Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный , регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т. д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.


Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

Разнообразный Разнообразные
объемная

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

Количество занятий в день

Продолжительность
(мин).

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся


Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Характер и степень нарушения зрения Норма зрительной (тактильной) нагрузки
1. Незрячие школьники
2. Частичнозрячие школьники Непрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительно­го напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекоменду­ется одновременно использовать зре­ние и осязание
3. Слабовидящие школьники Непрерывная зрительная нагрузка со­ставляет: Подготовительный - 3 класс - 10-15 минут; средние, старшие классы - до 20 минут; при этом отдых между периодами зри­тельного напряжения должен состав­лять не менее 5 минут
4. Школьники, у которых зрительное заболе­вание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирую­щая дистрофия сетчатки и др.) Дозировка устанавливается индивиду­ально врачом-офтальмологом

Активного привлечения к процессу восприятия и усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности (мышления, речи, воображения, логического запоминания и т. д.).

Снятию интеллектуального и зрительного утомления способствуют физкультурные минутки. Физкультурные минутки организуются при­мерно на двадцатой минуте урока. Основная их цель - восстановить об­щую и зрительную работоспособность. Классическая физкультурная минутка состоит из двух частей: общеразвивающих упражнений и зри­тельной гимнастики. Цель общеразвивающих упражнений - снять ста­тическое напряжение в зонах шейного и поясничного отделов позво­ночника, а также верхних и нижних конечностях. Цель зрительной


гимнастики - снять зрительное утомление и подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе.

Зрительная гимнастика составляется из специальных упражнений. Различают три основных группы упражнений зрительной гимнастики: 1) релаксационные, 2) обеспечивающие стимуляцию отдельных физио­логических функций глаза, 3) развивающие функцию центрального и периферического зрения. Их подбор в комплексы осуществляется в первую очередь в зависимости от цели. Снять зрительное утомление -релаксационные; подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе - обеспечивающие стимуляцию отдельных физиологических функций глаза, развивающие функции центрального и периферическо­го зрения. Подбор упражнений зрительной гимнастики ведется также с учетом характера учебной деятельности и характера нарушений зрительных функций. В этой связи зрительная гимнастика обычно состоит из двух частей:

1 часть - инвариантная, она учитывает цель гимнастики и подходит при всех видах деятельности и разных главных патологиях;

2 часть - вариативная, она учитывает характер учебной деятель­ности, характер глазного заболевания, а также типологические особен­ности ребенка (С. Е. Гайдукевич, Е. С. Прокопьева).

В процессе зрительной гимнастики могут использоваться разнооб­разные специальные приспособления (таблицы, рисунки, метки), при­боры (зрительные тренажеры). Они помогают превратить данную процедуру в увлекательную игру.

Психофизические особенности детей с нарушениями зрения и об­условленные ими ограничения указывают на необходимость четкого смыслового структурирования различных аспектов их жизнедеятель­ности. Продуманные системы правил и алгоритмов помогают им быс­трее осмысливать разнообразные ситуации, подбирать адекватные спо­собы взаимодействия и обеспечивать их достаточно высокую результативность.

В работе с незрячими и слабовидящими используются специальные правила, которые позволяют им организовывать и регулировать свои действия. В образовательной практике сегодня широко применяются несколько групп таких правил. Правила, обеспечивающие соблюдение режимов и дозировок нагрузки, регулируют темп работы ребенка на уроке, обеспечивают правильное использование средств индивидуаль­ной коррекции и дополнительного освещения, регламентируют смену


труда и отдыха, просмотр телепередач и т. д.). Правила, обеспечиваю­щие охрану и развитие остаточного зрения, ориентируют ребенка на рациональную организацию взаимодействия с визуальной информаци­ей. Они представляют собой рекомендации по работе с иллюстратив­ным и текстовым материалом (положение текстов и изображений отно­сительно глаз, способы их приближения в различных позах (стоя, сидя), использование пальцевых обследований, а также специальных приспо­соблений (следящих линеек, закладок, увеличительных приборов)). Кроме того, они определяют способы получения недоступной в той или иной ситуации визуальной информации (как использовать зрительные возможности других людей: задавать вопросы, уточнять полученные сведения). Правила оречевления действий и намерений ребенком (педа­гогом) способствуют активизации и уточнению словарного запаса, уси­ливают связи между образами представлений и словами, обеспечивают возможность внешнего контроля за деятельностью ребенка, стимули­руют развитие планирующей и регулирующей функций его речи. Оречевление своих действий и намерений учителем также необходимо для незрячих детей, это дает им возможность следить за ситуацией и адекватно реагировать в ней.

При составлении правил для детей с нарушениями зрения необхо­димо руководствоваться следующими рекомендациями:

Охватывают разнообразные аспекты жизнедеятельности ребенка;

Немногочисленны;

Разумны и рациональны, направлены на достижение значимых ре­зультатов;

Доступны, имеют четкую немногословную формулировку;

Носят разрешительный, а незапретительный характер.

Дети с нарушениями зрения, особенно незрячие нуждаются в чет­ком структурировании различных видов деятельности. Последователь­ное выделение отдельных операций и действий позволяет им лучше осознать способы их выполнения, усвоить последовательность. В этой связи в работе с ними широко используются разнообразные алгоритми­ческие предписания. Они составляются на отдельные виды учебной де­ятельности (работа с правилом, выполнение письменного упражнения, решение задачи и др.), практической деятельности (пришивание пуго­вицы, приготовление чая, уборка помещения и др.), деятельности но са­мообслуживанию (чистка зубов, уход за ногтями, одевание и др.). Алгоритмы оформляются в виде инструкционных карт, памяток,


рисунков и размещаются в «поле зрения» ребенка, позволяя ему наладить необходимые взаимодействия в образовательной среде.

Внимание к организационно-смысловому аспекту среды позволяет усилить в ней направленность на охрану здоровья детей, на стимуляцию их активности и работоспособности, на рационализацию детской деятель­ности и обеспечение каждому ребенку чувства уверенности в себе.

Социально-психологический аспект образовательной среды. Учреждение образования открывает для детей с нарушениями зрения широкие возможности межличностного взаимодействия. Его содержа­ние, характер, интенсивность представляют собой активные средовые образовательные ресурсы. Степень их эффективности во многом зави­сит от установок и позиций взрослых и в первую очередь педагогиче­ского коллектива. Чтобы идея образовательной интеграции заработала, она должна овладеть умами учителей, стать составной частью их про­фессионального мышления. Это означает необходимость специальных усилий по его обновлению и преобразованию. Педагоги помогают ре­бенку только тогда, когда искренне верят в его возможности и успеш­ный результат совместной работы.

«Дети с нарушениями зрения заметно отличаются от обычных здо­ровых детей?» - сначала из уст педагогов это звучит как вопрос, а затем нередко как утверждение. К сожалению, в обществе сложился доста­точно устойчивый стереотип восприятия людей с нарушениями зрения. Их либо избегают, либо жалеют и опекают. В таких условиях обычно трудно правильно осознать и оценить проблему слепоты или слабовидения и тем более убедить себя в мысли, что эти дети - такие, как все. Педагоги нередко идут на поводу общественного мнения и, не задумы­ваясь, признают особенность детей с нарушениями зрения. Они видят в них в первую очередь болезнь, а затем уже все остальное. Силы и время взрослых концентрируются на борьбе с этой болезнью (лечение, охра­нительный режим, коррекционно-развивающая работа), вопросы же организации полноценной жизни ребенка смещаются на второй план или вообще выпадают из поля зрения. А что же происходит со здоровы­ми детьми? Родители и педагоги видят в них в первую очередь именно детей, их детские нужды и потребности. Они озабочены их развитием, создают им условия для познания окружающего мира в движении, об­щении, игре и труде. Такой неравнозначный подход к воспитанию здо­ровых детей и детей с нарушениями зрения приводит к тому, что по­следние действительно становятся особенными. Однако особенные они не потому, что плохо видят, а потому, что живут в особом мирке, соз-


данном заботливыми руками родных и близких. В этом мирке за ребят боятся, переживают, предупреждают и исполняют все желания, огра­ничивая их деятельность. Постоянная опека приводит к снижению ак­тивности, инициативы, самостоятельности, ответственности, и в ре­зультате незрячие и слабовидящие дети меньше знают и умеют по срав­нению со своими здоровыми сверстниками.

Можно ли выйти из этого положения? Да, можно. Необходимо учиться видеть в ребенке с нарушениями зрения не только болезнь, но и здоровье. Понаблюдайте за ним: он слышит, говорит, поет, ходит, игра­ет, учится, выполняет различные практические действия. Если скон­центрировать мысли и усилия на здоровье, на том, что оно позволяет делать незрячему и слабовидящему, то вывод очевиден: у такого ребен­ка большие возможности, он может научиться практически всему, а значит он - такой, как все. На фоне подобных установок к детям с нару­шениями зрения отношение простой заботы сменяется интересом, же­ланием поближе познакомиться, организовать сотрудничество. Это в свою очередь дает ребенку возможность почувствовать, погрузиться в совершенно иной пласт переживаний, таких, как сопричастность, дове­рие, надежность.

Особого внимания заслуживает позиция родителей здоровых детей. Нередкими являются опасения по поводу того, что развитие их детей может задерживаться присутствием в классе учащихся с особенностя­ми психофизического развития. Однако практика показывает, что успе­ваемость здоровых детей не становится хуже в условиях интегрирован­ного обучения, а наоборот, даже улучшается. Существуют свидетельст­ва, что школы, которые успешно обучают детей с особенностями психофизического развития, являются самыми лучшими и для здоро­вых учащихся. В этой связи оправдывает себя тенденция организации интегрированного обучения в творчески работающих учреждениях об­разования, в классах, которые сопровождает наиболее опытный педаго­гический коллектив.

Отношения детей с нарушениями зрения со сверстниками во мно­гом определяются позицией взрослых: как они смотрят на них, обраща­ются к ним, доверяют им, какие используют критерии оценки их дея­тельности. Чуткое руководство со стороны педагога может усилить взаимный интерес между здоровыми детьми и детьми с нарушениями зрения. В первую очередь необходимо помочь незрячим и слабовидя­щим поддерживать привлекательный внешний вид и избегать выпячи­вания, демонстрации внешних признаков, воспринимаемых как откло-

нение от нормы. В детской группе должно формироваться мнение о том, что нарушение зрения не является сверхотличительным призна­ком. Люди бывают худыми, хромыми, полными, лысыми, чернокожи­ми, незрячими, однако это не делает их менее ценными. Их ценность за­висит от того, что они знают и умеют делать. В этой связи задача педа­гога - помочь каждому «особенному ребенку» проявить себя в доступных видах деятельности, создать ему ситуации успеха, обратить внимание здоровых детей на его достижения. Необходимо стимулиро­вать активное участие незрячих и слабовидящих детей не только в клас­сных и общешкольных воспитательных делах, но также в кружках, клу­бах, спортивных секциях. В тифлопедагогической практике накоплен богатый опыт организационно-методической работы в данном направ­лении. Школьники с нарушениями зрения могут быть вовлечены в сле­дующие виды кружков: 1) связанные с ручным трудом (ленка, выжига­ние, резьба по дереву, моделирование, работа с природным материа­лом); 2) связанные с изучением природы и природоохранительной деятельностью (цветоводство, краеведение, уход за животными); 3) связанные с учебно-познавательной деятельностью (математический, лингвистический, исторический и т. д.); 4) связанные с литературно-ху­дожественной и драматической деятельностью (хор, танцы, детский те­атр, кукольный театр, изостудия). В общеобразовательной школе не­зрячим и слабовидящим детям можно предложить заниматься такими видами спорта, как шашки, шахматы, плавание, легкая атлетика. В по­следнем случае только с разрешения врача и при обязательной консуль­тации специалиста по ЛФК.

Усилению положительного имиджа ребенка с нарушениями зрения способствуют ситуации, когда здоровые дети ставят себя на его место: пытаются прочитать текст через фильтр, пройти по классу с завязанны­ми глазами, написать свое имя шрифтом Брайля. Полезно обратить вни­мание детей на то, что персонажи с особенностями психофизического развития присутствуют в детской литературе, что некоторые игрушки тоже имеют те или иные нарушения (хромают, не видят, плохо «гово­рят»). Сильное впечатление на детей производит знакомство со взрос­лыми, имеющими те или иные особенности психофизического разви­тия. Их рассказы о своих жизненных достижениях способствуют укреплению уверенности интегрируемых детей и росту доброжела­тельных настроений среди здоровых. Во многих странах существует практика приема на работу в школу таких людей, что позволяет детям


поближе познакомиться с разнообразными положительными ролевыми моделями, более четко увидеть свою собственную перспективу.

Необходимо обращать внимание на степень эмоциональной насы­щенности взаимодействий, в которые вовлечены дети с нарушениями зрения. При необходимости ее можно усилить за счет таких приемов, как «контакт глаз» (если дети имеют остаточное зрение), «физический контакт» (прикосновение к плечу, руке, голове, похлопывание, пожа­тие руки и др.), «эмоциональное поглаживание» (обращение к ребенку с приятными, ласковыми словами). Подобное поведение педагога сви­детельствует об определенной ценности, значимости ребенка с наруше­ниями зрения и является образцом для подражания.

Прислушайтесь, какие слова используют педагоги и здоровые дети для описания детей с особенностями психофизического развития и их возможностей. Слова «незрячий», «слабовидящий» обязательно долж­ны использоваться в речевом обиходе. Детям объясняют их значение и указывают, что это самые обычные слова, которые ни в коей мере не унижают человека, а характеризуют его, как и многие другие, напри­мер, «рыжий», «худой», «смуглый». Свободно используйте в общении с ребенком с нарушениями зрения слова «посмотри», «приглядись». Он должен знать их значение и уметь ими пользоваться. Незрячие и слабо­видящие дети при помощи указанных слов могут обозначать свои спо­собы познания окружающего (прикосновение, ощупывание, последо­вательный зрительный анализ).

Младшие школьники уже достаточно активно интересуются собой. Поэтому задача педагогов детей с нарушениями зрения помочь им вы­работать правильное представление и отношение к своему зрительно­му нарушению и на этой основе к самому себе. Часто незрячие и слабо­видящие стараются не привлекать внимания к своим проблемам, стес­няются просить о помощи, предпочитая в одиночку переживать свои трудности. Нужно помочь им понять, что нарушений зрения не стоит стыдиться. Они не делают их менее значимыми и уважаемыми людьми. Нарушения зрения - это не благо, но и не зло. Это данность, которую нужно принять и научиться с ней жить. Если не формировать у ребенка положительного отношения к своему нарушению зрения, отношение все же появится, но, скорее всего, оно будет негативным. Поэтому взрослые обязаны уделять особое внимание выработке у детей раз­умного, правильного отношения к своим зрительным ограничениям. Для этого можно использовать прием акцентирования их внимания на своих возможностях (ты не видишь, но хорошо ходишь; не видишь, но


высоко прыгаешь; не видишь, а нашел потерявшуюся вещь быстрее меня и т. д.). Ребенок должен знать, что он практически ничем не отли­чается от здоровых детей, и о нем судят не по нарушению, а по его воз­можностям и достижениям. Оценка его деятельности зависит не от того, слепой он или зрячий, а от того, насколько он был внимательным, аккуратным, хорошо или плохо потрудился. Нельзя говорить, что здо­ровые дети все делают лучше и быстрей. Такие высказывания могут вы­звать у незрячих и слабовидящих неадекватное отношение как к своему нарушению, так и к зрячим детям. Они станут воспринимать их как со­перников, с которыми постоянно вступают в неравное соревнование, станут относиться к ним враждебно, агрессивно, откажутся от контак­тов. Причиной же всех своих неудач и проблем будут считать наруше­ния зрения. Старайтесь, чтобы у ребенка с нарушениями зрения никог­да не возникали мысли: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, жалеть меня». Ребенок, занявший позицию больного, недооценивает свои возможности, готов принимать помощь других, но не умеет и не хочет ее оказывать сам (М. И. Кряхтунов). В таких ситуациях слова «незрячий», «слабовидящий» могут приобрести унизи­тельное значение и заставить его бояться и стыдиться своего нарушения.

Таким образом, незрячие и слабовидящие дети обязаны знать о сво­их нарушениях и воспринимать их как явление, которое совсем не ме­шает им жить, о котором они даже забывают, а на обращение: «Ты же незрячий?!» могут отвечать: «Ну и что же! У меня все в порядке! Я делаю все, что захочу!».

При организации взаимодействия с детьми с нарушениями зрения необходимо соблюдать определенные правила. Если вы общаетесь с незрячим ребенком, обязательно сообщайте ему о том, что вы пришли, называйте свое имя. Выполняя совместную деятельность, помните, что он не может зрительно отслеживать происходящее, поэтому прогова­ривайте все действия, которые производите. Не прикасайтесь к незря­чим детям без предупреждения, это пугает их, доставляет неприятные ощущения. Необходимо уведомлять ребенка о своих намерениях: «да­вай пожму твою руку, похлопаю тебя по плечу, обниму». При общении со слабовидящими взаимодействие организуется на близком расстоя­нии (не более 3-4 метров), иначе они не смогут четко видеть ваше лицо и соответственно ваши эмоциональные реакции. Партнерам детей с на­рушениями зрения рекомендуется постоянно давать эмоциональный отклик на происходящее, становясь образцом эмоционального реагирования. При организации взаимодействия с незрячими и


слабовидящими необходимо продумывать меру оказываемой им помощи, обеспечивая профилактику гиперопеки.

Таким образом, решение задачи успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах общего тина ориентирует педагогов на создание специальных условий. Их рациональный подбор обеспечивается за счет компетентной оценки реальных и потенциальных возможностей каждого конкретного ребенка и моделирования условий функционирования, оптимальных именно для него. Подобный подход позволяет создать атмосферу эф­фективного взаимодействия незрячих и слабовидящих с окружающей действительностью: обеспечивает доступность, безопасность, информативность и комфортность образовательной среды.

Исследования ведущих офтальмологов и тифлопедагогов, таких как Э.С.Аветисов, Л.А. Григорян, О. Л. Алексеев, Л. И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие, показали, что предаппаратная подготовка дает положительные результаты в единстве коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, ускоряется процесс лечения детей, что положительно сказывается на развитии их зрительных функций. Для решения проблемы эффективного лечения зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному обучению и лечению в условиях специализированного учреждения.

  • Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей.
  • Коррекционная работа - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, имеющих нарушения зрения.

Для лечебно-восстановительной работы на конкретных аппаратах и в лечебных офтальмологических компьютерных программах наряду с формированием зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного внимания и памяти должны быть сформированы следующие навыки:

  • умение выделять и называть составляющие части предметов;
  • понимание словесной установки;
  • знание и словесное обозначение направления (вправо-влево, вверх-вниз, вблизи - вдали);
  • понимание глубины пространства;
  • обозначение словесно увиденного.

Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтальмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, "Найди такой же предмет", "Подбери одинаковые предметы", "Что от тебя ближе, дальше", "Составь из частей целое" и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, "Собери матрешку".

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц - морковку и т.д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.

В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа "Прокати шар в ворота", "Попади в цель".

В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры "Футбол", "Бильярд", "Набрось кольцо", а также игры с разными конструкторами, мозаиками. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка записываются в тетради связи с врачом-офтальмологом.

Тесное взаимодействие врача-офтальмолога, медсестер-ортоптисток с воспитателями групп и тифлопедагогами, понимание общей задачи в восстановлении полноценного зрения у детей с косоглазием и амблиопией способствует повышению остроты зрения ребенка, положительному эффекту лечения косоглазия.

Требования к демонстрационному и раздаточному материалу.

  • Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
  • Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
  • При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
  • Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
  • Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  • Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
  • Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
  • Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.

Практический вопрос

Тифлопсихология

2. Расскажите, как вы сможете организовать коррекционно-развивающую работу с лицами, имеющими нарушения зрения по данным, представленным в медицинской документации врача офтальмолога.

Вся комплексная работа строится на взаимодействии всех специалистов учреждения. (воспитателя\учителя, тифлопедагога, медицинских работников (врач-ортоптист, массажист и др), логопеда, педагога-психолога)

Особую важность для тифлопедагога приобретают данные, представленные в медицинской карте врача-ортоптиста.

Данные, которые необходимы тифлопедагогу:

  • зрительный диагноз;
  • острота зрения; (уточняется у врача-ортоптиста каждый месяц);
  • состояние зрительных функций.

Эти данные нужны, чтобы выстроить оптимальную коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения зрения. В первую очередь тифлопедагог обращает внимание на то, чтобы дети на занятии были с окклюдором (если в это время ребенку рекомендовано его надеть. Для каждого ребенка время ношения окклюдора определяется индивидуально (кому-то весь день в зависимости от диагноза, кому-то 3 часа с утра или вечером и тд.)

Тифлопедагог пользуется таблицей нагрузок и в соответствии с диагнозом дает ребенку такую нагрузку, которая ему рекомендована.

В зависимости от диагноза, остроты зрения осуществляется посадка на занятии. Например, если у ребенка окклюдор на левом глазу, то рекомендуется сажать его слева от доски, чтобы нормально видящий глаз был ближе к доске. Инвалидов по зрению сажают обязательно за первые парты.

Какие могут быть зрительные диагнозы:

-Астигматизм

Ребенок видит предметы нерезкими или искаженными вне зависимости от того, где они расположены. Причина возникновения астигматизма - неравномерное напряжение окологлазных мышц. Астигматизм всегда сопровождается гиперметропией (дальнозоркостью) или миопией (близорукостью). Преломляющая сила глаза различна в разных меридианах. Наличие астигматизма объясняется ассиметрией оптичес­кого (преломляющего свет) аппарата глаз, в основном передней поверхности роговицы.

Ученик испытывает трудности при чтении, при соедине­нии элементов букв, линий в чертежах и рисунках. Часто роняет школьные принадлежности, т.к. не видит границы парты и других плоскостей.

При данном нарушении тифлопедагог при рассматривании предметов и иллюстраций использует фоновую подставку. На стол приклеивается полоска для положения тетради.

При миопическом астигматизме зрительную работу после 10 мин нужно чередовать с отдыхом (10 мин)

-Гиперметропия (дальнозоркость)

Дети хорошо видят далеко расположенные, плохо близко расположенные предметы. Дальнозоркий глаз напрягает свою аккомодацию для ясного видения, поэтому корригируется очками. Дети испытывают трудности при чтении, быстро утомляются, возникают головные боли и неприятные ощущения в глазах.

При данном нарушении тифлопедагог применяет максимальную зрительную нагрузку, предметы для рассматривания мелких размеров, большие предметы и иллюстрации необходимо давать для рассматривания по частям, также необходимо давать больше времени при рассматривании для формирования целостного образа предметов.

-Ретинодистрофия (дегенерация сетчатки)

Часто носит врожденный характер. Дети жалуются на ухудшение зрения в сумерках, искривления рассматриваемых предметов (игрушек), темные пятна перед глазом. Нарушается цветовая чувствительность, сужается поле зрения. Течение ретинодистрофии медленное, но часто приводит к слабовидению и слепоте.

При данном заболевании тифлопедагог осуществляет следующие мероприятия:

  • Зрительная нагрузка в 3-4 раза ниже по сравнению с нормой, через каждые 10-15 мин. отдых для глаз 1-2 мин
  • Освещенность рабочего места ЮООлкс.
  • Исключать резкие движения, подъем тяжестей, наклоны головы и туловища.
  • Контроль за утомлением.

Миопия (близорукость).

Миопы- хорошо видят близкие, плохо- удалённые предметы. В связи с отсутствием аккомодации не могут быстро переводить взор вблизь, вдаль (изменять рефракцию). При миопии нарушается зрение в сумерках. При миопии происходит растяжение глазного яблока, это приводит к нарушению питания сетчатки и снижению остроты зрения.

ТИФЛОПЕДАГОГ ОРГАНИЗУЕТ:

упражнения на тренировку аккомодации (давать предметы или их изображения для опознания на различном расстоянии. Освещённость рабочего места хорошая, сажать ближе к источнику света - окну). Место за столом, партой в зависимости от степени заболевания 1-2 стол. Зрительная нагрузка - минимальная. Пособия демонстрировать на контрастном фоне. Пособия использовать преимущественно оранжево -жёлтых, зелёных тонов.

Исключаются: резкие движения, длительная работа в наклонном положении, мелкая работа (нанизывание бус, бисера, сортировка мелких семян, использование для игр мелкой мозаики, конструктора).

-Миопия высокой степени

  • Исключить при чтении мелкий шрифт. Для использования рекомендуется крупный печатный шрифт (16-18 кегль). Высота букв в тетрадях 5-5,5мм на доске -12-14 см. Межбуквенные и межцифровые пространства – 3 мм.
  • Мелкие натуральные объекты (семена, насекомые и др.) заменяются увеличенным изобразительными пособиями без мелкой деталировки.
  • Изобразительные пособия с контрастным (90-100%) исполнением с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение Пособий в оранжево-желтых и зеленых тонах. Черные изображения давать с увеличением контрастности в два раза.
  • Экскурсии в природу с обязательными упражнениями по ориентировке в пространстве.
  • Постоянный контроль за осанкой применение работы стоя за рабочим столом (чтение, пересказ, прослушивание).
  • Рекомендуются упражнения на тренировку аккомодации (предъявле­ние объектов для опознания на различном расстоянии).
  • Место ученика в первой половине класса, ближе к источнику Естественного освещения (окну).
  • Освещенность поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении практических работ до 1500 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа на слух)-10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия.
  • Наличие на рабочих столах подставок для чтения и тестовых материалов.

-АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА

Атрофией зрительного нерва называют полное или частичное разрушение его волокон с замещением их соединительной тканью.

При данном нарушении зрения тифлопедагог выполняет следующие мероприятия:

  • При подготовке раздаточного дидактического материала Обращать внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40%) по сравнению с нормой.
  • Контраст изображений изучаемых объектов и процессов 80-100 % высокая цветонасыщенность, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской рассматривать с помощью фоновых экранов.
  • Использование приемов предметной цветовой унификации при разработке и модификации изобразительных пособий по изучаемым предметам.
  • Учебная загруженность снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.Часть заданий дается в виде смысловых и расчетных заданий,а также восприятие на слух.
  • Место ученика в основном во второй (от классной доски) половине класса.
  • Освещенность рабочего стола 500-1000 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин,отдых-3 -5 мин. Проводить не менее 2 -х зрительных гимнастик за урок.
  • Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
  • Постоянный контроль за утомлением школьников.

Косоглазие

Нарушение глазодвигательных функций. Нет четкого видения предметов. Затрудняется пространственное стереоскопическое восприятие, понижается острота зрения развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярное зрение.

Тифлопедаг дает детям больше времени для рассматривания предметов, не торопит при ответах.

При сходящемся косоглазии во всех видах дея­тельности: рисовании, чтении, рассматривании иллюстраций, аппликации использовать подставку. Тренировать зрительное внимание. Проводить специальные упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы.

При расходящемся косоглазии зрительную работу осуществлять в горизонтальной плоскости.

При подборе дидактического материала пользоваться методикой зрительных нагрузок Л.Григорян.

Амблиопия

Понижение остроты зрения без видимой анатомической или рефракционной основы в результате расстройства зрительного аппарата. Снижается острота зрения, скорость, дифференцированность восприятия возникают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов овладении измерительными навыками.

При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения происходит нарушение бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных функций, расстройство фиксации взора.

Необходимо упражнять амблиопичный глаз, используя игры на выделении цвета, формы, размера, пространственного расположения предметов и их изображений.

Дидактический материал должен быть лаконичен, понятен. При высокой степени амблиопии использо­вать трафареты, контурные изображения.

Посадка за столы: взор на доску со стороны лучше видящего глаза. На столе не должно быть глубоких теней, слепящего света.

Цвет пособий желто-зеленого и оранжевого спектра.

Рассматривание и обследование объектов на уроке сопровождать словесным объяснением.

Зрительная нагрузка в зависимости от остроты зрения по таблице Л.Григорян.

Нистагм

Дрожание глазного яблока (бегают глаза, судорога) вертикально или горизонтально.

Дети не могут фиксировать взгляд на предмете, смотрят при вынужденном положении головы (как удобно). Им трудно удерживать строку, фиксировать взор в одной точке.

При чтении и письме использовать следящую коррекционную линейку.

Разрешать работать так,как удобно ребенку, а не диктовать свои требования.

Нельзя списывать с доски, задания писать на карточках.

ГЛАУКОМА

большая группа глазных заболеваний, характеризующаяся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления выше толерантного для данного человека уровня с последующим развитием типичных дефектов поля зрения, снижением остроты зрения и атрофией зрительного нерва.

Подготовка натуральных и изобразительных пособий без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением.

Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных признаков в предметах в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.

Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования натуральных и изобразительных пособий, отработка умений ориентироваться в пособии (начало обследования, последовательность его хода выделение сигнальных признаков) с помощью дефектного зрения и осязания.

Исключается показ кино-диа-видеофильмов при длительном затемнении кабинета.Просмотр не более 15 мин.

Исключаются задания с мелкой деталировкой (строение семян, древесины, насекомых). Замена натуральных объектов их адаптированными изображениями.

Учащиеся освобождаются от земляных, прополочных работ

Место ученика в первой половине класса.

Освещенность поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении лабораторных работ до 1500лк.

Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых 10 мин. (работа на восприятие с помощью сохранных анализаторов).

Исключается работа на пришкольном участке и на экскурсионных занятиях в природе в жару и на солнцепеке, очень ограничены физические силовые нагрузки (в 20 раз ниже нормы).

Исключаются резкие наклоны головы, туловища, подъем тяжестей. Взять под особый контроль в этом направлении учащихся с гидрофтальмом.

При остром приступе (резкое повышение внутриглазного давления) освободить от занятий.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

0,01 – 0,3

0,4 - !,0

0,01 0,3

0,4 1,0

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Характер учебно-наглядных пособий:
Цвет
Размеры
форма

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

Разнообразный Разнообразные
объемная

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

любое

Количество занятий в день

Продолжительность
(мин).

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Страница


Как правильно рассадить детей с нарушениями зрения в группе?

1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);

2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.

Что такое окклюзия глаза?

Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.

Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.

Какова наполняемость специальных групп для детей с амблиопией и косоглазием?

Наполняемость специальных групп для детей с нарушениями зрения определена в статье 268 п.10 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников; для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников.

Кто такой тифлопедагог?

Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.

Что такое амблиопия? Особенности организвции образовательного процесса при амблиопии в условиях специального дошкольного учреждения и дома?

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное включение в образовательный процесс артикуляционной гимнастики или её элементов поможет:

— улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.

Как происходит становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения от 2 до 3 лет?
ОТВЕТ

Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:

2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;

— строит башню из 8-9 кубиков.

2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;

— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?

2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;

— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;

2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;

— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.

3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;

— складывает разрезную картинку из четырех частей;

— рисует точки, прямые и закругленные линии.

Что такое миопия? Особенности организации образовательного процесса при миопии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Миопия (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

— обязательно хорошее освещение;

Нельзя низко наклоняться, беречь спину;

Исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

Необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

Ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);

Освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

Что такое гиперметропия? Особенности организации образовательного процесса при гиперметропии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

Что такое астигматизм? Особенности организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении и дома?

АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

Использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.

Что такое косоглазие? Особенности организации образовательного процесса при косоглазии в специальном дошкольном учреждении и дома?

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:

— снижаются зрительные функции,

Отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

Замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

Работать на приподнятой поверхности (подставка);

Необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;

При списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

Что такое нистагм? Особенности организации образовательного процесса при нистагме в специальном дошкольном учреждении и дома?

НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

При чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

Что такое глаукома? Особенности организации образовательного процесса при глаукоме в специальном дошкольном учреждении и дома?

ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

— недопустим резкий эмоциональный всплеск;

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

Что такое катаракта? Особенности организации образовательного процесса при катаракте в специальном дошкольном учреждении и дома?

КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— сидеть в классе во второй половине класса;

— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Как можно провести зрительную гимнастику в домашних условиях?

В домашних условиях можно провести следующие комплексы:

1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.

2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.

3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть (в быстром темпе).

5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх

(повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

— Подойти к окну,

— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева,растущего за окном, на царапину на стекле(можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Где можно узнать последние новости развития специального образования в Республике Беларусь?

Обращаем внимание, что на сайте www.asabliva.by функционирует asablivый форум, где пользователи сайта имеют возможность обсуждать актуальные темы, анализировать волнующие их события, задавать вопросы и получать на них ответы, а также самим отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. В случае необходимости к специалистам отдела специального образования

Министерства образования Республики Беларусь можно обратиться в рубрике «Обратная связь».

Какие учебные издания используются при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?

Для использования в образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения используется:

— Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку / Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.

— Развитие зрительного восприятия Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000 г.

При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.

Как в домашних условиях сформировать культурно — гигиенических навыки у детей с нарушением зрения?
ОТВЕТ

У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:

— Выполнение

Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.