Русская культура первой половины XVIII века

Татьяна Понька

Просвещение. До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона ― первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую―либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.
Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Во второй четверти XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово "сadete" означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек. В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни ― по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов. Кадетский Шляхетский корпус нередко называли "рассадником великих людей". Из его стен вышли фельдмаршалы П.А. румянцев и М.Ф. Каменский, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И.П. Елагин, герои Отечественной войны 1812г. генералы Д.С. Дохтуров, Я.П. Кульнев, И.С. Дорохов и др.
В первой половине XVIII в. появились профессионально ― художественные училища. Так, в 1738 г. в Петербурге была открыта Танцевальная школа, ныне ― Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой.
Книжное дело. Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука. Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" ― комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718―1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Общественно-политическая мысль. В первой четверти XVIII в. активно расширяются научные и культурные контакты России с Западной Европой. В России стали известны работы крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений. Происходят изменения и в общественном сознании.
В общественно-политической мысли XVIII в. нашли отражение ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. В петровских преобразованиях государству принадлежала ведущая роль. От государства зависела судьба преобразований. В обществе росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху.
Одним из наиболее видных сподвижников Петра I и крупнейших мыслителей своего времени стал вице-президент Синода Ф. Прокопович (1681―1736). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отправился в Польшу, где принял униатство, потом в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. По неизвестным причинам он бежал из Рима и вернулся в Киев в 1702 г. убежденным противником иезуитов и "папежского духа". В Киеве он принял православие под именем Феофан и стал преподавателем поэтики и риторики в академии, с 1711 г. ― ректором. В Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии перед царем он произнес яркую речь. Личность Феофана привлекла царя тем, что молодой священник был убежденным сторонником петровских преобразований. Учреждая Синод, царь сделал Ф. Прокоповича вице-президентом Синода. Ф. Прокопович был сторонником европейской науки, обычаев, законов, русскому православию он был чужд. Вся его деятельность была направлена на отделение церкви от государства, что ослабляло положение церкви в обществе. После петровских реформ Русская церковь уже никогда не займет в обществе былого положения.
Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Прокопович рассматривает такие формы правления, как "народодержавство", при котором важнейшие вопросы решаются "согласием всех жителей", и аристократия, когда "несколько избранных мужей сословием правится отечество". Прокопович отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. В "Духовном регламенте" основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм. Власть монарха объявлялась "никаким законам не подлежащей", т.е. безграничной, абсолютной. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам "соборного правления".
После обнародования в 1722 г. Указа о престолонаследии он пишет книгу "Правда воли монаршей", в которой доказывает, что право передачи престола тому или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца.
В петровское время закладывались зачатки буржуазных отношений. Идеологом нарождающейся российской буржуазии был купец И.Т. Посошков. Сын ремесленника-серебряника И.Т. Посошков к концу жизни стал купцом-виноторговцем. В 1724 г. он написал "Книгу о скудости и богатстве", которая стала выдающимся произведением русской экономической мысли. Посошков считал, что избавить страну от бедности можно реформой управления. Для этого от всех сословий следует избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения. Он придавал огромное значение купечеству и предлагал меры для поощрения торговли и промышленности. По его мнению, занятие торговлей должно было быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам занятие торговлей должно быть запрещено; русское купечество нужно защищать от конкуренции иностранцев. Импорт нужно резко сократить, а экспорт - увеличить. Он требовал, чтобы государство поддерживало купечество ссудами и передачей в собственность казенных заводов. Он выступал также за создание единой купеческой организации. Он осуждал сословное деление, считая полезным допускать на государственную службу выходцев из различных слоев общества, а не только дворян. Он осуждал чрезмерное отягощение крестьян работами, предлагал ограничить законом размер повинностей и отменить подушную подать. Он считал целесообразным распространение грамотности среди крестьян. Идеальным государственным устройством он считал абсолютную монархию, которую он противопоставлял тем странам, где короли "не могут по своей воле что сотворити, но самовластные у них подданные их". Проекты И.Т. Посошкова показались подозрительными, в 1726 г. он был схвачен Тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости.
Литература. Изменения в общественной жизни отражались и в литературе. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было началом расцвета повести ("гистории"). Появляется принципиально новый герой, он образован, смел, удачлив, любит путешествия. Большую популярность приобрела "Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской". Сын дворянина Василий Кариотский отправляется на морскую службу. Он едет в Голландию, где добивается успеха на службе у купца. Попав в плен к разбойникам, он вскоре становится их атаманом, обнаружив удаль и острый ум. Галантным обхождением он покоряет высокородную пленницу - флорентийскую королевну. Освободив ее, он женится на ней и живет "в великой славе". Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности рода.
Театр. Петр I в детском возрасте видел первые театральные спектакли при двре своего отца царя Алексея Михайловича. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" ― большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры. Театр должен был способствовать просвещению народа, поэтому он превращался в общедоступное зрелище. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Театр был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна. Театр заводила и придворная знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается "на злобу дня". Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени.
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов ― Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.

Наш известный канонист А. С. Павлов при всей осторожности в выражениях говорит:

«Взгляд Петра Великого на Церковь, как на служебную силу государства, образовался под влиянием протестантской канонической системы, так называемой территориальной, основной принцип которой выражается в положении cujus regio jus religio . Петр познакомился с этой теорией во время пребывания своего в Голландии по сочинениям известного юриста Пуффендорфа, из которых некоторые переведены потом по приказанию царя на русский язык. Принципы этой теории проглядывают во всех важнейших преобразованиях Петра Великого в сфере церковного управления. Начнем с уничтожения патриаршества и с учреждения Св. Синода» [А. С. Павлов, «Курс церковного права», 1892 г., стр. 507].

Довольно вспомнить принцип «Духовного Регламента», будто бы монарх есть «крайний судья» высшего церковного управления *.

* Формула присяги членов Синода по «Регламенту», гласит: «Исповедую же с клятвою крайняго судию духовных сея коллегии быти самого всероссийскаго монарха, государя нашего всемилостивейшаго»... Под этим «исповеданием» присягающий прибавляет: «Клянусь и еще Всевидящим Богом, что вся сия мною ныне обещанная, не инако толкую в уме моем, яко провещеваю устами моими». (Регламент, 1883 г., стр. б). Можно лишь удивляться, что епископы Православной Церкви принимали такую присягу, при которой Синод никак не может быть церковным управлением. Впоследствии знаменитый митрополит Ростовский Арсений Мациевич, вызванный в Синод, согласился принять присягу лишь изменивши ее, именно поставивши крайним Судией Синода самого Иисуса Христа. Императрица Елисавета, при которой это произошло, оставила «дело» без последствий, но позднее, когда митрополита Арсения уже при Екатерине II судили за протест против отобрания церковных имуществ, ему поставили в вину и это прежнее «преступление»...

Петр, впрочем, сам определил отношения Синода к царской власти:

«Синод в духовных делах имеет такую же власть, как Сенат в мирских». «Таким образом, - замечает А. С. Павлов, - во главе Церкви, по законодательству Петра, стоит та же самодержавная власть, что и во главе государства» (стр. 508).

Сто лет после Петра при составлении основных законов православная вера признана господствующей, и от самого монарха требуется ее обязательное исповедание. По основным законам «император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (§ 42). Только в сем смысле, поясняет примечание сего параграфа, император в акте о наследии престола именуется «главой Церкви», хотя это выражение, конечно, очень плохо выбрано и может быть объяснено лишь тем, что акт составлялся при императоре Павле в 1797 году [«Свод Законов», т. 1, часть 1-я, изд. 1892 г.]. Но если мы, оставаясь православными, не могли явно и последовательно провести протестантского принципа цезаропапизма, то противоречие веры и практики, внесенное церковной реформой Петра, не могло не действовать деморализующе на нашу религиозную жизнь.

Здесь вопрос идет не о личной религиозности Петра Великого. Несмотря на кощунственные пародии церковной иерархии с «князем папой» во главе, он без сомнения верил в Бога и во Христа Спасителя. Но он действительно имел сильные протестантские наклонности. Лютера он вообще ставил очень высоко. В 1712 году перед статуей Лютера в Вартбурге он восхвалял его за то, что «на папу и все его воинство столь мужественно наступил для величайшей пользы своего (?) государя и многих князей» [А. Доброклонский, «Руководство к Истории Русской Церкви», выпуск IV, стр. 69]... Похвала для религиозного реформатора не особенно лестная, но хорошо рисующая взгляды самого Петра на Церковь.

Публикации раздела Архитектура

П етровское барокко - архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых .

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы - царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Александр Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей» . Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I , построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно - их украшают терракотовые барельефы - иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой - в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным» . По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем» . После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Петропавловский собор , строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны - пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Палаты Кикина - один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца - Александра Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь - в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, - после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир» , или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась - дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра - Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер - кунсткамеры . Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища» . Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена» . Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки - системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи - Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I - одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения - чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте - подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий . В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним - Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания - перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

1. В 1700 году:

а) Петр I провел реформу летосчисления;

б) Екатерина I наследовала престол;

в) был издан «Духовный регламент»;

г) родился М.В. Ломоносов;

д) был убит Павел I.

2. Кто из русских монархов издал указ «лета счислять и писать «с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова <...> (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября)»?

б) Екатерина I;

в) Павел I;

г) Анна Иоанновна;

д) Елизавета Петровна;

е) Екатерина II.

3. Год основания Санкт-Петербурга:

4. Видный церковный и политический деятель 1700-х – начала 1720-х годов, сподвижник Петра I, талантливый публицист, проповедник, автор «Духовного регламента»:

а) Феофан Прокопович;

б) Антиох Кантемир;

в) Александр Меншиков;

г) Василий Тредиаковский;

д) Стефан Яворский.

5. Укажите год выхода в свет первой книги, напечатанной «гражданским» шрифтом:

6. Укажите год основания первой в России газеты:

7. Укажите, какая из перечисленных ниже задач по преобразованию культуры не характерна для реформ эпохи Петра I.

а) создание новой, секулярной культуры;

б) разрыв с традиционной, древнерусской духовностью;

в) перенесение западноевропейских культурологических схем и моделей развития на русскую почву;

г) усиление роли церкви и православия в государстве;

д) просвещение нации;

е) насаждение идеи единоличной императорской власти и служения государству.

8. «Табель о рангах» Петра I – это:

а) закон, определяющий порядок присвоения чинов в зависимости от срока службы;

б) закон, устанавливающий привилегии государственным служащим в зависимости от чина;

в) закон о делении чиновников всех ведомств на 14 классов;

г) закон, отменяющий какие бы то ни было иерархические отношения на государственной службе;

д) закон, по которому светская и духовная власть сосредоточивалась в руках императора.

9. О ком эта «надпись к портрету»:

Российской церкви столп, совета мудрый муж,

Философ, богослов, историк, пастырь душ.

Витийством слов его доднесь Россия блещет;

Петровым похвалам вселенна совосплещет.

а) о Кантемире;

б) о Прокоповиче;

в) о Шувалове;

г) о Ломоносове;

д) о Потемкине;

е) о Карамзине.

10. О ком идет речь: «Им сочинены многие богословские, нравоучительные книги и даже предисловие к морскому уставу. Как муж просвещенный, благоразумный политик и любимец Петра, он старался доказывать мудрость всех новых его учреждений; первый открыл талант молодого Кантемира; ободрял, наставлял его и вместе с ним писал стихи: два человека, с коими, по тогдашнему времени, никто не мог спорить в остроумии и в учености»?

а) о А. Меншикове;

б) о П. Толстом;

в) о Феофане Прокоповиче;

г) о В. Тредиаковском;

д) о Г. Потемкине;

е) о Э. Бироне.

11. Укажите год открытия Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса:

12. 1745 год – это:

а) год восшествия на престол Елизаветы Петровны;

б) год смерти Г.А. Потемкина;

в) год возвращения М.В. Ломоносова в Россию из Германии;

г) год рождения Д.И.Фонвизина;

д) год написания «Письма о пользе Стекла»;

е) ни одно из перечисленных событий не соответствует указанной дате.

13. В 1762 году:

а) выходит в свет «Наказ» Екатерины II;

б) восходит на престол Елизавета Петровна;

в) умирает Петр III и восходит на престол Екатерина II;

г) издано первое полное собрание сочинений Г.Р. Державина;

д) родился Н.М. Карамзин.

14. 1769 год – это:

а) год выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву»;

б) год смерти М.В. Ломоносова;

в) начало войны с Наполеоном;

г) год основания Российской Академии Наук;

д) выход в свет журналов «Всякая Всячина», «И то и се», «Поденщина», «Трутень» и др.

15. Монумент императору Петру I («Медный всадник») в Петербурге был открыт в:

16. Манифест «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству» был издан в царствование:

а) Петра II;

б) Екатерины I;

в) Петра III;

г) Елизаветы Петровны;

д) Екатерины II;

е) Павла I.

17. Укажите годы правления Екатерины II:

а) 1725 – 1727;

б) 1741 – 1761;

в) 1750 – 1775;

г) 1762 – 1796;

д) 1772 – 1798.

18. Крестьянская война под предводительством е.И. Пугачева датируется:

а) 1715 – 1719;

б) 1762 – 1765;

в) 1773 – 1775;

г) 1782 – 1784;

д) 1812 – 1815.

19. Укажите год открытия Комиссии по выработке нового Уложения:

20. Год основания Академии наук в Санкт-Петербурге:

21. Укажите год и место основания первого русского университета:

а) 1709, Киев;

б) 1725, Санкт-Петербург;

в) 1732, Москва;

г) 1755, Москва;

д) 1767, Санкт-Петербург.

22. Рождение оригинального русского публичного театра (Ярославль, затем – Петербург) приходится на:

23. Когда в России была основана балетная школа и поставлена первая опера?

24. Тайная канцелярия была учреждена:

а) при Алексее Михайловиче;

б) при Петре I;

в) при Елизавете Петровне;

г) при Анне Иоанновне;

д) при Екатерине I;

е) при Петре III;

ж) при Екатерине II.

25. В царствование какого монарха была учреждена Учительская семинария – первое заведение в России, выпускающее учителей со специальной педагогической подготовкой?

а) Петра I;

б) Анны Иоанновны;

в) Елизаветы Петровны;

г) Петра II;

д) Павла I;

е) Екатерины II.

26. Правление какого русского монарха отражено в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Петра I;

б) Елизаветы Петровны;

в) Павла I;

г) Николая II;

д) Екатерины II;

е) Александра I.

27. «Слово о полку Игореве» было обнаружено учеными:

а) в конце XII в.;

б) в середине XVI в.;

в) в начале XVIII в.;

ж) в первой четверти XIX в.


Похожая информация.


Русское искусство 1-ой трети 18 в. (“петровская эпоха”): архитектура Трезини, портретная живопись И. Никитина, А. Матвеева .

Реформы Петра 1 касались всех сторон русской жизни, с осбой наглядностью проявились они в изобразительном искусстве и архитектуре. Главные тенденции – переход от средневековья к новому времени, прозападная и светская ориентация, ускоренное развитие. Еще в 17 веке появились ростки новой культуры (парсуна, лубок, круглая пластика), шло нарастание реалистических черт, усилились контакты с Западом. Но только благодаря прогрессивным деяниям Петра они получили разитие и привели полному обновлению художественной культуры.

Реформы касались всех видов и жанров искусства, всех сторон художественной жизни. Пока молодые русские художники (“пенсионеры”) учились за границей, в России работали приглашенные западные мастера. Одним из них был архитектор Д. Трезини . Его постройки (Петропавловский собор (1712 - 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1742), Гостиный двор (1723- 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился) Летний дворец,) . решены в стиле сдержанного северного, петровского барокко, напоминающего голландскую архитектуру. Французский мастер Ж.-Б. Леблон разрабатывал план застройки Санкт-Петербурга , а также типовые проекты жилых домов . Вводились новые строительные материалы, композиционные приемы, соответствующие западно-европейским архитектурным традициям.

Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса - Екатерининский дворец (1752 - 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754-1762) и Смольный монастырь (1748-1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

Подобные процессы шли и в изобразительном искусстве. Самыми оригинальными живописцами были “пенсионеры” Никитин (учился в Италии, п-ты Петра 1, цесаревны Анны Петровны, “Напольного гетмана” ) и Матвеев (учился во Фландрии и Голландии, автопортрет с женой, п-т Голицыной ). Оба работали в портретном жанре, в барочном стиле, который эволюционировал в сторону реализма. Матвеев первым из русских мастеров возглавил “живописную команду” Канцелярии от строений, которая вела все монументально-декоративные работы в столице.

В скульптуре этого времени заметный след оставил Растрелли -отец, приглашенный из Италии для создания конного памятника Петра 1 . Помимо которого он сделал множество эффектных барочных портретов, заложил основы русской светской скульптуры (бюст Петра 1, “Анна Иоанновна с арапчонком”).

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х - начало 1740-х и 1740-е - 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап - время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко.

Трезини. Петропавловский собор.


Трезини. Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. здание Двенадцати коллегий.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Смольный монастырь.