С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике. Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси. В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад. Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война. В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых. Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю. Даже Иван-город был отдан врагу.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Петра Великого.

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться . Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота, сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского , подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

Современное состояние Балтийского флота

Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны. Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей. Сегодняшний флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день. Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.

Балтийский флот ВМФ России

Нашивка Балтийского флота ВМФ России

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 2014 г.):

  • Техника подводная - 2;
  • Техника надводная - 41.

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История

Допетровская эпоха

Морские походы новогородцев на Балтике

Балтийское море носило стратегическое значение сразу с появлением государственности на территории Руси. Отсюда начинался имевший международное значение путь из варяг в греки. На северном участке этого пути располагались одни из древнейших русских городов - Ладога и первая столица Руси - Новгород. В составе вооружённых сил Новгорода не было специальных военных флотов. Для военных действий на флоте использовались обычные торговые суда.

Известно о следующих типах судов: скедия, буса, шитик, «корабль», набойня, струг и чёлн. Каждая ладья с экипажем составляла отдельную боевую единицу, личный состав которой разделялся на десятки. Ладьи объединялись в отряды, несколько отрядов составляли флот во главе которого стоял князь. Основным тактическим приёмом ведения морского боя был абордаж.

Ливонская война

В июле 1557 года по указу Ивана Грозного началось строительство первого русского порта на Балтике. Руководил строительством Дмитрий Семёнович Шастунов. Порт был построен в кратчайшие сроки, и вскоре царский указ воспретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Отныне они должны были ждать «немцев» в своей земле.

В 1558 году Иван Грозный начал Ливонскую войну. Потерявшие доходы от транзита русских товаров Швеция и Польша развернули в Балтийском море широкую каперскую деятельность против судов идущих в Нарву. С целью противодействия им Иван Грозный в марте 1570 года выдал царскую грамоту датчанину Карстену Роде. Грамотой был определен порядок дележа добычи, назначено жалование команде, приказано: .

Русско-шведская война 1656-1658 гг.

В кампании 1656 года русские войска действовали на двух направлениях. Главные силы действовали вдоль Западной Двины, продвигаясь к Риге. В феврале 1656 года в Смоленском уезде началась постройка флотилии из 600 стругов для перевозки войск. К июлю строительство флотилии было закончено. Струги имели длину от 16 до 35 метров и могли вмещать до 50 солдат. Прочие суда использовались для доставки продовольствия, эвакуации раненых и больных. 31 июля был взят Динабург, 14 августа - Кокенгаузен. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. 21 августа начата осада Риги. Однако Ригу взять не удалось. Другой отряд русских войск должен был очистить от шведов Ижору и овладеть устьем Невы, после чего перед Потемкиным была поставлена задача идти на Стокгольм.

Рождение флота

Заслуга в создании Балтийского флота по праву принадлежит Петру I. В конце XVII века на Плещеевом озере Петром I создается потешная флотилия. В январе 1696 года при подготовке ко Второму Азовскому походу на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. Кроме того, из Австрии были приглашены инженерные специалисты. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Во главе флота поставлен Лефорт. Флагманом флотилии определен 36-пушечный корабль «Апостол Пётр». В мае 1696 года русская флотилия блокировала Азов с моря. 19 июля 1696 года крепость сдалась. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает:

Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения - 52 судов. Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль.

Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов. В 1697 - 1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

Северная война

Начало войны было крайне неудачно для русской армии, начавшись с поражения под Нарвой. Однако, Карл XII в дальнейшем направил свои войска против союзников России, что дало Петру I необходимую передышку. В 1701 году началась постройка 600 стругов на реках Волхов и Луга. Более 300 речных судов и лодок было построено на Новгородской верфи на реке Пола, впадающей в озеро Ильмень. Были взяты в казну все годные частные суда на Ладожском и Онежском озёрах, реках Свирь и Волхов. Вскоре шведские флотилии были вытеснены из Ладожского, Псковского и Чудского озёр.

Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В том же 1702 году на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. 22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен первый линейный корабль - 28-пушечный фрегат «Штандарт». Ещё одна верфь заложена на реке Волхов. Корабли, построенные на реке Сясь и на Олонецкой верфи, положили начало Балтийскому флоту. В результате Северной войны Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой являлся Ревель. В 1723 году было закончено строительство военно-морской базы Кронштадт, которая с 1724 года стала главной базой флота.

Первая половина XVIII века

Балтийский флот после окончания Северной войны

По штату 1720 года в составе корабельного флота должно было состоять:

  • три 90-пушечных линейных корабля
  • четыре 80-пушечных
  • два 76-пушечных
  • двенадцать 66-пушечных
  • шесть 50-пушечных
  • шесть 32-пушечных фрегатов
  • три 16-пушечных
  • три 14-пушечных шнявы.
В галерном флоте должно было быть 130 галер. С 1722 по 1725 гг. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год, а необходимое количество для поддержания штатного состава было 3 корабля в год. Резко ухудшилось положение в кораблестроении после смерти Петра. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля. В 1727 году в составе флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей и 4 боеспособных фрегата. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству:

Балтийский флот в царствование Анны Иоанновны

По восшествии на престол и упразднении Верховного тайного совета императрица Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года императрица издала именной указ:

В декабре 1731 года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море, дабы:

В январе 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен новый 66-пушечный корабль «Слава России», еще два корабля были заложены в феврале и марте 1732 года. По штату 1732 года основными в корабельном флоте стали 66-пушечные корабли, которые должны были составлять 59,3 % состава флота. При этом, комиссия исходила из следующих соображений:

  • особенности конструкции русских 66-пушечных кораблей позволяли им носить пушки такого-же калибра, как пушки 70-пушечных кораблей иностранных флотов;
  • 66-пушечные корабли уже существуют в составе флота и по их выбытии часть их оснастки и артиллерии можно использовать для снаряжения новых кораблей, а артиллерия и оснастка составляли 28,6-38,3 % от стоимости всего корабля.

Противоборствующие коалиции в Европе 1756 года

Вторая половина XVIII века

Семилетняя война

1757

17 апреля императрица Елизавета издала указ о посылке Ревельской эскадры под командой контр-адмирала Люиса к курляндским берегам для блокады прусских портов Мемеля, Пиллау и Кенигсберга. 29 апреля из Ревеля вышла эскадра контр-адмирала Люиса в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов к прусским берегам. 1 мая в море выходит Кронштадтская эскадра 1 линейного корабля, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 2 прамов. 31 мая из Кронштадта вышли основные силы флота под командованием адмирала Мишукова в составе 11 линейных кораблей, 1 фрегата, 1 брандера и 1 госпитального судна для блокады прусских портов. Галерный флот в компанию 1757 года занимался доставкой войск и снабжением для русской армии в Восточной Пруссии. 22 августа отряд из 10 галер при входе в Куриш-Гаф у устья речки Лабио, имели перестрелку с прусской береговой батареей в ходе которой подавили её.

1758

После получения весной 1758 года от русского посла из Лондона сведений о приготовлении британским адмиралтейством эскадры, для отправки на Балтику было принято решение о посылке русской и шведской эскадр к датским проливам для противодействия английской эскадре. 9 июля у о. Борнхольм русский флот в составе 17 линейных кораблей и 5 фрегатов соединился со шведской эскадрой в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов и под общей командой адмирала Мишукова направился в Зунд, где занял позицию у острова Амагер вблизи Копенгагена. Здесь он пробыл до начала сентября, когда стало очевидно, что английская эскадра в этом году на Балтике не появится. Одновременно, часть сил русского флота была задействована для блокировки прусского побережья, контроля за устьями рек, перехвата прусских транспортов, снабжения войск. В октябре 1758 года русский корпус генерала Пальмбаха начал осаду Кольберга. Было принято решение о снабжении войск морским путём. Однако, из-за осенних штормов это оказалось неосуществимым. Из 27 зафрахтованных торговых транспортов, отправленных в октябре из Риги, Мемеля и Кенигсберга к Кольбергу, 11 погибло со своими экипажами, а большая часть остальных была разбросана по разным портам.

Начало XX века

1917-1941 годы

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции моряки Балтийского флота защищали подступы к столице - Петрограду, до 20 тысяч моряков сражались на всех сухопутных фронтах. Именно они составляли основную силу советского военно-морского флота на различных морских и речных театрах. В 1919 году, обороняя Петроград, Балтийский флот затопил 18 и повредил 16 кораблей английских интервентов. С 1918 года Балтийский флот носил название Морских сил Балтийского моря. К 1921 году Балтийский флот перестал существовать как боеспособное объединение. После Гражданской войны Балтийский флот начинает перевооружаться - на службу поступают десятки новейших кораблей, самолёты морской авиации, дальнобойные орудия береговой обороны. 23 февраля 1928 года флот был награждён орденом Красного Знамени. С 1935 года Морские силы Балтийского моря снова стали называться Балтийским флотом. Во время советско-финской войны Балтийский флот оказывал содействие войскам в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсаари, Сескар.

1941-1945 годы

В Великую Отечественную войну Балтийский флот вступил в составе двух линкоров, двух крейсеров, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 656 самолётов и другого вооружения. Так что балтийцы под командованием адмирала Владимира Трибуца были готовы к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Моряки Балтийского флота обороняли Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, провели Таллинский переход, принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941-1944 гг., в 1944-1945 гг. в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом, в Прибалтике - Прибалтийская операция, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Обороняя Родину, балтийцы затопили 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожили 2418 самолетов противника. Более 82 тысяч моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе четырём - дважды.

Вторая половина ХХ века

В 1946 года в структуре Краснознамённого Балтийского флота произошли изменения: он был разделён на два флота - Юго-Балтийский и Северо-Балтийский, но в декабре 1955 года флот был восстановлен в прежней структуре. С начала 1950-х годов возможности флота заметно возросли: это было связано и с освоением нового ракетно-ядерного оружия, и с пополнением флота ракетными кораблями и реактивными самолетами. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. 7 мая 1965 года героический Балтийский флот получил второй Орден Красного Знамени за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На начало 1991 года Балтийский флот ВМФ СССР являлся крупнейшим флотом в регионе Балтийского моря и имел в своём составе 232 боевых корабля, включая 32 дизельные подводные лодки, 328 боевых самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения береговой обороны и морской пехоты, соединения и части оперативного, тылового и технического обеспечения. Основными пунктами базирования флота были: Балтийск, Свиноуйсьце, Даугавгрива и Лиепая, Таллин и Палдиски. Флот также имел несколько манёвренных пунктов базирования на территории РСФСР, ГДР, Эстонской, Литовской и Латвийской советских социалистических республик. Авиация БФ имела десять основных аэродромов, на которых базировались 240-й и 170-й морские штурмовые авиаполки и 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, а также 13 запасных аэродромов, предназначенных для распределения сил и манёвра. Судоремонтом кораблей Балтийского флота занимались четыре судоремонтных завода: 7-й СРЗ, 29-й СРЗ, 33-й СРЗ и 177-й СРЗ.

Современность

Современный Балтийский флот - разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения. Основу корабельного состава Балтийского флота составляют два эскадренных миноносца проекта 956 «Настойчивый» и «Беспокойный». Они были введены в строй в начале 1990-х гг. В 2000-2010 гг. корабли флота посетили с визитами и деловыми заходами более 100 морских портов стран Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях. В 2000-х гг. боевой состав флота пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий» и «Сообразительный», дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург». В 2013 году в состав флота вошёл серийный корвет «Бойкий». В ближайшей перспективе в состав флота войдут: и «Стойкий», а также фрегат «Адмирал Горшков». В 2014 году значительную часть кораблей и судов БФ оснастят новыми морскими средствами навигации. В частности, на корабли будут установлены новейшие гидрометеокомплексы "Характер-К", электронные картографические навигационные информационные системы "Аляска" и "Сегмент", гирокурсоуказатели "ГКУ-5", интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации "Кама", корабельные приемоиндикаторы "Квиток". Также спланировано проведение работ по модернизация лагов и магнитных компасов. Всего в течение 2014 года на кораблях и судах флота будет установлено более 30 единиц различных морских средств навигации. По сообщению от 2.7.2014 спасатели БФ начали установку на борту килекторного судна КИЛ-926 "Александр Пушкин" новейшего глубоководного аппарата "Пантера Плюс", способного работать на глубине до 1000 м при сильном течении. В начале следующей недели запланированы первые пробные спуски "Пантеры" в условиях базы. После чего специалисты спасательного отряда приступят к отработке практических задач, по поиску и подъёму различных затонувших объектов в открытом море. По сообщению от 5.8.2014 комплекс "Пантера Плюс" введён в эксплуатацию. Осенью 2015 года должна завершиться реконструкция причального фронта главной военно-морской базы Балтийского флота - военной гавани Балтийска, после этого она сможет принимать корабли любого ранга. Сейчас Балтийский флот является основной учебной базой для ВМФ России и наряду с Северным флотом, 1-м командованием ВВС и ПВО, Московским и Ленинградским военными округами вошёл в состав созданного Западного военного округа. На базе 12-й дивизии надводных кораблей ожидается создание Оперативного командования в Северной Атлантике.

Система базирования

Дислокация

  • Штаб Калининград.
  • Балтийская военно-морская база.
  • Ленинградская ВМБ.
    • Санкт-Петербург.
    • Кронштадт.
    • Ломоносов.

Под настроение захотелось показать эти вот фотографии. Съемка - конец июля 2012 г., город Балтийск Калининградской области, куда я катался фотографировать парад по случаю Дня ВМФ (фотоотчет с парада лежит ). Но любые поездки в какую-нибудь военно-морскую базу накануне дня флота как раз ценны тем, что есть возможность отснять не только сам парад и предшествующие ему репетиции, но и всю сопутствующую этому "движуху" - выходы кораблей в море, возвращение, строй кораблей с различных ракурсов и при различном освещении, да и просто прогуляться с фотоаппаратом по бухтам. Собственно, вот и результат таких съемок.


2. Крепостной канал - постоянное место базирования всяких мелких тральщиков. На фото - рейдовые тральцы проекта 10750, тот который спереди (бортовой 239) - РТ-252. Оба были в полной мере задействованы в параде и во всех репетициях.

3. Еще более мелкие - рейдовые тральщики пр. 12592.

4. Внутренняя гавань Балтийска, часиков этак в восемь утра. Еще балтийской ОВРы во всей красе. Малый противолодочный корабль "Калмыкия" пр. 1331М.

5. Подводная лодка "Магнитогорск" пр. 877. Не местная, с северов, оказалась в Балтийске за какой-то надобностью. Случайно удалось отловить ее на выходе из Военной гавани. Ушла на пару-тройку дней в море по своим делам. Потом - вернулась и послушно встала в парадный строй.

6. Очччень медитативное занятие - загорание на молу с противоположного берега канала, с Балтийской косы - иногда приносило свои результаты. Это вот возвращается в базу килектор "Александр Пушкин".

7. Первые два поставленные в парадный строй корабля - корвет "Стерегущий" (слева) и БДК "Королев" (справа).

8. МРК "Ливень" пр. 12341. Он проходил, а по включенной громкой трансляции с мостика был слышен голос командира - что корабль идет в Питер, для того, чтобы участовать в праздновании дня флота там. Правда, за пару дней до этого прошла информация, что корабли на парад из Балтийска в Питер уже ушли, в том числе и МРК, другой, "Гейзер". Разгадка будет чуть ниже:)

9. Гидрография. Гидрографическое судно "Гигрометр" пр. 860.

10. Работяга-буксир, "Бодрый", очень часто его видел. Пошел на выход в море в сторону еще одного кораблика, который будет чуть подальше:) А на заднем плане...

11. Вот эта вот парочка. С теми темпами, что они медленно и печально возвращались в Балтийск, я уж думал, что их не сниму - стемнеет нафик. Ан нет, у них таки получилось втянуться в Балтийский канал до тех пор, пока не совсем стемнело. И с небом повезло.

12. Вопчем, не дошел МРК "Гейзер" до Питера, именно вместо него туда и направился "Ливень". Так и была раскрыта маленькая военная тайна:)

13. Снова возвращаемся к строю кораблей. БДК "Королев".

14. Базовый тральщик БТ-212 пр. 1265.

15. Краса и гордость, стелс-корвет "Стерегущий". В гламурных розовых лучах заката.

16. БДК "Калининград" на выходе в море.

17. Еще один нежданный подарочек. За все время пребывания в Балтийске раз несколько видел его далеко в море, у горизонта, но вот - мне повезло, и в тот момент, когда я в очередной раз загорал на молу, он решил вернуться.
Сторожевой корабль пр. 11356, что строятся на "Янтаре" в Калининграде. Андреевский флаг лишь на время - корабль проходит ходовые испытания, а после этого идет на экспорт индусам. Это второй корпус из второй заказанной индусами тройки кораблей этого проекта, "Таркаш".

18. Ракетный катер "Заречный" пр. 12411.

19. Он же, пару часов спустя. И совсем другое освещение.

20. Многострадальный "Гейзер", не добравшись до Питера, в итоге встал в строй кораблей в Балтийске.

21. Снова "Стерегущий", по красивому солнышку.

22. "Мелкая" часть строя кораблей, его начало. Тральщик, погранец, ракетный катер, МРК.

23. И еще раз "Стерегущий". За день или за два до парада, на них уже вовсю включали иллюминацию, по случаю чего и выбрался прогуляться вдоль набережной со штативом. Самое яркое впечатление - во время этих съемок меня просто начисто зажрали комары:((((

24. И еще один ночной кадр, с ракетным катером.

25. Рано-рано-рано утром, часов где-то шесть. Внеплановая репетиция парада, и корабли, участвующие в ней, выходят из Балтийского канала в море. А я - сижу и все это дело фотографирую. Первым проскочил МПК-227.

26. "Алроса". У меня особые чувства к этой лодке, увидеть ее здесь, в Балтийске, было неожиданно и приятно. А сама она - из Севастополя, на данный момент - единственная действующая подводная лодка Черноморского флота.

27. Тральщики по солнышку, самая красота. "Сергей Колбасьев"...

18 мая ежегодно отмечается День Балтийского флота, который установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 года.


В этот майский день 1703 года Пётр I во главе своей флотилии одержал первую боевую победу, захватив в ходе сражения два шведских боевых судна («Гедан» и «Астрильд»).

Балтийский флот – старейший флот России. Он представляет собой крупное разновидное оперативно-стратегическое территориальное объединение ВМФ РФ на Балтийском море, способное эффективно действовать как непосредственно в морской зоне, так в воздухе и на суше. Также Балтфлот ВМФ РФ является основной учебно-испытательной базой ВМФ РФ. В состав флота входят 2 дизельные подводные лодки, 41 надводный корабль, 15 катеров, из них: 9-десантных и 6-ракетных. Флагманом флота является эсминец «Настойчивый».

Штаб Балтийского флота располагается в Калининграде. Основные пункты базирования: Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Санкт-Петербург).

Надо сказать, что становления Балтийского флота тесно связана с историей Санкт-Петербурга. Ведь в мае 1703 года началось строительство города на Неве, а через год здесь начали возводить Адмиралтейскую верфь, которая потом стала одним из центров кораблестроения в России. С тех пор Балтийский флот самоотверженно защищает рубежи Отечества, проходя через все исторические вехи Государства Российского.

За время существования Балтийского флота моряками-балтийцами были одержаны выдающиеся победы. Во время Северной войны (1700-1721) они балтийцы мужественно и самоотверженно сражались с силами шведской короны. Доблестно отстояли побережье Балтики во время Крымской войны (1853-1856). В годы Великой Отечественной войны флот принимал участие в обороне Ленинграда (1941-1944), поддерживал наступление Красной Армии в Прибалтике (1944), в Восточной Пруссии и Восточной Померании (1944-1945).

На сухопутных фронтах сражались более 110 тыс. моряков-балтийцев. Подводники Балтики уничтожили 52 транспорта и 8 кораблей противника. Флот высадил 24 десанта. Авиация флота произвела более 158 тыс. боевых вылетов, включая вылеты под шквальным огнём противника. Около 82 тыс. моряков-балтийцев были награждены орденами и медалями, из них 173 было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе четырём – дважды.

Балтийский флот стал родоначальником русских кругосветных исследовательских экспедиций. На карте мира можно увидеть имена адмиралов и офицеров Балтийского флота, которые совершили 432 (!) географических открытия. В современных учебниках географии и истории это выдающееся достижение не только отдельно балтийской, но и всей флотоводческой школы страны, сегодня фактически никак не отражено.

За выдающиеся заслуги перед Родиной Балтийский флот награждён двумя орденами Красного Знамени в 1928 и 1965 годах.

Сейчас в боевом составе Балтфлота имеются современные корабли, новейшее вооружение и технические средства последнего поколения. Практически каждый год на морские просторы выходят новые или модернизированные суда, военные корабли

В декабре 2016 года поднят Андреевский флаг на корабле «Александр Обухов», созданный для главной базы Балтийского флота. Этот головной корабль проекта 12700 уникален самым большим в мире стеклопластиковым корпусом.

Технология выдувного кораблестроения в российском флоте применяется впервые. Она позволяет при увеличении прочности корабля снизить его массу, увеличить срок службы и значительно уменьшить магнитное поле, что обеспечивает дополнительную безопасность при тралении мин.

Длина корабля 70 метров, водоизмещение 800 тонн, максимальная скорость 15 узлов, дальность плавания до 1,5 тыс. миль. Благодаря подруливающим устройствам тральщик хорошо маневрирует, много внимания при его создании уделено комфорту экипажа.

В настоящее время ещё три корабля проекта 12700 ("Георгий Курбатов", "Иван Антонов" и "Владимир Емельянов") находятся в постройке, а в ближайшие годы планируется создание ещё 20 тральщиков этого типа.

Что же касается географии деятельности Балтийского флота, то в настоящее время она очень обширна. Корабли и суда Балтийского флота решают задачи безопасности международного судоходства и борьбы с терроризмом и в удалённых от берегов РФ районах Мирового океана, включая Восточное Средиземноморье.

Балтийский флот является форпостом России в западном регионе и обеспечивает стабильность военно-политической обстановки и государственные интересы страны.

"Военное обозрение" поздравляет моряков-балтийцев с праздником!

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, оперативно-стратегическое объединение ВМФ в России и СССР. Создан в ходе Северной войны 1700-21 годов после того, как российские войска утвердились в устье реки Нева, вернув России выход к Балтийскому морю. Строительство кораблей для Балтийского флота началось на верфях на реке Сясь (1702), реке Свирь и в Лодейном Поле (1703). Первая база Балтийского флота - Санкт-Петербург (с 1724 года главный базой стал Кронштадт). В 1703 году в состав Балтийского флота вошёл первый корабль - фрегат «Штандарт» (первый парусный линейный корабль «Полтава», вошёл в состав Балтийского флота в 1712 году). Корабли для Балтийского флота строились на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, а также на других балтийских верфях, на Белом море (Соломбальская верфь) и покупались за границей. Балтийский флот содействовал российским войскам при Выборга осаде 1710 года, взятии Ревеля, Пернова и Риги в 1710 году, Гельсингфорса и Або в 1713 году. Он сыграл решающую роль при занятии российскими войсками Моонзундских островов в 1710 году и Финляндии в 1712-13 годах. Одержал победы над шведами в Гангутском сражении 1714 года, Эзельском бою 1719 и Гренгамском сражении 1720 года, что позволило России утвердиться на Балтийском море и стать крупной морской державой. Действия российских кораблей и галер в 1719-21 годах у побережья Швеции повлияли на её готовность заключить Ништадтский мир 1721 года. Силами Балтийского флота командовали флотоводцы Ф. М. Апраксин, Н. Ф. Головин, М. М. Голицын (1675-1730), Н.А. Сенявин. В 1721 году в составе Балтийского флота насчитывалось 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов. До создания Черноморского флота в 1783 году Балтийский флот был единственным флотом Российской империи.

В Семилетнюю войну 1756-63 годов Балтийский флот участвовал во взятии Мемеля и Кольберга. В ходе Архипелагских экспедиций эскадры Балтийского флота под командованием Г. А. Спиридова, С. К. Грейга, Д. Н. Сенявина, Л. П. Гейдена и др. действовали в Средиземном море, одержали победы над турецким флотом в Чесменском сражении 1770 года, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827 года. В русско-шведскую войну 1788-90 годов Балтийский флот отразил нападение шведского флота, стремившегося захватить Кронштадт и Санкт-Петербург, и одержал победы в Гогландском сражении 1788 года, Роченсальмском сражении 1789 года (смотри Роченсальмские сражения), Ревельском сражении 1790 года, Красногорском сражении 1790 и Выборгском сражении 1790 года (но потерпел поражение во втором Роченсальмском сражении 1790). В 1826 году в состав Балтийского флота вошёл первый вооруженный пароход, но вплоть до середины 19 века его основу составляли парусные корабли (26 линейных кораблей, 9 фрегатов), имелись также 9 пароходофрегатов и др. В начале - середине 19 века корабли Балтийского флота участвовали в дальних и кругосветных плаваниях, во время которых совершён ряд географических открытий и существенно расширены знания в области океанографии (экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, О. Е. Коцебу, Г. И. Невельского и др.).

В ходе Крымской войны 1853-56 годов Балтийский флот сорвал попытки оснащённого паровыми кораблями англо-французского флота захватить Кронштадт, Свеаборг, Гельсингфорс и блокировать Санкт-Петербург с моря. Российские моряки впервые успешно применили минные заграждения из якорных мин.

С 1861 года в России для Балтийского флота развернулось строительство парового броненосного флота. В 1877 году в состав Балтийского флота вошёл первый мореходный броненосец «Пётр Великий». К концу 19 века в Балтийском флоте имелось 9 броненосцев, 20 броненосцев береговой обороны и 11 броненосных крейсеров. С 1903 года на вооружение Балтийского флота поступили подводные лодки (ПЛ).

В русско-японскую войну 1904-05 годов из состава Балтийского флота сформированы 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, совершившие сложнейший переход в 18 тысяч миль с Балтики на Дальний Восток, но затем разгромленные в Цусимском сражении 1905 года. Балтийский флот восстанавливался в ходе Морских реформ 1900-10-х годов. В 1912 году на вооружении Балтийского флота появилась авиация.

В Первую мировую войну 1914-18 годов Балтийский флот действовал на коммуникациях противника, поддерживал сухопутные войска, защищал Петроград с моря, проводил крупные минно-заградительные операции, в ходе которых поставлено около 35 тысяч мин. Главной базой флота был Гельсингфорс. В ноябре 1914 года в состав флота включены первые российские линейные корабли-дредноуты типа «Севастополь». Балтийский флот провёл Ирбенскую операцию 1915 года, участвовал в Моонзундской операции 1917 года.

Моряки Балтийского флота сыграли заметную роль в революционных событиях, в том числе в Октябрьской революции 1917 года.

Декретом СНК от 29.1(11.2).1918 Балтийский флот включён в состав Рабоче-крестьянского Красного Флота. В связи с продвижением германских войск к Таллину, а затем финских войск к Гельсингфорсу совершён Ледовый поход Балтийского флота 1918 года. В 1918-19 годах Балтийский флот вёл боевые действия против английского флота, белой Северо-Западной армии. Значительная часть личного состава Балтийского флота участвовала в Кронштадтском восстании 1921 года. В апреле 1921 года Балтийский флот преобразован в Морские силы Балтийского моря (с 1935 года - Краснознамённый Балтийский флот).

В межвоенный период на вооружение Балтийского флота поступили новые корабли, ПЛ, самолёты, созданы ВВС Балтийского флота, организована ПВО и береговая оборона (БО). Часть личного состава и кораблей Балтийского флота стала основой для создания Северного флота и Тихоокеанского флота.

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 годов в состав Балтийского флота входили 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 48 торпедных катеров, 69 ПЛ, 656 самолётов, соединения БО и ПВО, бригада морской пехоты (МП). Главной базой флота был Таллин. Во время войны Балтийский флот совместно с сухопутными войсками оборонял военно-морские базы и районы побережья, в том числе в ходе Таллина обороны 1941 года, Моонзундских островов обороны 1941 года и Ханко обороны 1941 года, действовал на коммуникациях противника. В августе 1941 года с острова Сааремаа дальние бомбардировщики Балтийского флота нанесли первые удары по Берлину. Большие потери в кораблях и личном составе Балтийский флот понёс в августе 1941 года в ходе Таллинского перехода в Кронштадт. Вместе с сухопутными войсками флот участвовал в Ленинградской битве 1941-44 годов, обеспечивал транспортные перевозки по Ладожскому озеру, принимал участие в операциях по прорыву (1943), а затем полному снятию блокады (1944) Ленинграда. Балтийский флот осуществил Моонзундскую операцию 1944 года. Действия кораблей и авиации Балтийского флота по поддержке сухопутных войск и нарушению морских коммуникаций противника в 1944-45 годах способствовали разгрому противника на Карельском перешейке, в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании. За боевые заслуги свыше 20 кораблей и частей Балтийского флота стали гвардейскими, 58 награждены орденами. Свыше 100 тысяч балтийцев награждены орденами и медалями, 137 присвоено звание Героя Советского Союза.

В феврале 1946 года Балтийский флот разделён на 4-й и 8-й флоты (в декабре 1955 года восстановлен в прежней организации). Балтийский флот получил возможность базироваться в портах ГДР и Польши. С 1950-х годов Балтийский флот, как и весь ВМФ СССР, оснащался качественно новой боевой техникой. В состав Балтийского флота входили дизельные ракетные ПЛ, ракетные корабли и ракетоносные самолёты, способные нести ядерное оружие, а также дизельные торпедные ПЛ, эсминцы, противолодочные корабли, ракетные катера, тральщики, десантные корабли (в том числе на воздушной подушке), другие средние и малые суда, летательные аппараты различных типов.

К началу 1991 года Балтийский флот был крупнейшим военно-морским флотом в регионе Балтийского моря, имел в своём составе 232 боевых корабля (в том числе 32 ПЛ), 328 самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения БО и МП, части тылового и технического обеспечения. После распада СССР силы Балтийского флота выведены с территории бывший ГДР, Польши, стран Прибалтики (флот лишился до 80% пунктов базирования, 60% предприятий и около 50% казарменного и жилищного фонда). В 1995 году в состав Балтийского флота вошла Ленинградская военно-морская база. Особое значение приобрела защита морских путей сообщения с изолированным российским анклавом - Калининградской областью. Главный база Балтийского флота - г. Балтийск. К 2004 году в составе Балтийского флота находилось около 70 кораблей и ПЛ.

До начала 20 века на Балтийском флоте фактически существовали постоянные должности только начальников эскадр, командующий флотом назначался, как правило, на период боевых действий. Функции управления флотом на берегу выполняли командиры военных портов. Первым фактическим командующий Балтийского флота в мае 1904 года стал админирал А. А. Бирилёв, назначенный главным командиром Балтийского флота и начальником морской обороны Балтийского моря. В 1908 году для управления Балтийским флотом учреждена должность командующего Соединёнными отрядами Балтийского моря (с 1911 года командующий Морскими силами Балтийского моря, с 1914 года командующий флотом Балтийского моря). Командующими Балтийского флота были: И. О. Эссен (1908-15), М. В. Викторов (1921-24, 1926-32), Л. М. Галлер (1932-37), В. Ф. Трибуц (1939-46), вице-адмирал, с 1964 года админирал А. Е. Орёл (1959-67), вице-адмирал, с 1969 года адмирал В. В. Михайлин (1967-75), И. М. Капитанец (1981-85), вице-адмирал, с 1987 года адмирал В. П. Иванов (1986-91) и др.

Балтийский флот награждён 2 орденами Красного Знамени (1928, 1965).

Лит.: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1875. Ч. 1; Флот в Первой мировой войне. М., 1964. Т.1: Действия русского флота; Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., 1981; Балтийский, дважды Краснознаменный. Вильнюс, 1987; Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 3-е изд. М., 1990; Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 годы 2-е изд. М., 1990-1992. Кн. 1-4; Очерки истории Балтийского флота. Калининград, 1997-2003. Кн. 1-6; Балтийский флот: Три века на службе Отечеству. СПб., 2002.