 2 раз Москва получила согласие на право проведения 22 летних олимпийских игр. История с Олимпиадой в Москве - наглядный пример использования спорта с целью оказания политического давления одних стран на другие. В период с 1974 по 1980 год много было сделано, особенно администрацией США в частности тогдашним президентом Джими Картером, чтобы сорвать проведение олимпиады 80 в Москве, это было связанно с вводом советских войск в Афганистан. Д. Картер в 1978 году своим решением запретил продажу ЭВМ для нужд олимпиады, так же он призывал по национальному телевидению к бойкоту олимпийских игр в Москве. Но олимпиада - 80 все-таки состоялась. В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 81 страны. 5189 спортсменов (1115 женщин). 21 вид спорта. На Московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Лидеры в неофициальном командном зачете: 1. СССР (80-69-46); 2. ГДР (47-37-42); 3. Болгария (8-16-17)

    Талисман игр - Олимпийский Мишка, получился таким, каким его полюбила вся страна, получился благодаря художнику Виктору Чижову. Конкурс на символ Олимпиады был большим – многие художники бились за право представить свое творение в качестве оберега страны на играх. Виктору Чижову предложил поучаствовать в конкурсе его старый друг, художник Владимир Перцев. Собравшись в студии Виктора Чижова, несколько художников начали работать над образами медведей.

    Шарики надувались около 2-ух дней до окончания Олимпиады. А вот медвежонок надувался всего лишь 20 минут! А причина кроется в аппарате, который надувал шары! К мелким и не очень большим предметам аппарат, можно сказать, относится более заботливо и чатильно, а к большим предметам соответственно не так. Причина - бракованный аппарат из Германии.

    Олимпийские игры проходили не только в столице нашей родины Москве, но и в Минске, Киеве и Таллинне.

    На сессии МОК в Москве был избран новый президент МОК - Хуан Антонио Самаранч. Вот что он сказал по поводу олимпиады-80: « … Что касается московских игр, мне хотелось бы отметить их отличную подготовку и превосходный спортивный дух. Жаль, что в них не участвовали спортсмены отдельных стран. Уверен, что Московская Олимпиада войдёт в историю своей великолепной организацией.

    Олимпиада в Москве превзошла по техническим параметрам предыдущие Игры в Мюнхене и Монреале.

3.2 22 зимняя олимпиада в г. Сочи в 2014 году.

В этом вопросе я познакомилась с зарождением зимних Олимпийских игр и с 22 зимней Олимпиадой в городе Сочи.

В 1925 году МОК принял решение о проведении зимних олимпийских играх. За год до этого в г. Шамони (Франция) проходила Международная спортивная неделя по случаю 8 Олимпиады. Она-то, впоследствии, получила ранг 1-х зимних олимпийских игр. В программу соревнований входило 5 – 6 видов спорта. Наши спортсмены впервые выступили на 7 зимних Олимпийских играх в 1956 году в Италии в г. Кортина д`Ампеццо. Первую медаль принесла Л. Козырева. На 17 Олимпийских играх,1994 год в г. Лиллехаммере, Россию впервые после 1922 года представляла самостоятельная команда.

Накануне МОК выступил с двумя инициативами: о провозглашении 1994 года - международным годом спорта и Олимпийского идеала и об обязательстве всех государств – членов МОК соблюдать олимпийское перемирие. ООН поддержал обе эти инициативы.

Как известно, зимние Олимпийские игры до 1994 года проводились в один год с летними. Учитывая возросшую роль в МСД и равноценную значимость с летними Олимпийскими играми, МОК в 1994 принял решение о проведении этих олимпиад с разницей по срокам в 2 года. И следующие зимние олимпийские игры были проведены в 1998 году.

Впервые Россия приняла звание, на проведение зимних Олимпийских игр 4 июля 2007 года. Город Сочи объявлен городом - столицей 22 зимних олимпийских игр.

Столица олимпиады Сочи была выбрана во время 119-ой сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. По окончанию на тех же объектах будут проводиться зимние пара - олимпийские игры.

22 июня 2006 года президент МОК Жак Рогх из 7 претендовавших заявок назвал имена 3 городов - кандитатов: Сочи, Зальцбург, Пхенчхан.

1 марта 2010 года на церемонии закрытия Олимпиады 2010 в 5:25 по московскому времени президент МОК передал Олимпийский флаг мэру Сочи Анатолию Паховому. Прозвучал гимн России в исполнении Московского государственного академического хора (дирижер Владимир Минин), и над Стадионом столицы олимпиады 2010 был поднят Флаг России. После этого в 5:30 началось торжество, представившее Сочи-столицу олимпиады 2014 года. Вводная часть открылась симфоническим Тунгусским метеоритом, который, как известно, прилетел в год, когда Россия (тогда ещё российская империя) впервые была представлена на олимпийских играх. Затем из земли начали расти ледяные кристаллы, дан старт символическому забегу, космонавт запустил спутник, и по стадиону промчалась русская тройка. Появился монумент «Рабочий и колхозница» на фоне разведенных мостов и монумента «покорителям космоса». В лунном ночном небе парит балерина на доске для сноубординга. Наталья Водянова поднимает прозрачный шар с логотипом олимпиады Сочи-2014, дует на экран и появляется морозный узор с надписью «Welcome to Sochi».

Начинается основная часть представления 8-минутная, как принято на церемониях закрытия олимпиады. Белоснежка в окружении 7 гномов дотрагивается до прозрачного шара, и по стадиону начинают движение люди внутри прозрачных сфер. Зрители на стадионе переносятся в Москву, где на красной площади симфонический оркестр Мариинского театра внутри светящихся олимпийских колец исполняет музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперёд!». После этого на стадионе зазвучала музыка 3-й части 6-й симфонии, и на сцену выходят артисты сводной группы Мариинского театра, Большого и Новосибирского театров, которые в танце создают символы видов олимпийских видов спорта. Они выступают в красочных костюмах различных эпох истории России (времен российской империи, Великой отечественной войны, и современного времени).

Дельфин, снятый из-под воды снизу (заметен эффект «окна») переносит зрителей на берег черноморского побережья, где под открытым небом выступают знаменитые Татьяна Навка и Роман Костомаров.

Представление завершается появлением гигантского логотипа Олимпиады 2014.

1 сентября 2010 года. Был объявлен всероссийский конкурс, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было 24048 работ.

2 февраля работал альтернативный сайт. К 26 февраля определились 2 наиболее популярных символов Белый медведь, Леопард. Заяц, Лучик и Снежинка оказались в конце списка.

Из финальных вариантов 26 февраля окончательно были выбраны при голосовании и теле шоу «Талисмания. Сочи 2014. Финал» на первом телеканале. Жюри объявило 3 победителей – Белый мишка, Зайка и Леопард. Согласно объявленному выбору спортсменов параолимпийцев, талисманами игр стали лучик и снежинка.

Заключение.

Работая над проектом, я расширила свои знания по истории Олимпийских игр, научилась искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для проекта, особенно понравилось искать иллюстрации для презентации. Было интересно составлять собственную презентацию, а не пользоваться готовой из Интернета.

Поняла в процессе работы, что литературы по данному вопросу очень много, в этом состояла главная трудность, поиск нужной информации и тщательный отбор её для освещения темы проекта.

Чтобы презентация получилась красочная, пришлось искать иллюстрации. Научилась картинки вставлять в слайд, работать с конструктором слайда, форматом шрифта и выравнивания текста, шаблоном слайда. Умению придавать надписям цвет. Поняла, что создать презентацию –это очень увлекательно, буду осваивать эффекты анимации. Это творческих процесс, можно создать свое собственное произведение.

Проектная работа по истории

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

Как организовать работу над проектом?

Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.

8. Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

Представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);

Выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

Рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

~- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

Должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.

Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?

Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.

При этом следует учитывать, что, как правило:

Общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;

Участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;

В распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-

деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;

Продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10-12 дней);

На этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?

Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.

Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?

Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:

Тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;

Создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;

Выделения на интервью в среднем не менее двух часов;

Обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);

Обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).

По каким критериям оценивать проект?

В своей практике я учитываю следующие факторы:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем;

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

Активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

Коллективный характер решений;

Соблюдение требований к избранному жанру;

Использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;

Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Оформление результатов проекта;

Форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.

Тема проектная деятельность на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Учитель истории МБОУ СОШ д.Старый Калкаш

Кутлушина З.С.


Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности


Учебный проект

Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.


Структура учебного проекта

Проект – это «пять «П»

Цель исследовательской работы:

1. Проблема ( постановка проблемы, компоненты которой требую решения)

2. Проектирование ( планирование деятельности)

3. Поиск информации ( сбор систематизация информации)

4. Продукт (изготовление, оформление продукта)

5. Презентация (выбор формы презентации, а также самооценка и самоанализ)

6. Шестое «П» проекта – его Портфолио (все рабочие материалы проекта, планы, промежуточные отчеты)

И.С. Сергеев.


  • Подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • Планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);
  • Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач) ;
  • Оформление результатов и выводов;
  • Представление или отчет;
  • Оценка результатов и процесса

1. Подготовительный – планирование работы над проектом (этап обмена имеющими знаниями по теме, интересами) :

  • Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
  • Обсуждение возникших идей;
  • Перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • Формулирование темы проекта для класса или группы учащихся

2. Аналитический ( этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний ):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет
  • Обмен информации с другими лицами (учащимися, учителем, родителями и т.д.);
  • Интерпретация данных;
  • Сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых

  • 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
  • Систематизация полученных данных;
  • Построение обобщений логической схемы выводов для подтверждения итогов(в виде рефератов, видеофильмов, презентаций и т.д.)

  • 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
  • Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • Обсуждение и организация презентации, результатов работы над проектом (на уровне школы, района, и т.д.)

Виды проектов

1 . Классификация проектов по количеству участников:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

Виды проектов

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:

  • Исследовательский
  • Информационный
  • Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, повседневная жизнь в эпоху первобытности, «оттепели», «застоя» и т.д.)
  • Творческий (разработать туристический маршрут, макетный образец крепости)

Виды проектов

3. Классификация по продолжительности

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков
  • Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течении нескольких месяцев
  • Долгосрочные проекты могут выполняться в течении года

Учитель берет на себя тьютерские функции:

  • Разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
  • Является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
  • Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала(вместе с учеником «проживает» его проект)

  • Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
  • «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов);
  • учитель – координатор всего группового процесса
  • Является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

  • 5 класс – проект – рисунок «Орудия труда первобытного человека», информационные проекты «Развитие письменности в Древнем Риме», ролево – игрового «Охота древних людей», рассказ от имени земледельца Древнего Египта

Проектная работа по истории

Неизвестные герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере моих земляков)

Выполнила: ученица 8 класса

Кутлушина Язгуль

Руководитель: учитель истории

Кутлушина З.С.


Проектная работа по истории

Боец «невидимого фронта»

Выполнила:

ученица 5 класса Хайбуллина Ильнара

Руководитель:

учитель истории Кутлушина З.С .


Проектная работа по истории

Семь чудес света

Выполнила ученица 6 класса

Алиева Альбина

Руководитель Кутлушина З.С


Творческий проект по истории «Модная Европа(XVI-XVIIIвв.)»

Выполнили: ученики 7 класса

Галимова А., Хайбуллина И., Денисова Ю.

Приняла:учитель истории Кутлушина З.С.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Старый Калкаш им Араслангулова Б.К. муниципального района Стерлибашевский район Р.Б.

Выполнила: ученица 7 класса Галимова Элина.

Руководитель: учитель истории Кутлушина З.С.