Поделиться

К концу ХХ века Россия располагала зональной системой стратегической ПРО А-135 и зенитными ракетными комплексами различной модификации, обладающими определенными возможностями для осуществления объектовой противоракетной защиты. Принятое в 1993 году и оформленное президентским указом решение о создании в России единой системы воздушно-космической обороны (ВКО) оказалось нереализованным. Мало того, в 1997 году Войска ПВО страны, которые являлись прообразом Войск ВКО, были расформированы, что существенно осложнило создание в будущем системы воздушно-космической обороны страны. Не исправила эту ситуацию и последовавшая в 2001 году передача войск ракетно-космической обороны из РВСН в созданные Космические войска.

Лишь после выхода США в июне 2002 года из Договора по ПРО военно-политическое руководство России осознало необходимость вернуться к вопросу создания в стране системы ВКО. 5 апреля 2006 года президент России Владимир Путин утвердил «Концепцию воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года и последующий период». Этот документ определил цель, направления и приоритеты создания системы ВКО страны. Однако, как это нередко случается в России, период от принятия концептуального решения до осуществления конкретных шагов по его реализации занял продолжительное время. По большому счету до весны 2010 года вопросы создания системы ВКО страны не находили реального воплощения в планах военного строительства.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА…

К выполнению задачи по созданию системы ВКО страны Минобороны приступило только после того, как 19 апреля 2010 года президентом России была утверждена «Концепция строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года». В ней в рамках формирования нового облика российских Вооруженных сил в качестве одного из основных мероприятий военного строительства было определено создание системы ВКО страны. Однако, по всей видимости, практическая реализация этого решения затягивалась. Именно этим можно объяснить вмешательство президента, который, выступая в Кремле в конце ноября 2010 года с очередным Посланием Федеральному собранию Российской Федерации, поставил Министерству обороны задачу объединения существующих систем противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства под эгидой создаваемого стратегического командования ВКО. Но и после этих президентских указаний в Минобороны не прекратилась дискуссия в отношении облика будущей системы ВКО. Главкомат ВВС и командование Космических войск «тянули одеяло» каждый на себя. Не остались в стороне Академия военных наук и Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации.

26 марта 2011 года состоялось общее отчетно-выборное собрание Академии военных наук с участием руководителей Генерального штаба Вооруженных сил РФ и других центральных органов военного управления. На этом собрании наряду с подведением итогов работы Академии за 2005–2010 годы были рассмотрены актуальные вопросы военного строительства на современном этапе. Выступая с докладом, президент Академии генерал армии Махмут Гареев о необходимости создания ВКО страны высказался так: «При современном характере вооруженной борьбы центр ее тяжести и основные усилия переносятся в воздушно-космическое пространство. Ведущие государства мира главную ставку делают на завоевание господства в воздухе и космосе путем проведения в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам по всей глубине страны. Это требует решения задач воздушно-космической обороны объединенными усилиями всех видов Вооруженных сил и централизации управления в масштабе Вооруженных сил под руководством Верховного Главнокомандования и Генерального штаба Вооруженных сил, а не воссоздания отдельного вида Вооруженных сил».

В свою очередь, начальник Генерального штаба Вооруженных сил генерал армии Николай Макаров в своем выступлении перед участниками этого собрания изложил концептуальные подходы российского Генштаба к созданию системы ВКО страны. Он сказал: «У нас есть концепция создания воздушно-космической обороны до 2020 года. В ней расписано что, когда и как делать. В этом важнейшем для страны и государства вопросе мы не имеем права ошибиться. Поэтому некоторые позиции концепции сейчас пересматриваются. Орган управления ВКО формируется при Генеральном штабе, и управлять им будет также Генеральный штаб. Надо понимать, что Космические войска – это лишь один элемент в системе ВКО, которая должна быть многослойной по высотам и дальностям, интегрировать уже имеющиеся силы и средства. Сейчас их пока очень мало. Мы рассчитываем на выпуск продукции оборонно-промышленным комплексом, которая пойдет буквально со следующего года».

Таким образом, можно констатировать, что на тот момент наработки Академии военных наук и Генерального штаба в отношении базовых принципов построения ВКО страны полностью совпадали. Казалось, дело остается только за тем, чтобы эти наработки оформить соответствующим президентским указом, и после этого можно было бы приступить к созданию системы ВКО страны. Однако ситуация стала развиваться совсем по другому сценарию. Неожиданно для российского экспертного сообщества и по неизвестным ему причинам Генеральный штаб вдруг отказался от тех подходов к формированию органа управления ВКО страны, которые в марте 2011 года были обнародованы генералом армии Макаровым. И, как следствие этого, на состоявшемся в апреле 2011 года заседании коллегии Министерства обороны принимается решение о создании Войск ВКО на базе Космических войск.

НОВЫЙ РОД ВОЙСК…

Принятое коллегией Минобороны решение, во многом судьбоносное для дела военного строительства, было ускоренно реализовано соответствующим президентским указом Дмитрия Медведева, изданным в мае 2011 года. Сделано это было вопреки общепринятой логике военного строительства в России – сначала вопрос создания системы ВКО страны должен был быть рассмотрен на заседании Совета безопасности Российской Федерации с принятием соответствующего решения, и уже потом это решение оформляется президентским указом. Ведь создание системы ВКО – это не сугубо ведомственное дело Минобороны, а общегосударственная задача. И соответственно подход к решению этой задачи должен быть адекватным ее значимости и сложности. Но, к сожалению, этого не случилось.

8 ноября 2011 года Дмитрий Медведев, находившийся на посту президента, издал указ о назначении на должности руководящего состава Войск ВКО. Как и ожидалось, командующим Войсками ВКО был назначен генерал-лейтенант Олег Остапенко с освобождением его от должности командующего упраздненных Космических войск.

Структура сформированного 1 декабря 2011 года нового рода войск Вооруженных сил – Войска ВКО включает в себя собственно командование Войск ВКО, а также космическое командование и командование ПВО и ПРО.

По имеющейся информации, в состав Войск ВКО вошли:
– 1-й Государственный испытательный космодром «Плесецк» (ЗАТО Мирный, Архангельская область) с 45-й отдельной научно-испытательной станцией (полигон «Кура» на Камчатке);
– Главный испытательный космический центр имени Г.С. Титова (ЗАТО Краснознаменск, Московская область);
– Главный центр предупреждения о ракетном нападении (г. Солнечногорск, Московская область);
– Главный центр разведки космической обстановки (г. Ногинск-9, Московская область);
– 9-я дивизия противоракетной обороны (г. Софрино-1, Московская область);
– три бригады ПВО (переданы из расформированного Оперативно-стратегического командования ВКО, входившего в состав ВВС);
– части обеспечения, охраны, специальных войск и тыла;
– Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» (г. Санкт-Петербург) с филиалами;
– Военно-космический кадетский корпус (г. Санкт-Петербург).

Согласно современным взглядам российской военной науки, воздушно-космическая оборона как комплекс общегосударственных и военных мероприятий, операций и боевых действий войск (сил и средств) организуется и осуществляется в целях предупреждения о воздушно-космическом нападении противника, его отражения и обороны объектов страны, группировок Вооруженных сил и населения от ударов с воздуха и из космоса. При этом под средствами воздушно-космического нападения (СВКН) принято понимать совокупность аэродинамических, аэробаллистических, баллистических и космических летательных аппаратов, действующих с земли (моря), из воздушного пространства, из космоса и через космос.

Для выполнения задач, вытекающих из вышеуказанных целей воздушно-космической обороны, созданные Войска ВКО ныне располагают системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН), системой контроля космического пространства (СККП), зональной системой стратегической ПРО А-135 и зенитными ракетными системами, находящимися на вооружении бригад ПВО.

Что же представляют собой эти силы и средства и какие задачи способны они решать?

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ…

Российская СПРН, как и аналогичная американская система СПРЯУ, состоит из двух взаимосвязанных эшелонов: космического и наземного. Главное предназначение космического эшелона – обнаружение факта старта баллистических ракет, а наземного эшелона – по получении информации от космического эшелона (или же самостоятельно) обеспечить непрерывное сопровождение стартовавших баллистических ракет и отделившихся от них боевых блоков с определением не только параметров их траектории, но и района падения с точностью до десятков километров.

В состав космического эшелона входят орбитальная группировка специализированных космических аппаратов, на платформе которых смонтированы датчики, способные обнаружить старт баллистических ракет, и аппаратура, которая регистрирует поступающую от датчиков информацию и по каналам космической связи ретранслирует ее на наземные пункты управления. Эти космические аппараты размещаются на высокоэллиптических и геостационарных орбитах с таким расчетом, чтобы они могли постоянно контролировать все ракетоопасные районы (РОР) на поверхности Земли – как на суше, так и в океанах. Однако космический эшелон российской СПРН такими возможностями на сегодня не обладает. Его орбитальная группировка в имеющемся составе (три космических аппарата, из них один на высокоэллиптической орбите и два на геостационарной орбите) осуществляет только ограниченный контроль РОР со значительными временными перерывами.

В целях наращивания возможностей космического эшелона СПРН и повышения надежности и оперативности системы боевого управления стратегическими ядерными силами России принято решение о создании Единой космической системы обнаружения и боевого управления (ЕКС). В ее состав войдут космические аппараты нового поколения и модернизированные командные пункты. По оценке российских специалистов, после принятия ЕКС на вооружение российская СПРН сможет обнаруживать старты не только МБР и БРПЛ, но и любых других баллистических ракет, откуда бы они ни запускались. Данные о сроках создания ЕКС не публикуются. Возможно, что эта система будет способна выполнять свои задачи не позднее 2020 года, поскольку к этому времени, как заявил генерал армии Макаров, будет завершено создание в России полноценной системы ВКО страны.

В состав наземного эшелона российской СПРН в настоящее время входят семь отдельных радиотехнических узлов (орту) с надгоризонтными радиолокационными станциями (РЛС) типа «Днепр», «Дарьял», «Волга» и «Воронеж». Дальность обнаружения баллистических целей этими РЛС составляет от 4 до 6 тыс. км.

На территории Российской Федерации размещены четыре орту: в Оленегорске Мурманской области, в Печоре Республики Коми, в поселках Мишелевка Иркутской области и Лехтуси Ленинградской области. Первый и третий из них оснащены довольно устаревшей РЛС «Днепр-М», второй – более современной РЛС «Дарьял», а четвертый – новой РЛС «Воронеж-М». Еще три орту размещены в Казахстане (населенный пункт Гульшад), Азербайджане (населенный пункт Габала) и Белоруссии (населенный пункт Ганцевичи). Первый из них оснащен РЛС «Днепр-М», второй – РЛС «Дарьял», а третий – довольно современной РЛС «Волга». Эти орту обслуживаются российскими военными специалистами, но российской собственностью является только орту в Белоруссии, а два других Минобороны России арендует у Казахстана и Азербайджана, выплачивая за это денежную компенсацию в объеме, установленном межправительственными соглашениями. Известно, что срок действия соглашения по аренде орту в Габале заканчивается в 2012 году, но вопрос о пролонгации этого соглашения не решен. Азербайджанская сторона выставляет не приемлемые для России условия аренды. Поэтому скорее всего российская сторона в конце 2012 года откажется от аренды орту в Габале.

До недавнего времени в контур наземного эшелона российской СПРН входили и два орту с РЛС «Днепр» на Украине (в городах Мукачево и Севастополь). Эти орту обслуживались украинским гражданским персоналом, а Минобороны России в соответствии с межправительственным соглашением оплачивало поставляемую ими информацию. В связи с большим износом оборудования украинских орту (в их модернизацию не вкладывались средства) и как следствие снижением качества поставляемой ими информации Россия в феврале 2008 года расторгла соглашение с Украиной. Одновременно было принято решение о возведении новой РЛС «Воронеж-ДМ» вблизи города Армавир в Краснодарском крае, чтобы закрыть образовавшуюся «брешь» в радиолокационном поле российской СПРН из-за исключения из него украинских РЛС. Сегодня возведение этой РЛС практически завершено, она находится в опытной эксплуатации, ожидаемый срок ее постановки на боевое дежурство – вторая половина 2012 года. Кстати, по своим возможностям эта РЛС способна компенсировать исключение РЛС в Габале из контура наземного эшелона российской СПРН.

В настоящее время этот эшелон обеспечивает контроль РОР с разрывом сплошного радиолокационного поля на северо-восточном направлении. Наращивание его возможностей предусмотрено за счет возведения новых РЛС типа «Воронеж» по периметру границ Российской Федерации с отказом в перспективе от аренды зарубежных орту. Уже ведутся работы по возведению РЛС «Воронеж-М» в Иркутской области.

В конце ноября 2011 года в Калининградской области введена в опытную эксплуатацию (поставлена на опытно-боевое дежурство) РЛС «Воронеж-ДМ». Примерно еще год потребуется на то, чтобы эту РЛС поставить на боевое дежурство. Что касается РЛС, возводимой в Иркутской области, то в мае 2012 года ее первая очередь введена в опытную эксплуатацию. Как ожидается, эта РЛС начнет функционировать в полном составе в 2013 году, и тогда имеющаяся «брешь» в радиолокационном поле на северо-восточном направлении будет ликвидирована.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА…

Российская СККП в настоящее время располагает двумя информационно-измерительными орту. Один из них, оснащенный радиооптическим комплексом «Крона», расположен в станице Зеленчукская Карачаево-Черкесской Республики, а другой, оснащенный оптико-электронным комплексом «Окно», – в Таджикистане, вблизи города Нурек. Причем, согласно заключенному между Россией и Таджикистаном соглашению, орту с комплексом «Окно» – собственность Минобороны России.

Кроме того, для обнаружения и сопровождения космических объектов используется радиотехнический комплекс контроля космических аппаратов «Момент» в Подмосковье и астрономические обсерватории Российской академии наук.

Средства российской СККП обеспечивают контроль космических объектов в следующих зонах:

– для низко- и высокоорбитальных объектов – по высотам от 120 до 3500 км, по наклонениям их орбит – от 30 до 150 градусов по отношению к земной оси;

– для объектов, находящихся на геостационарных орбитах, – по высотам от 35 до 40 тыс. км, с точками стояния по долготе от 35 до 105 градусов восточной долготы.

Следует признать, что технические возможности нынешней российской СККП по контролю космических объектов ограничены. Она не наблюдает за космическим пространством в диапазоне высот более 3500 км и менее 35 тыс. км. Чтобы устранить этот и другие «пробелы» в российской СККП, как сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин, «начаты работы по созданию в ближайшие несколько лет новых оптических, радиотехнических и радиолокационных специализированных средств контроля космического пространства». Возможно, что сроки завершения этих и других работ и принятия на вооружение новых средств контроля космического пространства не выйдут за рамки 2020 года.

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ…

Здесь уместно заметить, что российские СПРН и СККП так же, как аналогичные американские системы, взаимосвязаны и формируют единое разведывательно-информационное поле контроля воздушно-космического пространства. Кроме того, в формировании этого поля участвуют и радиолокационные средства системы ПРО А-135, у которых дальность обнаружения баллистических целей составляет 6 тыс. км. Тем самым достигается синергетический эффект, который обеспечивает более эффективное решение задач, возлагаемых на каждую из вышеуказанных систем в отдельности.

Российская система ПРО А-135 развернута вокруг Москвы в зоне, ограниченной радиусом в 150 км. Она включает в себя следующие структурные элементы:
– командно-измерительный пункт ПРО, оснащенный командно-вычислительным комплексом на базе быстродействующих ЭВМ;
– две секторные РЛС «Дунай-3У» и «Дунай-3М» (последняя предположительно находится в стадии восстановления), которые обеспечивают обнаружение атакующих баллистических целей и выдают на командно-измерительный пункт ПРО предварительные целеуказания;
– многофункциональная РЛС «Дон-2Н», которая, используя предварительные целеуказания, обеспечивает захват, сопровождение баллистических целей и наведение на них противоракет;
– шахтные стартовые позиции противоракет ближнего перехвата 53Т6 («Gazelle») и дальнего перехвата 51Т6 («Gorgon»).

Все эти структурные элементы объединены в единое целое системой передачи данных и связи.

Боевое функционирование системы ПРО А-135, после того как ее задействует боевой расчет, осуществляется в полностью автоматизированном режиме, без какого-либо вмешательства обслуживающего персонала. Это обусловлено исключительно высокой скоротечностью процессов, происходящих при отражении ракетной атаки.

Ныне возможности системы ПРО А-135 по отражению ракетного нападения весьма скромны. Противоракеты 51Т6 сняты с эксплуатации, а сроки эксплуатации противоракет 53Т6 находятся за пределами гарантийного ресурса (эти ракеты размещены в шахтных пусковых установках без специальных боевых частей, которые складированы). По экспертной оценке, после приведения в полную готовность система ПРО А-135 способна уничтожить в лучшем случае несколько десятков боевых блоков, атакующих обороняемый район.

После выхода США из Договора по ПРО военно-политическим руководством России было принято решение о глубокой модернизации всех структурных элементов системы ПРО А-135, но это решение реализуется крайне медленно: отставание от плановых сроков составляет пять и более лет. Вместе с тем следует отметить, что даже после выполнения в полном объеме всех работ по модернизации система ПРО А-135 не обретет облика стратегической ПРО территории страны, она останется зональной противоракетной системой, хотя и с расширенными боевыми возможностями.

ПВО ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА…

В переданных из ВВС трех бригадах ПВО, прикрывающих Центральный промышленный регион, в общей сложности насчитывается 12 зенитных ракетных полков (32 дивизиона), вооруженных в подавляющем большинстве мобильной зенитной ракетной системой (ЗРС) С-300 трех модификаций. Только два зенитных ракетных полка двухдивизионного состава вооружены мобильной ЗРС нового поколения С-400.

Семейство ЗРС С-300ПС, С-300ПМ, С-300ПМУ («Фаворит») и ЗРС С-400 («Триумф») предназначены для защиты важнейших политико-административных, экономических и военных объектов от ударов авиации, крылатых и аэробаллистических ракет типа «Томахок», АЛКМ, СРЭМ, АСАЛМ и баллистических ракет малой, меньшей и средней дальности. Эти ЗРС обеспечивают автономное решение задачи оповещения о налете средств воздушного нападения и поражение аэродинамических целей на дальностях до 200–250 км и высотах от 10 м до 27 км, а баллистических целей – на дальностях до 40–60 км и высотах от 2 до 27 км.

Устаревшая ЗРС С-300ПС, принятая на вооружение в 1982 году и поставки которой в Вооруженные силы Российской Федерации были прекращены в 1994 году, подлежит замене, а ЗРС С-300ПМ, принятая на вооружение в 1993 году, – модернизации по программе «Фаворит» до уровня С-300ПМУ.

В Государственной программе вооружения Российской Федерации на 2007–2015 годы (ГПВ-2015) была запланирована закупка 18 дивизионных комплектов ЗРС С-400. Однако в 2007–2010 годах концерн ПВО «Алмаз-Антей» поставил ВВС России только четыре дивизионных комплекта ЗРС С-400 и это при том, что поставок данной зенитной ракетной системы за рубеж нет. Очевидно, что принятая в 2007 году госпрограмма закупки ЗРС С-400 была провалена. Не претерпела изменений столь негативная тенденция и после утверждения новой Государственной программы вооружения Российской Федерации на 2011–2020 годы (ГПВ-2020). По плану в 2011 году ВВС России должны были получить два полковых комплекта ЗРС С-400, но этого не случилось. Как заявил первый заместитель министра обороны Российской Федерации Александр Сухоруков, «сроки поставки данного вооружения сдвигаются на 2012 год из-за позднего заключения контрактов».

ГПВ-2020 в части, касающейся поставки войскам ЗРС С-400, разработки перспективных зенитных ракетных систем и их принятия на вооружение, гораздо более напряженная, чем ГПВ-2015. Так, до 2015 года предусмотрено поставить в войска девять полковых комплектов ЗРС С-400, доведя до кондиции зенитную управляемую ракету (ЗУР) большой дальности 40Н6. В 2013 году предстоит завершить начатую в 2007 году опытно-конструкторскую работу по проекту ЗРС «Витязь» проведением государственных испытаний (чтобы не позднее 2014 года принять эту зенитную ракетную систему на вооружение). В 2015 году должна быть завершена начатая в 2011-м разработка зенитной ракетной системы нового поколения С-500.

Для выполнения столь масштабной программы потребуется не только навести должный порядок с заключением контрактов на разработку и поставку вооружений и обеспечить по ним ритмичное и полное финансирование, но и решить крайне сложную задачу модернизации и увеличения производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. В частности, как сказал Александр Сухоруков, «предстоит построить два новых завода по производству систем С-400, которые будут востребованы и в будущем, в том числе для изготовления систем С-500». Однако та неразбериха, которая возникла в 2011 году в России с государственным оборонным заказом (ГОЗ), и обрекла его на невыполнение по основной номенклатуре вооружений, а также возникшие серьезные проблемы с ГОЗ 2012 года порождают большое сомнение в реализации намеченных планов по ГПВ-2020.

От правительства Российской Федерации потребуются огромные усилия с принятием неординарных мер, чтобы выправить складывающуюся негативную ситуацию с разработкой и производством высокотехнологичных и наукоемких вооружений. Иначе может получиться так, что Войска ВКО будут созданы, а поставленные им задачи из-за отсутствия необходимых систем вооружения не смогут быть выполнены.

Наряду с проблемой, связанной с оснащением Войск ВКО современными вооружениями, потребуется разрешить и другую не менее важную и сложную проблему, обусловленную необходимостью создания единой боевой информационно-управляющей системы ВКО и интегрирования в единое разведывательно-информационное поле контроля воздушно-космического пространства всех имеющихся разнородных средств наблюдения и целеуказания.

В настоящее время информационно-управляющая система, которая унаследована Войсками ВКО от упраздненных Космических войск, не сопряжена с аналогичной системой ВВС, в контур которой завязаны девять бригад ВКО и истребительная авиация, предназначенная для выполнения задач противовоздушной обороны. Нет никакой ясности и в отношении войсковой ПВО/ПРО, находящейся в подчинении командования военных округов. Ее информационно-управляющая система ныне является полностью автономной. Чтобы объединить возможности этих систем для решения единой задачи – обороны страны, группировок Вооруженных сил и населения от ударов с воздуха и из космоса – потребуется разрешить очень сложную техническую проблему.

Такого же порядка сложности потребуется преодолеть и при решении задачи сопряжения разведывательно-информационных средств космического командования и командования противовоздушной и противоракетной обороны созданных Войск ВКО, поскольку ныне эти средства не образуют единое поле контроля воздушно-космического пространства. Такая ситуация исключает возможность применения ударных средств перехвата баллистических целей с использованием внешних источников целеуказания, как это имеет место в американской глобальной системе ПРО, что существенно сужает боевые возможности созданной в России системы ВКО.

ДО НОВОГО ОБЛИКА ВКО – ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА…

Для того чтобы система ВКО страны приобрела задуманный в Минобороны России облик, потребуется вложить огромные финансовые и людские ресурсы. Но оправданы ли будут эти вложения?

Как справедливо замечено руководителем центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексеем Арбатовым, «массированные неядерные авиационно-ракетные удары по России – крайне маловероятный сценарий. В его пользу, кроме механического перенесения на Россию опыта недавних локальных войн на Балканах, в Ираке и в Афганистане, нет никаких аргументов. А от американских ядерных ударов никакая ВКО Россию не защитит (как не прикроет никакая ПРО Америку от российского ракетно-ядерного оружия). Но тогда на отражение реальных угроз и вызовов в обозримые десятилетия у России ни денег, ни технических возможностей не останется».

Здравый смысл подсказывает, что следует определить приоритетные задачи в сфере ВКО, на решении которых и должны быть сосредоточены основные усилия государства. Россия обладает и будет обладать вполне кредитоспособным ядерным сдерживанием, которое служит «страховым полисом» от прямых военных угроз большого масштаба. Отсюда задача первой очереди – обеспечить противовоздушное и противоракетное прикрытие СЯС России.

Задача второй очереди – совершенствование и наращивание противовоздушной и противоракетной защиты группировок Вооруженных сил, которые предназначены к действиям на возможных ТВД. То есть необходимо развивать войсковую ПВО/ПРО, поскольку участие России в локальных военных конфликтах, подобных «пятидневной войне на Кавказе» 2008 года, исключать нельзя.

И в третью очередь, при наличии оставшихся ресурсов усилия должны быть направлены на противовоздушную и противоракетную защиту других важнейших объектов государства, как-то административно-политические центры, крупные промышленные предприятия и жизненно важная инфраструктура.

Стремиться к созданию сплошной противовоздушной и противоракетной защиты всей территории России нерационально, да и вряд ли такую ВКО можно когда-либо создать. Предлагаемое ранжирование в решении задач позволит при приемлемых затратах ресурсов создать в России в обозримой перспективе систему ВКО, которая в совокупности с потенциалом ядерного сдерживания будет способна выполнить свое главное предназначение – предотвратить крупномасштабную агрессию против Российской Федерации и ее союзников и обеспечить надежное прикрытие группировок Вооруженных сил на ТВД.

Виктор Иванович Есин

генерал-полковник в отставке,кандидат военных наук,профессор Академии военных наук РФ.

http://nvo.ng.ru/

http://topwar.ru/

В соответствии с решением Президента Российской Федерации в 2011 году в Вооруженных Силах России сформирован новый род войск — Войска воздушно-космической обороны (ВКО).

Это принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности страны в воздушно-космической сфере. Именно 1 декабря 2011 году первая дежурная смена командного пункта Войск воздушно-космической обороны заступила на боевое дежурство и приступила к обеспечению централизованного боевого управления дежурными силами и средствами систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, противовоздушной обороны, контроля космического пространства, запуска и управления космических аппаратов российской орбитальной группировки.

Об этом нашему корреспонденту сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.

Войска Воздушно-космической обороны сформированы на базе соединений и воинских частей Космических войск.

В состав нового рода войск вошли также соединения оперативного стратегического командования Воздушно-космической обороны.

Создание Войск ВКО было продиктовано объективной необходимостью в объединении сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космосе и из космоса, с воинскими формированиями, обеспечивающими противовоздушную оборону страны, в целях создания единой национальной системы воздушно-космической обороны.

Силы и средства войск ВКО








Войска воздушно-космической обороны решают широкий спектр задач, основными из которых являются:

  • обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении
  • поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты
  • защита пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения противника в пределах зон поражения
  • наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирование таких угроз
  • осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач
Личный состав войск ВКО 1 декабря отмечает свой прфессиональный праздник - День войск воздушно-космической обороны




Поставленные задачи Войска ВКО выполняют в составе:

  • космического командования (Главный центр предупреждения о ракетном нападении, Главный центр разведки космической обстановки, Главный испытательный космический центр имени Г.С. Титова)
  • командования противовоздушной и противоракетной обороны (соединения противовоздушной обороны, соединение противоракетной обороны)
  • Государственного испытательного космодрома Плесецк (центры испытаний и применения космических средств, отдельная научно-измерительная станция полигон Кура)
  • учебных заведений

К учебным заведениям войск ВКО относятся:

  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (город Тверь)
  • Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (город Санкт-Петербург) с филиалом (городе Ярославль), учебным центром зенитных ракетных войск (городе Гатчина) и учебным центром подготовки специалистов (расчетов) радиотехнических войск (городе Владимир)
  • Тверское суворовское военное училище (городТверь)
  • 183-й учебный центр (город Мирный, Архангельская обл.)

Воинские части Войск ВКО расположены на всей территории России, а также на территории ряда стран — участниц Содружества Независимых Государств.

Ежедневно на боевое дежурство в объединениях, соединениях и воинских частях Войск ВКО заступает более 3 тыс. военнослужащих и специалистов гражданского персонала.

Сегодня мы поздравляем командование, весь личный состав, ветеранов и служащих войск ВКО с их праздником - второй годовщиной своего образования! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, мирного неба над головой и успехов в вашем ратном труде!

4 октября в России отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли ПС-1 (Простейший спутник-1). Он был выведен на орбиту 4 октября 1957 года ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, который впоследствии стали называться космодромом Байконур. Космический аппарат представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащён четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра. Успешный запуск первого в мире спутника стал открытием летописи космонавтики, в том числе и военной.

Эмблема Войск воздушно-космической обороны. Фото: ommons.wikimedia.org

О том, чем занимаются космические войска, их составе и истории возникновения рассказывает АиФ.ru.

Задачи

Космические войска — род войск в составе Воздушно-космических сил РФ. Их основными задачами являются:

  • предупреждение высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
  • противоракетная оборона города Москвы;
  • контроль космического пространства;
  • создание, развёртывание, поддержание отечественной орбитальной группировки и управление космическими аппаратами военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Состав космических войск:

  • Командование Космических войск;
  • Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
  • Главный центр разведки космической обстановки;
  • Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск;
  • Соединения противоракетной обороны;
  • Главный испытательный центр имени Германа Титова;
  • Государственный испытательный космодром Плесецк.

Численность личного состава Войск воздушно-космической обороны РФ — 165 000 человек.

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Лётчики во время учений по проверке боеготовности Войск воздушно-космической обороны, 1-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа на аэродроме Балтимор в Воронеже. Фото: РИА Новости / Александр Уткин

Наименования

  • Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1964-1970),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1970-1981),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Генерального штаба Вооружённых сил (1981-1986),
  • Управление начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР (1986-1992),
  • Военно-космические силы (ВКС) (1992-1997),
  • в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1997-2001),
  • Космические войска (КВ) (2001-2011),
  • Войска воздушно-космической обороны (ВВКО) (с 1 декабря 2011 года - 1 августа 2015),
  • Космические войска (КВ) Воздушно-космических сил (с 1 августа 2015).

Генерал-майор, командующий Войсками воздушно-космической обороны (ВКО) Александр Головко. Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев

Командующие

1964-1965 — К. А.-А. Керимов
1965-1979 — А. Г. Карась
1979-1989 — А. А. Максимов
1989-1996 — В. Л. Иванов
2001-2004 — А. Н. Перминов
2004-2008 — В. А. Поповкин
2008-2011 — О. Н. Остапенко
2012 — В. М. Иванов — временно исполняющий обязанности по должности
с декабря 2012 — А. В. Головко

Учебные заведения

Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:

  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского,
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

История

Первые части космического назначения были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона.

В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН.

В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР.

Военнослужащие Войск воздушно-космической обороны приветствуют министра обороны РФ Сергея Шойгу во время парада, посвящённого 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади. Фото: РИА Новости / Владимир Остапкович

В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род сил центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС).

В 1997 году Военно-космические силы для повышения эффективности управления войсками и экономии оборонного бюджета были включены в состав Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России Указом Президента в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО создан самостоятельный род сил — Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач — космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

Практически во все времена насилие было основным способом решения междоусобных проблем. Когда человек впервые взял палку в руки и понял, что при помощи грубой силы можно повлиять на действия себе подобных, он стал использовать насилие повсеместно. Таким образом в мире появилось военное искусство. Конечно, войны не всегда несли исключительно негативный характер. Иногда после них вырастали достаточно могучие государства, такие как Древний Рим, Спарта, Македония и т. п. Тем не менее в большей части случаев войны приносили разруху и страдания мирным жителям тех или иных государств. Что касается искусства ведения войн, то оно развивалось с момента появления человека разумного. Изначально любые конфликты сводились к хаотичной «рубке» друг друга палками, при этом в битве участвовали в основном племенные общины. Позднее, с появлением государств, процесс ведения войн стал видоизменяться. На их эволюцию влияли различные факторы, одним из которых является появление новых угроз со стороны противника.

Если анализировать современный уровень боеспособности мировых стран, то он по большей части обусловлен появлением специфических международных правоотношений и новых отраслей экономики. К примеру, на сегодняшний день большое значение имеет экономика. Безопасность в данной сфере вызвала появление различных подразделений, которые её обеспечивают. Необходимо также отметить возрастающий интерес мировых держав к космосу. Помимо большого количества преимуществ, которые появятся вследствие его освоения, данный процесс также несёт ряд определённых угроз. Поэтому в Российской Федерации вот уже несколько лет существуют подразделения космической обороны, о которых пойдёт речь в статье.

Оборона Российской Федерации

В современной России обороноспособность государства - это приоритетное направление всего политического курса. Возрастающий престиж этого направления государственной деятельности также обуславливается постоянно возникающими локальными военными конфликтами в тех или иных частях планеты. В некоторых случаях подобные конфликты противоречат международным интересам Российской Федерации, что требует от неё обязательного вмешательства. Для организации соответствующего политического курса и обеспечения обороны, боеспособности армии России, в составе Правительства РФ существует соответствующий орган исполнительной власти, а именно: Министерство обороны.

Следует заметить, что вследствие появления новых угроз в Министерстве обороны постоянно проводятся исследования с целью постоянной модернизации военного сектора Российской Федерации. Таким образом, ещё в 2001 году было принято решение о создании специальных космических войск, которые впоследствии вошли в состав Воздушно-космических сил России.

Воздушно-космические войска России: понятие

Подобные военные формирования входят в состав Министерства обороны Российской Федерации. По своей сути войска воздушной космической обороны -это своеобразный гибрид РФ и военно-космических войск. Они были созданы в 2015 году. Эти объединили в себе различные ведомства и службы, которые призваны защищать воздушное пространство России, а также космическое. При ведении боевых действий военные формирования подобного типа способны наносить и отражать удары как непосредственно в воздухе, так и в космосе. Координирование деятельности осуществляется Главным командованием Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Главный штаб Воздушно-космических сил дислоцирован в здании Министерства обороны России.

История создания

Войска воздушной космической обороны имеют достаточно длительную и интересную историю формирования. Как уже указывалось ранее, они были созданы на основе объединения двух ведомств. Следует отметить тот факт, что космические войска России, по сути, возродились в этом новом военном направлении. Потому что в период с 2001 по 2011 год они существовали, но позднее были расформированы. В 2015 году космические войска вошли в состав новой ветви Вооружённых сил Российской Федерации. Существует несколько ключевых особенностей, которые повлекли создание воздушно-космических сил, а именно - стремление:

1. Сосредоточить в единой сфере деятельности разные, но достаточно близкие по своим задачам и функциям военные формирования.

2. Повысить эффективность и функциональность военно-воздушных и космических войск путём их фактического «скрещивания».

3. Сосредоточить в единых рамках ответственность за реализацию и формирование военно-космической политики, а также государственной обороноспособности в данной сфере.

4. Обеспечить дальнейшее развитие и эволюцию военно-воздушных и космических войск России.

Задачи воздушно-космических сил России

Воздушно-космические силы имеют собственный спектр задач, решением которых они занимаются постоянно. Следует отметить, что в силу новизны представленного в статье военного направления его задачи имеют соответствующие особенности и представляют собой:

Обеспечение обороноспособности государства в воздушно-космической сфере, а также отражение любых проявлений агрессии в ней;

Поражение и уничтожение боевых сил противника с использованием обычных средств, а также средств ядерного характера;

Обеспечение деятельности иных родов войск путём эффективного использования авиации;

Отражение ударов баллистическими ракетами путём поражения их головных устройств;

Информирование о возможных ракетных атаках;

Наблюдение и анализ космического пространства с целью выявления угроз для России;

Подобная структура обеспечивает эффективное использование всех сил и средств данного военного направления, а также надлежащего уровня обороноспособности государства. Следует также отметить тот факт, что объединение нескольких близких по своей сути родов войск позволило обеспечить простоту их регулирования на уровне центральных органов исполнительной власти.

Космические войска России

Войска космической обороны Российской Федерации - это специальный род войск, который предназначен для организации и обеспечения безопасности интересов государства в космической сфере деятельности.

Следует отметить, что космическая оборонаявляется инновационной сферой военного искусства. Аналоги подобных войск существуют лишь в наиболее развитых странах на сегодняшний день. Основной спецификой подразделений этой части армии является, прежде всего,Другими словами, сам предмет деятельности войск обуславливает достаточно интересный спектр задач, который перед ними ставится. Таким образом, космические войска России, части которых разбросаны практически по всей РФ, являются инновационными и в то же время специфическими подразделениями.

Эволюция космических войск

Воздушная космическая оборона всегда была приоритетным направлением развития армии в Российской Федерации. Однако соответствующие этому приоритету войска пережили два этапа становления. В период с 2001 по 2011 года космические войска России являлись отдельной и независимой составляющей Вооружённых сил. Но, как уже было указано ранее, с 1 августа 2015 года они вошли в состав Воздушно-космических сил.

Задачи космических войск

Невзирая на тот факт, что космические войска России входят в состав воздушно-космических сил, они имеют спектр собственных особенных задач. Также необходимо учесть тот факт, что космическая сфера - это наиболее развивающееся направление деятельности вооружённых сил, так как в будущем учёные пророчат центральное место космическим войскам из-за большого потенциала космоса как театра боевых действий. Однако на сегодняшний Россииреализуют следующие задачи:

1. Наблюдение за космосом и объектами в нём.

2. Выявление угроз из космоса, а также непосредственно в нём.

3. Отражение и ликвидация угроз из космоса.

4. Реализация запусков на орбиту спутников военного и гражданского типа.

5. Применение орбитальных спутников в интересах вооружённых сил России.

6. Поддержание в полной боевой готовности спутников военного и гражданского типа для их незамедлительного применения в экстренных случаях.

С учётом вышеуказанной приоритетности развития космических войск представленный список задач может пополняться новыми, так как военная сфера Российской Федерации эволюционирует практически ежедневно.

Орбитальная группировка РФ

Войска космической обороны попросту не смогли бы выполнять возложенные на них задачи без искусственных орбитальных спутников, которые расположены близ планеты Земля. Совокупность космических аппаратов подобного типа называется орбитальной группировкой. На сегодняшний день Россия находится на втором месте по количеству запущенных спутников. Орбитальная группировка РФ насчитывает 149 космических аппаратов.

На первом месте находятся США, у которых запущено 446 космических орбитальных спутников. Третье место занимает Китай со своими 120 спутниками. Таким образом, космическое пространство практически полностью охватывается наиболее развитыми мировыми державами, что подчёркивает высокий уровень финансового потребления этой сферы развития вооружённых сил. Это значит, что державы с незначительной экономикой, не могут себе позволить исследование в космической отрасли и создание соответствующих родов войск.

Подготовка кадров для космических войск

Сегодня в Российской Федерации серьёзно стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для Вооружённых сил. Это значит, что во всех сферах обороны существуют соответствующие учебные заведения. Космические войска России не являются исключением в данном вопросе. Существуют два основных учебных заведения для подготовки офицеров космических войск:

Военно-космическая академия.

Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Заключение

Итак, в статье мы рассказали, что такое космические войска России, где находятся они, в каких учебных заведениях производится подготовка кадров. В заключение следует отметить, что развитие данной отрасли Вооружённых сил попросту необходимо с учётом современных тенденций эволюции военного сектора во всём мире. Быть может, в ближайшем будущем конфликты будут возникать не только на земле, но и в космосе.

Военная мысль № 2/2007 , стр.8-16

Воздушно-космическая оборона: современный аспект

Заместитель начальника ВЛ ВКО по учебной и научной работе

генерал-лейтенант В.В. БАРВИНЕНКО

заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор

БАРВИНЕНКО Владимир Васильевич родился в 1947 году в г. Зеньков Полтавской области. Окончил Энгельсское радиотехническое училище (1967), Военную командную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1976).

Службу проходил в Московском округе ПВО, Дальневосточном и Забайкальском военных округах на различных штабных должностях.

После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации с 1985 года на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии ПВО. Защитил докторскую диссертацию по проблеме взаимодействия войск и сил в противовоздушных операциях.

С декабря 1992 года - заместитель начальника по учебной и научной работе Военной академии воздушно-космической обороны. Лауреат премии Государственного комитета по народному образованию СССР. Член экспертного совета по военной науке и технике ВАК Минобрнауки РФ. Автор более 260 научных трудов. Основатель научных школ управления войсками и силами в воздушных операциях и моделирования.

В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах газет и журналов, в выступлениях политиков и военачальников достаточно много внимания уделяется воздушно-космической обороне (ВКО) государства - комплексу мер государственного и военного характера по отражению (подготовке к отражению) воздушно-космического нападения противника и защите государственных объектов и группировок ВС от ударов с воздуха и из космоса. Для решения данных задач должна строиться система ВКО - совокупность сил и средств разведки, поражения средств воздушно-космического нападения противника, управления и обеспечения, развернутых в определенных боевых порядках.

Система ВКО очень дорогостоящая система. Она должна включать глобальные системы разведки и контроля воздушного и космического пространства, предупреждения о ракетном нападении (ПРН), системы борьбы с аэродинамическими, ракетными и космическими средствами, автоматизированные системы управления и разветвленные системы связи. А это множество радиолокационных постов, позиций зенитных ракетных частей и подразделений, аэродромы базирования истребительной авиации, силы и средства радиоразведки и РЭБ, мощнейшие радиолокационные станции и космические системы ПРН, станции, работающие на различных принципах, системы контроля космического пространства (ККП), силы и средства противоракетной обороны (ПРО), автоматизированные командные пункты, узлы и линии связи.

Некоторые политики и военачальники в поисках средств для лоббирования своих проектов подвергают сомнению положение о необходимости создания системы ВКО для России. Они объясняют это тем, что распад двухполярного мироустройства в значительной мере снизил вероятность развязывания мировых войн, а также наличием сдерживающего ракетно-ядерного потенциала. В самом деле, а стоит ли тратить значительные материальные, научные и другие ресурсы общества, если есть ядерное оружие, выступающее в роли абсолютного гаранта безопасности России? Тем более, что военная доктрина прямо определяет ядерный потенциал России как один из важнейших инструментов обеспечения безопасности страны.

То есть на вопрос: «Нужна ли России воздушно-космическая оборона?» - имеются принципиально противоположные ответы. Чтобы в них разобраться, необходимо более внимательно подойти к рассмотрению геополитического положения России, анализу угроз ее военной безопасности и характеру современных войн.

Как показывает анализ, снижение уровня военного противостояния на глобальном уровне не привело к повышению уровня военной безопасности России. Более того, произошел всплеск региональной нестабильности, как в непосредственной близости от границ Российской Федерации, так и на ее территории. Обострилось конкурентная борьба государств за передел сфер влияния, источников сырьевых ресурсов и лидерство в отдельных регионах мира. Основу политики многих граничащих с Россией государств составляет практика зарабатывания политических, экономических и иных дивидендов в интересах стран, заинтересованных в ослаблении ее влияния. Наблюдается парадоксальная ситуация, когда на фоне миролюбивой риторики значительно наращивается военная мощь практически всех наиболее развитых государств мира. Стремление разрешать межгосударственные противоречия с помощью военной силы стало скорее правилом, чем исключением. При этом основные задачи всех последних войн и вооруженных конфликтов практически решались силами воздушного нападения и обеспечивающими космическими системами воздушно-космического нападения.

Подтверждением тому служит целый ряд примеров. Так, в ходе боевых действия многонациональных сил против Ирака (1991) из 40 суток их общей продолжительности 38 суток носили только воздушный характер. Управление войсками осуществлялось в основном через космос. Результат - полный разгром группировки войск Ирака.

Агрессия НАТО против Югославии (1999) также носила только воздушный характер. Управление войсками осуществлялось также в основном через космос. Результат - полная дезорганизация военного и государственного управления Югославии, достижение всех целей агрессии.

Действия США против сил талибов в Афганистане (2002) носили воздушный и наземный характер с широким применением сил специальных операций. Управление войсками осуществлялось в основном через космос. Результат - основные силы талибов уничтожены.

Агрессия США против Ирака (2003) носила воздушный и частично наземный характер, управление войсками осуществлялось через космос. Результат - полное поражение вооруженных сил Ирака, смена политической власти.

Даже краткий анализ характера и особенностей вооруженной борьбы наглядно показывает, что основу потенциала агрессии стали составлять силы и средства воздушно-космического нападения, без применения которых не обходится ни один вооруженный конфликт. При этом страны, оказавшиеся не в состоянии отразить воздушно-космическое нападение, были вынуждены отказаться от дальнейшей борьбы и признать свое поражение. Закономерность зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере стала объективной реальностью.

Не является секретом, что последние войны были развязаны не с целью защиты «демократических ценностей», а с сугубо прагматической целью захвата сырьевых ресурсов. Вполне возможно, что по мере истощения мировых сырьевых ресурсов в качестве объекта агрессии может быть рассмотрена и Россия. Однако прямой и открытой крупномасштабной агрессии против Российской Федерации мешает наличие ее стратегических ядерных сил. Другими словами: до тех пор, пока будет существовать возможность получения ответного удара, вероятность такой агрессии будет маловероятной.

Однако в настоящее время активно предпринимаются практические шаги для того, чтобы получить возможность уничтожить силы ответного удара. Согласно концепции США «глобальный размах - глобальная мощь» их воздушно-космические силы, должны быть способны почти мгновенно поражать любые важные с военной точки зрения объекты в любой точке Земного шара, даже если они находятся глубоко под водой или под землей.

В соответствии с взглядами американского военного руководства на войну, активное применение воздушно-космических сил на ее начальной стадии должно сразу привести к успеху. То есть рассматривается сценарий двухэтапной войны, первый этап которой будет наиболее мощным и скоротечным (до нескольких десятков минут) с целью уничтожения сил и средств ответного удара, в первую очередь ядерных. После того, как обороняющаяся сторона будет разоружена, на втором этапе боевые действия могут сводиться к уничтожению оставшихся очагов сопротивления и объектов военного потенциала уже и с применением сухопутных и других войск.

Для решения проблемы ядерного «разоружения» любой страны в США интенсивно разрабатываются аэродинамические, баллистические и космические компоненты сил В КН. Авиация оснащается управляемым высокоточным оружием, позволяющим поражать любые объекты, не входя в зоны активных средств ПВО противостоящей стороны. Продолжают совершенствоваться и активно поступать на вооружение крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Баллистические ракеты оснащаются маневрирующими головными частями. Возможно их появление и в неядерном исполнении. Создаются ядерные боезаряды сверхмалой мощности глубокого проникновения для поражения командных пунктов и ракетных шахт баллистических ракет. Совершенствуются космические системы разведки, связи, навигации. Нельзя исключить разработку космических ударных средств. В ближайшей перспективе ожидается появление новых гиперзвуковых средств ВКН, траектории полета которых будут находиться в промежуточном диапазоне между высотами применения аэродинамических и космических средств от 35-40 до 100-120 км, а скорости достигнут значений от М - 3-5 до М - 15-20. При их поступлении на вооружение воздушная сфера и космос станут для сил ВКН единой сферой, используемой для боевых полетов.

Считается, что уже до 2020 года обновленные стратегические наступательные силы США будут способны наносить удары носителями нового поколения не только в ядерном снаряжении, но и условно-ядерном иобычном. Вместе с системами разведки и управления они будут представлять собой стратегический разведывательно-ударный комплекс глобального действия, который позволит наносить по любому государству мира разоружающие удары в любых «окнах уязвимости». То есть, если в противостоящей стороны не будет системы противоракетной обороны, то удар может быть нанесен баллистическими ракетами, если будет слабая противовоздушная оборона - авиацией и крылатыми ракетами, если не будет средств противокосмической обороны - космическими средствами, если не будет средств борьбы в диапазоне высот 40-100 км - гиперзвуковыми летательными аппаратами. По мнению военного руководства США, это обеспечит уничтожение основных средств ответного удара противостоящей стороны. А задача отражения оставшихся ракетных средств возлагается на бурно развивающуюся систему ПВО-ПРО. Для этого США вышли из договора по ограничению систем ПРО.

Проведенный анализ развития средств ВКН показывает, что наличие только ракетно-ядерного потенциала для нанесения ответного удара в перспективе не может разрешить задачу сдерживания от нанесения разоружающих ударов.

Для исключения такого хода событий ВС РФ должны быть способны защитить силы и средства ответного удара от любого воздействия средств ВКН. Причем, чем больше может быть сохранено сил и средств ответного удара, тем эффективнее будет решаться задача сдерживания. Единственным средством, способным решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара и, прежде всего стратегических ядерных сил (СЯС), при воздушно-космическом нападении является система воздушно-космической обороны.

Угроза нанесения стратегического разоружающего удара для России не является единственной. Не менее опасной угрозой военной безопасности России является неконтролируемое увеличение количества стран, входящих в «ядерный клуб» и обладающих средствами доставки ядерного оружия. Уже в настоящее время возможностью создания ядерного и ракетного оружия обладают Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея, Южная Корея, Япония.

Распространение ракетных и ядерных технологий ведет к тому, что, во-первых, увеличивается количество ракетоопасных направлений, подлежащих контролю, а, во-вторых, что наиболее опасно, - повышается вероятность несанкционированных и провокационных пусков по странам, обладающим значительным ракетно-ядерным потенциалом. Третья страна, запустив всего одну ракету, может спровоцировать обмен ракетно-ядерными ударами ведущих ядерных держав. То есть при отсутствии точной информации о стране агрессоре вероятность возникновения мировой катастрофы существенно возрастает. Задачу по определению страны агрессора и отражению одиночных пусков ракет также смогут решить только силы и средства воздушно-космической обороны.

Геополитические изменения в мире сопровождаются невиданной до настоящего времени активизацией международного терроризма, который представляет все большую угрозу стабильности в мире и национальным интересам большинству стран мира, в том числе и России. Террористические организации и отдельные террористы, используют самые слабые места в системе антитеррористической борьбы государств, в том числе и в системе ПВО. В последнее время они всячески стремятся к захвату авиационных средств для нанесения ударов с воздуха. Например, использование самолетов для нанесения ударов 11 сентября 2001 года по Всемирному торговому центру и Пентагону было обусловлено слабостью систем контроля воздушного пространства и ПВО США в целом.

Для обеспечения действий террористов имелись случаи использования легкомоторных самолетов. Именно таким образом в районе грузино-российской границы террористическими формированиями осуществлялась переброска грузов военного назначения (боеприпасов, стрелкового оружия, переносных ПЗРК). Легкомоторные самолеты в ряде случаев использовались для провокационных целей, наркобизнеса, совершения мелких диверсий и удовлетворения личных амбиций. Известными примерами такого использования являются: полет немецкого летчика-любителя Руста в 1986 году, который пересек на северо-западе Государственную границу СССР и приземлился недалеко от Красной площади в Москве; самоуничтожение пилота легкомоторного самолета в США, врезавшегося в стену высотного дома; перевозка наркотиков в странах Южной Америки.

До настоящего времени использование террористами легкомоторных самолетов для совершения крупных террористических актов не отмечалось, использовались только тяжелые самолеты. Однако заманчивыми для террористов могут стать такие свойства легкомоторных самолетов, как их способность совершать бесконтрольные полеты, оставаясь незамеченными за счет своих малых габаритов и использования предельно малых высот. Грузоподъемность легкомоторных самолетов достаточна для доставки к объектам взрывчатых веществ и оружия, которые обычно используют террористы.

Парировать угрозы государству от террористических организаций, наркобизнеса, контрабанды и от воздушных хулиганов реально объективно может только эффективная противовоздушная оборона.

Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического и геополитического положения и рядом факторов, основными среди которых являются: большая протяженность границ, площадь территории, низкие плотности размещения объектов ВС, экономики и инфраструктуры; наличие объектов стратегических ядерных сил, АЭС, химических предприятий и других потенциально опасных объектов; сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях; наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка); расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

Эти и другие факторы в своей совокупности обуславливают предпочтительность воздушно-космического нападения на Россию по сравнению с наземным, создают благоприятные условия для применения группировок СВКН, совершения актов воздушного терроризма, незаконных воздушных перевозок и воздушного хулиганства. Поэтому угрозы РФ из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. Они должны парироваться с помощью системы ВКО.

В настоящее время основными составными частями ВКО являются: противовоздушная оборона и ракетно-космическая оборона. Каждая из них имеет самостоятельные системы, разведывательно-информационную и поражающую компоненты и играет определенную роль в обеспечении безопасности РФ.

Роль войск и сил ПВО, состоит в непрерывном контроле использования воздушного пространства РФ, контроле за состоянием и деятельностью группировок сил воздушного нападения потенциальных противников, вскрытии фактов подготовки и начала их воздушного нападения. С началом локальной или региональной агрессии, войска и силы ПВО отражают удары СВН противника, срывают его замысел по завоеванию господства в воздухе, обеспечивают развертывание группировки ВС РФ, защиту населения и экономики.

При перерастании локального конфликта в региональный войска и силы ПВО при попытке противника ударами СВН нарушить баланс сил обеспечивают устойчивость СЯС, в том числе и их мобильного компонента.

В системе ПВО группировки зенитные ракетные соединения и части непосредственно обороняют важные объекты страны, группировки войск и сил флота. Истребительная авиация, являясь высокоманевренным средством, позволяет оперативно сосредоточить усилия на направлениях действий главных сил воздушного нападения противника и уничтожать воздушные обеспечивающие системы противника (разведки, управления и РЭБ). Авиация также является основным средством борьбы с нарушителями режимов полетов, угонами самолетов, самолетами разведчиками и другими разведывательными воздушными средствами иностранных государств. Радиотехнические соединения и части ведут непрерывную разведку, осуществляют контроль использования воздушного пространства РФ и выдают разведывательную информацию в органы управления для принятия необходимых решений и боевую информацию активным средствам ПВО для поражения и подавления СВН противника.

В условиях необходимости борьбы с терроризмом повышается роль системы противовоздушной обороны в мирное время. Войска и силы ПВО непрерывно контролируют воздушное пространство и обеспечивают вскрытие любых противоправных действий. Они способны эффективно пресекать попытки использования воздушного пространства для террористических действий, наркобизнеса и контрабанды. Своим наличием и способностью наращивания войск, сил и средств адекватно угрозе на выявленном направлении возможных действий СВН противника, демонстрацией этих возможностей они сдерживают воздушное нападение.

Система РКО, имея в своем в составе системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противо-космической обороны (ПКО), противоракетной обороны, обеспечивает сдерживание от применения стратегических ядерных сил, а по некоторым элементам - сдерживание и от развязывания локальных войн и конфликтов с применением обычного оружия.

Система ПРН обеспечивает Верховное Главное командование достоверной информацией о начале, масштабах, направленности (виде) ракетно-ядерного удара и стране-агрессоре. Такая информация необходима для принятия адекватного решения на ответно-встречные (ответные) действия стратегических ядерных сил. То есть роль системы ПРН заключается в обеспечении встречных действий отечественных СЯС в составе, который может нанести неприемлемый для агрессора ущерб.

Выполнение поставленных задач система ПРН осуществляет непрерывным ведением разведки районов возможного старта баллистических ракет и на ожидаемых направлениях их полета средствами, работающими на различных физических принципах. При уменьшении количества СЯС (в соответствии с имеющимися договорами) требования по увеличению времени предупреждения о старте баллистических ракет будут повышаться от этапа к этапу их сокращения.

Увеличение числа государств, владеющих ракетно-ядерным оружием, требует уже в настоящее время осуществления глобального контроля всех ракетоопасных районов и направлений, а также точного определения страны-агрессора. Отсюда вытекает особое значение наличия и дальнейшего развития средств, обеспечивающих решение этих задач. Осознание всеми ядерными и неядерными государствами невозможности безнаказанно применить (спровоцировать применение) ядерное оружие по объектам Российской Федерации или переложить ответственность за его применение на другое государство является важнейшим сдерживающим фактором, обеспечивающим общую стабильность в мире.

Система ККП обеспечивает непрерывное слежение за космической обстановкой и возможность своевременного вскрытия военных приготовлений в космосе в условиях обострения военно-политической обстановки. В перспективе зависимость эффективности действий на Земле от действий в космосе будет возрастать. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи непрерывного контроля космического пространства, определения начала этапа подготовки космической группировки к решению задач обеспечения боевых действий на земле и их ведению в космосе, предупреждения руководства страны и Вооруженных Сил о подготовке и начале боевых действий в космосе, а в перспективе - и из космоса.

Знание агрессором возможностей системы ККП стороны, на которую он собирается напасть, является одним из факторов сдерживания и снижает тем самым вероятность развязывания войны.

Необходимость системы ПКО обусловлена ее возможностями решать задачи уничтожения опасных космических объектов, подавления космических систем противника, которые обеспечивают стратегическое управление страной и вооруженными силами, применение группировок вооруженных сил, в том числе ядерных. В перспективе может потребоваться уничтожение систем нанесения ударов из космоса по важнейшим объектам на земле.

Важная роль в системе ВКО принадлежит системе противоракетной обороны, включающей стратегическую и оперативно-тактическую (нестратегическую) компоненты. Существующая стратегическая система ПРО позволяет отражать удары одиночных и небольших групп стратегических баллистических ракет по важнейшим объектам государственного и военного управления, расположенных в пределах Центрального промышленного района страны. Решение данной задачи исключает необходимость немедленных ответных действий отечественных стратегических ядерных сил при несанкционированных и провокационных пусках ракет других государств и тем самым поднимает порог ответного ядерного реагирования, обеспечивая сдерживание эскалации начатого ядерного конфликта, его перерастание во всеобщую ядерную войну.

В настоящее время и в перспективе повышается роль оперативно-тактической системы ПРО. Это обусловлено возможностями системы по отражению ударов оперативно-тактических баллистических ракет, которые в некоторых государствах (Ирак, Иран) являются основными ударными средствами, а также отражению провокационных и террористических ударов нестратегических баллистических ракет (с дальностью действия до 3500 км) по объектам обороны с территории государств, руководство которых склонно к проведению авантюристического курса.

Таким образом, обеспечение военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере требует совершенствования как системы ПВО, так и системы РКО. Но при этом вопрос о необходимости объединения имеющих место систем ПВО и РКО в систему В КО до сих пор остается открытым.

Ответ на него дает анализ развития средств ВКН. Как было ранее показано, в ближайшей перспективе диапазон высот 40-100 км, разделяющий сферы действий аэродинамических и космических средств будет заполнен. В связи с этим системы ПВО и РКО должны развиваться таким образом, чтобы иметь возможность поражать средства ВКН в новой «нише уязвимости» обороняемых объектов и прежде всего средств ответного удара. В связи с тем, что новые гиперзвуковые средства ВКН будут иметь возможность переходить из космоса в атмосферу и наоборот, средства ПВО и РКО должны расширить свои возможности по взаимному проникновению в области высот и скоростей их применения. Этим самым они интегрируются в единые системы разведки и поражения (с помощью системы управления), т. е. в единую систему ВКО.

США к данному процессу уже приступили практически. Так, в 2000 году в развитие концепции «глобальный размах - глобальная мощь» была выпущена так называемая «Белая книга» по вопросам интеграции сил и средств, применяемых в воздушно-космической сфере - «Воздушно-космические силы: защита США в XXI веке». В соответствии с этим документом, ВВС страны намечается трансформировать в воздушно-космические силы (ВКС). Воздушная сфера и космос станут для ВКС единой сферой, используемой для боевых полетов средств ВКН и для действий средств ВКО. На основе данного и других документов интенсивное развитие за рубежом получили мероприятия связанные с развитием не только средств ВКН, но и ВКО.

В США ведется проработка подходов к совершенствованию системы ВКО континента. Наибольшую активность США проявляют в двух направлениях - в создании объединенной системы ПВО-ПРОна ТВД и национальной ПРО. Реализация концепции объединенной системы ПВО-ПРО на ТВД возможна до 2010-2020 годов, когда на вооружение начнут поступать ПРК ТХААД, зенитно-ракетные комплексы «Патриот» ПАК-3 и, возможно, МЕАДС, а также будет создана глобальная информационная сеть, обеспечивающая надежное обнаружение, слежение, сопровождение и наведение активных средств в условиях противодействия противника.

Для обеспечения своей безопасности Россия не должна отставать от передовых государств не только в области ракетно-ядерного потенциала, но и в области воздушно-космической обороны. Для достижения общей гарантированной стратегической стабильности РФ должна иметь систему ВКО, обладающую возможностями закрыть все «уязвимые ниши» для пролета средств ВКН любого типа к средствам ответного удара и тем самым обеспечить сдерживание противника от воздушно-космической агрессии и защиту населения, экономики страны и группировок ВС в военное время.

Воздушно-космическая оборона. 2005. № 4 (23). С. 6-8.

Воздушно-космическая оборона. 2005. №4 (23). С. 18.

Карпов Е.А., Мохоров Г.А., Роднин В.А. Международный терроризм: особенности его военно-политических объединений// Военная Мысль. 2003. № 1.

Wa 11 R. More Changes Aheand for Missile Defenses. (Предстоят изменения в программе противоракетной обороны) // Aviation Week and Space Technology. 2002. Т. 156. № 11.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте