Бауэр Наталья Александровна
Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА »

Данная тема на сегодняшний день, является актуальной для педагогов и родителей, т. к. в последнее время все чаще обсуждается вопрос о синдроме детского аутизма , и о том как вести работу с детьми РАС.

Аутизм - это одно из широко распространённых нарушений развития («эффект маятника» , оно связано с органическими , генетическими поражениями и окружающей средой. Характеризующийся регресом речи, отрывом от реальности, отгороженностью от внешнего мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние раздражители, нарушением адекватной эмоциональной связи со средой и сопровождающийся стереотипным

поведением.

Впервые ранний детский аутизм был описан Л . Канером в 1943 (статья, «Антропология аутизма ).

В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберкулезного склероза. Самой распространенной причиной возникновения детского аутизма принято считать генетическую предрасположенность.

Детям с данным нарушением всю жизни приходится приспосабливаться к социальной обстановке, т. к. жизнь для них является источником стресса, что приводит к нарушениям социального поведения, коммуникативным способностям

Симптомы аутизма :

Нарушение социального поведения

Нарушение коммуникации

Стереотипное поведение

Работа с такими детьми довольна кропотлива и длительна. С «не говорящими» детьми занятия проходят успешнее при выстраивании визуального ряда. Если раньше начинается обучение чтению ребенка , то больше шансов у него вызвать эхолаличное повторение звуков.

Наряду с этим ведется специальная работа с детьми для преодоления артикуляторной апраксии (нарушение моторики (артикуляционной) .

Как можно раньше нужно начинать у таких детей коррекцию речевых расстройств . Для того чтобы преодолеть аутистическое поведение необходимо довольно много времени. Это систематическая работа ряда специалистов (дефектолог, психоневролог, логопед, социальный педагог, психолог, терапевт).

1) Установление эмоционального контакта с ребенком аутистом :

1 этап - период «эмоционально насыщенной пассивности» осторожное наблюдение за поведением ребенка , исключает любую форму вмешательства и ограничений ребенка , но вместе с тем педагогу важно демонстрировать ребенку готовность к поддержке и защите, его спокойную заинтересованность и поощрение ребенка .

2 этап – «пассивное соучастие» в деятельности ребенка . Побеседовав с родителями и узнав у родителей о особенностях их ребенка , его игровые, бытовые предпочтения педагогу будет легче производить попытки внедрения в стереотипизированную деятельность ребенка с учетом полученной информации от родителей. Взрослый отказывается от роли взрослого и принимает некоторые формы детского поведения, находясь рядом с ребенком выполняет похожие действия, что и ребенок (пример6 если ребенок играет с веревочками, взрослый как бы тоже играя плетет косичку.)

3 этап – период «активного соучастия» активное внедрение в сферу стереотипизированной деятельности аутичного ребенка . На этом этапе прочным становится зрительный, тактильный, речевой контакт, ребенок не сопротивляется , ждет одобрения, похвалы, больше привыкая к педагогу, внедряются занятия, на которых необходимо первоначально использовать знакомые для ребенка пособия , внешне создавая привычную для ребенка ситуацию и постепенно внедрять новые.

Работая с ребёнком РАС учителю, родителям рекомендуется проявлять твердость, настойчивость, терпеливость характера, т. к предстоит длительно работать над установлением положительного эмоционального, зрительного контакта с ребенком , выработкой «правильного» поведения, формированием соответствующего стереотипа, который поможет познавать мир ребенку и учиться взаимодействовать с другими людьми.

Задачи :

1) Адаптация к школьному обучению (адаптация к режиму дня, нормам поведения и т. д.) .

2) Формирование учебного стереотипа (работа за партой, подготовка к уроку, ответы на вопросы) .

3) Формирование стереотипа поведения в учебной комнате (обучение разным формам работы за партой, у доски, выполнению индивидуальных заданий и т. д.).

4) Развитие коммуникации (общение с окружающими) .

Четко организовывать пространство (учебного места, комнаты) .

Начинать учебную деятельность с ребенком рекомендуется , с демонстрации «визуального расписания» .

Речевые инструкции должны состоять из 2-3 слов и быть пошаговыми.

Обращаться к ребенку по имени , для понимания собственного «Я» .

Использовать подписанные системы хранения, подписывать предметы, которыми пользуется ребенок (методика «Глобальное чтение» ).

- Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

Использовать подкрепление правильного (вкусным поощрением, объятием, стимулом) .

Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое, избегать переутомления.

Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Вести «дневник наблюдений» (учитель, специалисты, родитель) .

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС :

Эмоциональное развитие;

Развитие моторики;

Развитие активного и осмысленного отношения к миру;

- организация поведения ;

- организация пространственно-временной среды;

Развитие коммуникаций (вербальной, невербальной) .

В работе с детьми РАС используются элементы технологий, приемы, методы :

Игротерапии (директивная и свободная игра, предметные и дидактические игры, игры-упражнения);

Элементы телесной терапии;

Элементы пескотерапии;

Элементы «PECS» (работа с символами, пиктограммами, картинками) ;

Элементы ИКТ;

Словесные, объяснительно-иллюстративные методы;

Продуктивная деятельность (использование наглядных пособий, фотографий рисунков, схем, знаково-графических изображений, метод «Макатон» (жест + картинка, что помогает формировать фразовую речь, и т. д., обучение чтению по методу Марии Монтессори и т. д. ;

Использование приема комментирования собственной деятельности.

Арт-терапия :

музыка, живопись, театр, танцы, занятия с пластилином глиной.

Дельфино-терапия

Пет-терапия

Ипотерапия

Холдинг-терапия :

Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка , мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том , как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка .

Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

«Взаимодействие с семьёй» .

В общении с родителями учитель должен быть педагогически тактичен, деликатен, сдержан, уважителен, вопросы для беседы должны быть продуманными, чтобы не оттолкнуть родителей от себя.

Рассказывайте родителям , что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивая его индивидуальность.

Обсуждайте с родителями и общие требования к воспитанию и обучению ребенка .

Побуждайте родителей высказывать свои взгляды, выслушивайте мнение родителей об используемых методах, приемах, даже если оно ошибочно. Призывайте родителей объединять усилия для выработки единых требований.

Учитывайте личностные интересы родителей.

P.S. «Не нужно изменять ребенка – нужно изменить среду вокруг него» и тогда Вы получите положительный результат J.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Разделы: Классное руководство

Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, детских организаций, родителей и общественности.

Чтобы правильно воспитывать учеников, надо хорошо их знать, глубоко проникнуть во внутренний мир, понимать их переживания и мотивы поведения. Изучить то, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенности воли, черты характера, темперамент. А это, значит, найти более верный путь к сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников является педагогическое наблюдение. Оно направлено на систематическое их изучение в обычных условиях жизни и деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков важно выявлять их причины.

В процессе наблюдения следует не просто констатировать факты, а выявлять причины того или иного поведения и намечать пути наиболее эффективного воздействия на каждого ученика с учетом его особенностей. Большие трудности представляют наблюдения за учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются держаться в стороне, не высказывают свое мнение. Необходимо им давать интересные поручения, вовлекать в коллективную деятельность, где наиболее полно раскрывается характер, обнаруживаются склонности, навыки и привычки.

Классный руководитель проводит наблюдения, прежде всего на своих уроках. Здесь можно определить уровень развития учащихся, их кругозор, выявить интерес к различным учебным предметам, волевые качества.

Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает общественно – полезный труд. Некоторые ученики проявляют торопливость, неорганизованность, разбросанность, другие работают ритмично, без спешки, выполняют порученное дело тщательно и аккуратно. Одни трудятся с большим интересом и желанием, другие – неохотно. Все это важно знать для того, чтобы правильно понять ученика, найти пути его воспитания, а иногда и перевоспитания.

Более благоприятно наблюдать над учащимися во время внеклассной работы. В совместной деятельности во внеурочное время ученики полнее раскрывают свои интересы, склонности, черты характера.

Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за поведением вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами школы ведут себя по-иному. В классе они не нарушают дисциплину и порядок, а на улице ведут себя негативно, проявляют, не уважение к старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия на таких учеников.

В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении того или иного ученика, чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Эти наблюдения можно внести в дневник, изучить их и наметить пути индивидуальной дальнейшей работы с учащимися.

Если учителю поручают классное руководство в новом для него классе, он приступает к предварительному знакомству с учащимися еще до начала учебного года. А именно знакомится и изучает:

  1. Личное дело
  2. Классный журнал
  3. Проводит беседу с бывшим классным руководителем
  4. (с воспитателями детского сада)
  5. Информацию от директора, завуча
  6. Проводит совещание с учеником
  7. Проводит беседу с родителями

Классный руководитель, впервые приняв класс, собирает сведения об учениках. (Где живет, профессии его родителей, состав семьи, материальная обеспеченность, культурный уровень, взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка в семье. Режим, досуг, товарищи, есть ли условия быта, рабочее место, участие в домашнем труде. Друзья, знакомые вне школы, ближайшее окружение, кто положительно влияет, кто отрицательно влияет на ребенка. Выясняет состояние здоровья, что читает, интересы, таланты, способности.)

В процессе изучения у классного руководителя накапливается информация по вопросам общего развития школьников (культура речи, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение в общественных местах и т.д.); идейной политической направленности (отношение к политическим событиям, участие в общественной жизни и работе класса и школы, какие газеты выписывает и читает, отношение к общественным поручениям, кому желает подражать, кумиры); отношения к учебному труду и успеваемости ученика (мотивы обучения, посещение учебных занятий, пропуски, опоздания без причин, внимательность на уроках, систематичность выполнения домашних заданий, самостоятельность выполнения учебного труда, успеваемость по различным предметам, какие предметы любит, какие предметы даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и т.д.); отношения школьника к физическому труду (самообслуживание, как выполняет общественные поручения, связанные с физическим трудом, какой труд предпочитает, проявления инициативы и самостоятельность в физическом труде, каким видом труда интересуется, посещение кружков, секций); уровня дисциплинированности ученика, правила для учащихся; культурного уровня поведения (организованность на уроках, вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и склонности в области искусства, науки, техники); широту и устойчивость интересов (какие кружки, организации, общества ученик посещает, какой профессией интересуется, связь его с выбором будущей профессии, прилежание и добросовестность).

Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные графы. Можно эти данные записать в виде таблицы.

Чтобы хорошо знать школьника, можно составить программу изучения личности и программу изучения коллектива. Для наблюдения школьника классному руководителю следует проводить различные внеклассные мероприятия. Например, эксперимент, анкеты, сочинения учащихся, социометрические опросы. Установить симпатии, антипатии, безразличия друг к другу, установить, кто пользуется авторитетом, кто – меньше.

В средних классах можно провести мероприятия на темы: “Какой я?”, “Что узнаем о себе на уроках”, “Сходства и различия между людьми”, “Хорошее и плохое в человеке”, “Каким хотел бы я быть?”. Провести проверки на познание мира и себя на темы: “Память, типы памяти, как улучшить память”, “Мышления: логические, образные”, “Эмоции и чувства человека” (настроение и самочувствие, как ими управлять?), “Речь: дикция, образность, логичность” (можно вести элементы риторики – владение голосом, составление письменных, устных речей, жесты, мимика). Дальше можно провести мероприятия на индивидуальные особенности человека на темы:“Интересы, предпочтения склонности”, “Способности, одаренность, талант”, “Темперамент”, “Характер”, “Привычки (полезные и вредные)”, “Поведение человека. От чего он зависит”, “Самооценка, уверенность в себе, преодоление комплексов”, “Сложные жизненные ситуации”, “Планируем жизнь”, “Сочинение – мое представление о будущем”.

В старших классах можно провести мероприятия на темы: “Как научиться понимать других людей”, “Как строить отношения с людьми различного темперамента, характера, возраста?”, “Конфликты. Как их избежать или разрешить? Поведение в конфликте”, “Как обрести уверенность в себе (обаяние, привлекательность)”, “Взаимоотношение любимых супругов”.

Проведение таких мероприятий дает ученикам возможность самопознания, пробуждает желание самосовершенствоваться, помогает при самовоспитании и ориентированности в окружающем мире: что есть добро и зло, к чему следует стремиться в жизни, а от чего отказаться, как достичь взаимопонимания с другими людьми. Тут ребят необходимо нацелить на целостную сферу личности. Поэтому при отборе материала мероприятий (анкеты, опросы, беседы, диспуты, игры-уроки и др.) я стараюсь подготовить его таким образом, чтобы дети не только усваивали, но и откликнулись на него. А именно, самостоятельно осмыслили и оценили. Еще будет эффективным, если они соотнесут оцениваемые объекты друг с другом.

Например, я как учительница математики поведение человека сравниваю с обыкновенной дробью, излагая это мудрой мыслью великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: “Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой действительно представляет, а знаменатель, то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; если знаменатель – бесконечность, то дробь равна нулю”.

Можно это высказывание цитировать, для воспитательной цели, при прохождении в 5-м классе темы “Обыкновенная дробь”. Здесь можно детям объяснять суть дроби в поведенческом аспекте. Например, числитель – это ваши положительные поступки (добрые дела, хорошие отметки, доброжелательные отношения друг к другу и т.д.), а знаменатель – это ваши плохие отрицательные (негативные) поступки (плохие отметки, непослушание, невыполнение хороших дел и т.д.). И задавайтесь вопросом: “Дробь будет какой?”. Затем дать обобщение детям, если вы совершили что-то нехорошее (в знаменателе), чтобы его исправить, необходимо совершать хорошие дела. Для достижения поставленной цели в изучении личности помогут материалы которые несут познавательную и целостную информацию о человеке, его индивидуальных особенностях, возможностях, перспективах развития.

Мы часто просим ребят оценивать не только свои качества личности, но и личность других людей (их поведение, мысли, чувства, и не просто отметить “это – хорошо”, а “это – плохо”, а выявить их особенности, только им присущие черты характера, отметить, какие в нем есть привлекательные черты, а какие отрицательные). В таких заданиях дети обычно рефлекцируют,т.е. дают оценку собственным и другим поступкам, мыслям, чувствам.

Сейчас вошло в моду информировать астрологические, зодиакальные приметы поведения, черт характера человека по разным гороскопам. Такие сведения тоже необходимо учесть и дать на заметку.

В профориентационной работе можно провести дискуссию “Как ориентироваться в мире профессий?”, объяснить типы профессий по предмету труда (“Человек – человек”, “Человек – техника”, “Человек – знаковая система”, “Человек – художественный образ”, “Человек – природа”), классы профессий по характеру труда (исполнительные, творческие), выяснить творческий потенциал каждого ученика и связывать, кем ему быть по зодиаку. Все они в целом помогают конкретно определиться при выборе будущей профессии.

Для себя я сделала вывод, что учитель обязательно должен вести индивидуальный педагогический дневник, он является лучшим способом накопления знаний об ученике, базой данных о нем.

Результаты наблюдения я фиксирую в дневнике. Накопленные в дневнике наблюдения дают объемный материал для составления характеристик на каждого ученика, с их помощью не трудно составить объективные характеристики. Ведь не секрет, что нередко педагогические характеристики бывают поверхностными, бедными, однообразными, иногда пишутся наспех, ограничиваются несколькими общими предложениями. Иногда без достаточных оснований приписываются такие качества, которые на самом деле в детях нет.

Раздумья над пометками в страничках дневника, их анализ помогают осуществить индивидуальный подход, указать недостатки, принять меры для их устранения.

Дневник наблюдения очень удобный для учителя, он не требует много “писанины”, тем самым, сэкономит и так драгоценное, время учителя. Он является первым помощником классному руководителю в работе с учениками, родителями и общественностью.

Использованная литература

  1. Н.И. Болдырев. Классный руководитель. –М.: Просвещение, 1978;
  2. Журналы “Классный руководитель”

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1) эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2) особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3) специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок - от 0 до 3 баллов:

0 баллов - функция отсутствует;

1 балл - слабо выражена;

2 балла - выражена, но с искажением;

3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки 0 Контакт полностью отсутствует
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность
Оценки 0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
1 Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с нимиманипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки 0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки 0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки 0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки 0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки 0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки 0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки 0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ф.И.О.

класс

ГОУ СкОШ VIII вида № 482

Классный руководитель: Изместьева Наталья Викторовна

  1. ФИО ________________________________________________
  2. Класс 2 «А»
  3. Дата рождения _______________________________________
  4. Домашний адрес, домашний телефон ______________________________
  5. Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ___________________________________

Отец Ф.И.О., место работы____________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей и родственники отца. Квартира выставлена на продажу.
  2. Взаимоотношения в семье прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении Влада реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести самостоятельность и любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями.

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _______________

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И. пришёл в ГОУ СкОШ VIII вида № 482 по направлению районной ПМПК. Раньше обучался в ГОУ СОШ № 1049, где продублировал обучение во 2 классе.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. Влад быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Влад отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками, или звонит жаловаться отцу и старшему брату.

Влад нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает на 4 этаж (к старшему брату), уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Редко

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание учиться;
  • низкая успеваемость;
  • затруднение в освоении учебных программ;
  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;
  • пренебрежительное отношение к сверстникам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;
  • ложь;
  • грубость, хамство.

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения требований школьной дисциплины;
  • нецензурная брань;
  • жаргонная речь;
  • порча школьного имущества;
  • срыв уроков;
  • драки.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________


Дневник динамического наблюдения Третьякова Александра ученика 2_ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ

(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Заключение (выводы)

Классный руководитель

Трудности усвоение учебной программы (указать предметы, характерные ошибки…), отношения со сверстниками и учителями, отношения к своим обязанностям…..

Слабо усваивает программу по русскому языку , чтению, математике. Не знает буквы, не умеет читать, списывать с печатного текста, писать под диктовку; письменная речь не развита, кругозор узкий. Уровень внимания низкий. Допускает ошибки в вычислениях на сложение и вычитание в пределах 20, слабо решает задачи (не умеет записывать её решение). Отношения со сверстниками и учителем на доброжелательной основе, имеет друзей в классе, к своим школьным делам относится пассивно, учебную активность проявляет слабо.

Социальный педагог

Семья неполная, многодетная, малообеспеченная. Взаимоотношения в семье ровные, бесконфликтные. Мама готова к сотрудничеству.

Медицинский работник

Состояние удовлетворительное, хронических заболеваний нет

Психолог

Оценка динамики развития ребенка свидетельствует о незначительном повышении уровня устойчивости (произвольного) внимания. Может проводить обобщения и классификацию предметов в основном внешним признакам, развитие навыков самоконтроля более продуктивно, темп деятельности увеличился незначительно, сформированность мелкой моторики снижена. Нужно отметить, что развитие способностей Третьякова Александра имеет неустойчиво положительную динамику. Это главным образом связано с нарушением переключаемости внимания, трудностями усвоения инструкции (сниженное восприятие, нарушение чувства дистанции в общении), повышенной тревожностью (страхом допустить ошибку), потребностью ребенка в одобрении и ослабленной кратковременной слуховой памятью.

Активный участник творческого объединения «Школьный музей», посещает творческое объединение «Мир глазами детей».

Достижение ребенка


Епишева Романа ученика 5_ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ

(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Динамика развития на начало учебного года

Динамика развития на конец учебного года

Заключение (выводы)

Классный руководитель

Совместно с предметниками

Слабо усваивает программу по русскому языку, математике.. Характер затруднений постоянный, допускает ошибки в вычислениях на н-р, деление в пределах 1000, письменная речь не развита, нарушает слогораздел, допускает замену букв в словах, навыки чтения снижены, пересказ по вопросам, кругозор узкий, статус в группе, отношения со сверстниками и учителем выстраиваются на доброжелательной основе, к своим школьным обязанностям относится пассивно, учебную активность проявляет слабо.

Социальный педагог

Сведения о семье, стиле воспитания, семейной обстановке, бытовых условиях …., готовность родителей к сотрудничеству …

Семья неполная, многодетная, малообеспеченная. Взаимоотношения в семье неустойчивые, конфликтные. Мама готова к сотрудничеству.

Медицинский работник

Состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья…..

Состояние здоровья удовлетворительное, на учете у хирурга , группа здоровья 2 основная

Психолог

Оценка уровня интеллектуального развития, эмоциональной сферы, особенностей поведения

Оценка динамики развития ребенка свидетельствует о незначительном повышении уровня устойчивости (произвольного) внимания, способности проводить обобщения и классификацию предметов (главным образом) по внешним признакам, развитию навыка самоконтроля, увеличению темпа деятельности и развитию моторики. Хочется отметить, что развитие способностей Епишева Романа имеет выраженную неустойчиво положительную динамику. Это главным образом связано с нарушением переключаемости внимания, трудностями усвоения инструкции (сниженное восприятие), настороженным отношением к новому (трудности усвоение нового), ослабленной кратковременной слуховой памятью.

Оценка речевого развития, признаки нарушения речевого развития, перспективы корректировки (постановки звуков….)

Общественная (школьная) активность ребенка, оценка реализации его способностей (самовыражения) в художественно-эстетической, спортивной…. др. деятельности (занятость в кружке)

Посещает спортивную секцию «Хоккей», член сборной команды школьного округа.

Участник творческого объединения «Деревянное зодчество и резьба по дереву»

Достижение ребенка

Грамоты, участие в соревнованиях….

Дневник динамического наблюдения Алушкиной Ольги ученицы 4_ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ

(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Критерии оценивания развития ребенка

Динамика развития на начало учебного года

Динамика развития на конец учебного года

Заключение (выводы)

Классный руководитель

(), совместно с предметниками

Трудности усвоение учебной программы (указать предметы, характерные ошибки…), отношения со сверстниками и учителями, отношения к своим обязанностям…..

Слабо усваивает программу по русскому языку. Характер затруднений временные, допускает ошибки, письменная речь развита слабо, нарушает слогораздел, допускает замену букв в словах, статус в группе предпочитаемый, отношения со сверстниками и учителем выстраиваются на доброжелательной основ, к своим школьным обязанностям относится ответственно, учебную активность проявляет активно.

Социальный педагог

Сведения о семье, стиле воспитания, семейной обстановке, бытовых условиях …., готовность родителей к сотрудничеству …

Семья полная, малообеспеченная, числится на внутришкольном учете. Отец – инвалид. Взаимоотношения в семье неустойчивые. Родители готовы, к сотрудничеству

Медицинский работник

Состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья…..

Состояние здоровья удовлетворительное, стоит на учете у педиатра , группа здоровья 2 основная

Психолог

Оценка уровня интеллектуального развития, эмоциональной сферы, особенностей поведения

Оценка динамики развития ребенка свидетельствует о значительном повышении уровня устойчивости (произвольного) внимания, способности проводить обобщения и классификацию предметов по внешним признакам, развитию навыка самоконтроля, увеличению темпа деятельности и развитию мелкой моторики. Ослабли тревожные состояния, вызванные ситуациями неуспеха, общий эмоциональный фон повысился. Хочется отметить, что развитие способностей Алушкиной Ольги имеет выраженную устойчиво положительную динамику

Оценка речевого развития, признаки нарушения речевого развития, перспективы корректировки (постановки звуков….)

Зам. директора по воспитательной работе

Общественная (школьная) активность ребенка, оценка реализации его способностей (самовыражения) в художественно-эстетической, спортивной…. др. деятельности (занятость в кружке)

Активный член спортивной секции «Настольный теннис».

Развивает свои способности, посещая творческое объединение «Мир глазами детей».

Достижение ребенка

Грамоты, участие в соревнованиях….

Неоднократный призёр, победитель школьного округа по настольному теннису .

Дневник динамического наблюдения Амельковой Оксаны ученицы 4 ___ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ


(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Критерии оценивания развития ребенка

Динамика развития на начало учебного года

Динамика развития на конец учебного года

Заключение (выводы)

Классный руководитель

(В),

совместно с предметниками

Трудности усвоение учебной программы (указать предметы, характерные ошибки…), отношения со сверстниками и учителями, отношения к своим обязанностям…..

Программу усваивает по всем предметам. Учебную работу выполняет аккуратно, старательно. Уровень внимания средний. Поведение на уроке хорошее. На замечание реагирует спокойно, переживает за собственные неудачи. Допускает ошибки в решении задач, в приемах письменного умножения и деления на трехзначные числа. Отношение со сверстниками хорошее. Отношение с учителем выстраиваются на доброжелательной основе; к своим школьным обязанностям относится ответственно. Внимание неустойчивое.

Социальный педагог

Сведения о семье, стиле воспитания, семейной обстановке, бытовых условиях …., готовность родителей к сотрудничеству …

Семья полная, многодетная малообеспеченная. Взаимоотношения в семье ровные, доброжелательные. Родители готовы, к сотрудничеству

Медицинский работник

Состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья…..

Психолог

Оценка уровня интеллектуального развития, эмоциональной сферы, особенностей поведения

Образное мышление развито на среднем уровне, длительная деятельность приводит к сильному снижению концентрации внимания и падению эффективности выполнения задания.

тревога и беспокойное недовольство, вызванные либо обстоятельствами, либо неудовлетворенностью эмоционально значимых потребностей.

Оценка речевого развития, признаки нарушения речевого развития, перспективы корректировки (постановки звуков….)

Зам. директора по воспитательной работе

Общественная (школьная) активность ребенка, оценка реализации его способностей (самовыражения) в художественно-эстетической, спортивной…. др. деятельности (занятость в кружке)

Достижение ребенка

Грамоты, участие в соревнованиях….

Дневник динамического наблюдения Собченко Дарьи ученицы 1_ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ

(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Критерии оценивания развития ребенка

Динамика развития на начало учебного года

Динамика развития на конец учебного года

Заключение (выводы)

Классный руководитель

(), совместно с предметниками

Трудности усвоение учебной программы (указать предметы, характерные ошибки…), отношения со сверстниками и учителями, отношения к своим обязанностям…..

Программу усваивает по всем предметам. Учебную работу выполняет аккуратно, старательно. Уровень внимания средний. Поведение на уроке хорошее. На замечание реагирует спокойно, переживает за собственные неудачи. Допускает шибки в вычислениях на вычитание в пределах 10; слабо развита речь. Отношение с учителем выстраиваются на доброжелательной основе; к своим школьным обязанностям относится ответственно. Наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость. Внимание неустойчивое.

Социальный педагог

Сведения о семье, стиле воспитания, семейной обстановке, бытовых условиях …., готовность родителей к сотрудничеству …

Семья полная, малообеспеченная. Взаимоотношения в семье ровные, доброжелательные. Родители готовы, к сотрудничеству

Медицинский работник

Состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья…..

Состояние удовлетворительное, инвалид детства с заболеванием нервной системы и нарушением функции органов жкт, группа здоровья 4, рекомендована ЛФК

Психолог

Оценка уровня интеллектуального развития, эмоциональной сферы, особенностей поведения

Низкая врабатываемость, истощаемость, выраженность чувства подавленности и тревожности, трудности установления контактов со сверстниками. Прогноз уровня адаптации и рисков средний

Оценка речевого развития, признаки нарушения речевого развития, перспективы корректировки (постановки звуков….)

Зам. директора по воспитательной работе

Общественная (школьная) активность ребенка, оценка реализации его способностей (самовыражения) в художественно-эстетической, спортивной…. др. деятельности (занятость в кружке)

Достижение ребенка

Грамоты, участие в соревнованиях….

Дневник динамического наблюдения Неплюхиной Натальи ученицы 9_ класса МОУ Ново-Воскресенской СОШ


(ФИО ребенка)

Специалист сопровождения

Критерии оценивания развития ребенка

Динамика развития на начало учебного года

Динамика развития на конец учебного года

Заключение (выводы)

Классный руководитель

(), совместно с предметниками

Трудности усвоение учебной программы (указать предметы, характерные ошибки…), отношения со сверстниками и учителями, отношения к своим обязанностям…..

Программу усваивает по всем предметам. Допускает ошибки в вычислениях на деление и умножение трёхзначных чисел. Письменная речь не достаточно развита, пишет предлоги со словами слитно, навыки чтения снижены, кругозор узкий.

Отношения со сверстниками и учителями выстраиваются на доброжелательной основе, к своим школьным обязанностям относится ответственно, учебную активность проявляет в меру своих сил. Имеет много друзей среди одноклассников и других учащихся школы.

Социальный педагог

Сведения о семье, стиле воспитания, семейной обстановке, бытовых условиях …., готовность родителей к сотрудничеству …

Семья полная, многодетная, малообеспеченная, благополучная. Взаимоотношения в семье ровные, доброжелательные. Родители готовы, к сотрудничеству

Медицинский работник

Состояние здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья…..

Психолог

Оценка уровня интеллектуального развития, эмоциональной сферы, особенностей поведения

Продуктивность внимания несколько снижается при длительных умственных (или физических) нагрузках. Процесс классификации и обобщения предметов по конкретному и отвлеченному признаку снижен, часто из-за поспешности выводов допускает ошибки в проведении аналогий, установлении обобщающих связей и классификации предметов.

Оценка речевого развития, признаки нарушения речевого развития, перспективы корректировки (постановки звуков….)

Зам. директора по воспитательной работе

Общественная (школьная) активность ребенка, оценка реализации его способностей (самовыражения) в художественно-эстетической, спортивной…. др. деятельности (занятость в кружке)

Посещает спортивную секцию по баскетболу . Два года подряд несёт «Вахту памяти» на Посту №1 в г. Новосибирске, лагерь Полевой стан.

Достижение ребенка

Грамоты, участие в соревнованиях….

Участвует в школьных спортивных мероприятиях.

Вспомогательная информация для учителя-предметника, классного руководителя :

Отношение к учебе (заинтересованность, увлечение, безразличие, отрицательное):

    Качество выполнения учебной работы (старательность, аккуратность, организованность); Уровень развития внимания (высокий, средний, низкий); По каким предметам испытывает затруднения; Выполнение школьного режима и правил поведения на уроках; Реакция на критические замечания и оценки (спокойная, заинтересованная, пассивная, агрессивная, непредсказуемая); Реакция на собственные неудачи (переживание, подъем активности, спад активности, пассивность, равнодушие); Способность учащегося к самооценке своих способностей, успехов и неудач (завышена, занижена, адекватна).

Специальные способности.

Межличностное общение и социальный опыт:

    Как относится к мнению коллектива , коллективным требованиям (благожелательно, серьезно, болезненно , равнодушно, враждебно); Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый); Пользуется ли авторитетом в коллективе; Имеет ли друзей в своем классе, вне класса; В каком качестве участвует в делах класса (активный участник, пассивный исполнитель, организатор, дезорганизатор , не участвует); Как выполняет поручения; С кем чаще всего бывают конфликты.

Участник
сопровождения

Деятельность на этапе
подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психолого-
педагогического консилиума

Реализация решений консилиума

Психолог

Проведение диагностической
работы: диагностического
минимума и различных схем
углубленной диагностики в
отношении группы
“проблемных” школьников

Подготовка материалов к
консилиуму

Предоставление участникам
консилиума необходимой
информации по психолого-
педагогическому статусу
конкретных учеников и по
ученическим группам


сопровождения

Планирование направлений и форм
психологической работы в рамках
сопровождения конкретных
учеников, ученических групп
и параллели в целом

Проведение психокоррекционных,
развивающих и консультативных
мероприятий со школьниками

Проведение групповых и индивидуальных
консультаций с педагогами и родителями

Планирование совместной работы с
классными руководителями

Социально-диспетчерская деятельность

Психологическое просвещение

Классный
руководитель

Сбор педагогической
информации о педагогических
аспектах статуса школьника
(собственные наблюдения,
беседы или анкетирование
педагогов-предметников)

Предоставление необходимой
педагогической информации
участникам консилиума

Участие в разработке стратегии
сопровождения

Планирование форм и направлений
работы в рамках сопровождения
конкретных школьников или класса
в целом

Проведение конкретных форм
воспитательной работы в рамках решения
консилиума

Консультирование родителей и педагогов
- предметников по вопросам
сопровождения школьников и
ученических групп

Педагог-
предметник

Участие в экспертных опросах
на этапе диагностического
минимума

Предоставление необходимой
информации классному
руководителю и психологу в
рамках их подготовки к
консилиуму

Не участвует или участвует по мере необходимости

Участие в групповых и индивидуальных
консультациях, проводимых психологом,
завучем или медиком

Разработка индивидуальных стратегий
педагогического сопровождения
конкретных школьников и их
последующая реализация

Консультирование родителей

Участие в методических семинарах,
посвященных содержанию
сопровождающей деятельности в
различных школьных параллелях

Завуч

Организационная помощь в
проведении основных
диагностических мероприятий

Организация работы консилиума

Участие в разработке
педагогических аспектов
сопровождения отдельных
школьников и ученических
параллелей

Помощь педагогам в разработке стратегии
сопровождения

Консультирование педагогов по
методическим и содержательным
вопросам

Консультирование администрации

Школьная
администрация

Организационная и
административная помощь в
проведении диагностических
мероприятий

Не участвует

Встречи с психологом и завучем по
обсуждению результатов консилиума

Участие в проведении сопровождающих
мероприятий, предполагающих помощь,
поддержку или вмешательство
администрации