Открытый урок по литературе (10 класс)

"ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ"

(Урок по творчеству В. Шукшина.

Рассказ-характер "Чудик".

Рассказ-исповедь "Обида")

Цели:

- проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида";

Учиться видеть и чувствовать человека;

Развивать связную речь учащихся.

Оборудование:

стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"

Эпиграф:

Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое...

Ход урока

1. Слово учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..."

Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие".

2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный".

Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.

3. Работа с текстом рассказа "Чудик".

Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик":

"Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..."

Учитель: Из какого рассказа эта цитата?

Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик".

Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?

Эпизод "В самолете".

Рассказ ученика.

Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило...

Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть.

Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..."

Почему же возмущается читатель?

Эпизод "Чудик в аэропорту".

Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы?

Эпизод "Чудик в городе у брата".

Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?")

Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску.

Эпизод "Разговор между братом и женой".

"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин.

Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия.

4. Анализ рассказа "Обида".

Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида".

Эпизод "В магазине".

Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)

Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.)

5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей?

После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.

Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной
позиции В. М. Шукшина.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин.

Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина".

В искусстве уютно

быть свободною булкой

французской, но так не накормишь ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой
с калиною красной

вприкуску,


черняшкою той,

без которой немыслим народ...

Когда мы взошли,

на тяжелой закваске

мужицкой,

нас тянет к природе,

к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

в уюте ужей не ужиться.

И сердце, как сокол,

как связанный Разин Степан...

Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее".

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"

Пудова Любовь Николаевна, Учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В.М.Шукшин

Цель урока:

воспитание нравственных качеств в человеке;

выявление языковых особенностей прозы Шукшина, подготовка к сочинению-рассуждению

Оборудование (наглядность):

портреты В.М.Шукшина,

выставка его книг,

ксерокопии рассказа “Волки”,

оформление доски (тема, эпиграф).

Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине.

Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.

Стихотворение читает ученик:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.

Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.

1.В чём суть происшествия в магазине? Была ли причина для оби¬ды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели? Кто из них обращается к другим «на ты»?

В этом произведении речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой.

Думаем, это достаточная причина для обиды. Продавщица Роза выглядит как хамка и грубиянка, завотделом не хочет разобраться в сути ситуации, покупатели подхалимничают. Именно Роза «тыкает» мужчине. Возможно она знает, что не права, но отступать не намерена, потому что жалкая хамоватая особа.

2.Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Ка¬кова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его пози¬цию? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли. Толь-ко ли оскорблённое чувство собственного достоинства говорит и нём? Что ещё?

Сашка Ермолаев - удивительный человек. Его оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Но после всех унижений, Сашку заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого, добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.

3.Какова натура Сашки, что он за человек? Что стоит за таким ав- юрским замечанием: «...Последнее время наладился жить хоро¬шо, мирно, забыл даже, когда и выпивал... И оттого ещё, что дер-жал в руке маленькую родную руку дочери...»? За словами жены: «С кем опять драку затеваешь?.. Опять на тебе лица нету...»?

Сашка Ермолаев, человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому дорогому, что у него есть.

Сашка - совестливый, справедливый человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным.

Возможно, он когда-то выпивал, боролся за свои принципы, дрался, но бросил ради семьи и теперь жизнь у него наладилась, он любит свою семью, добрый, чувствительный человек.

4.Зачем в рассказ введён образ ребёнка? Какие стороны натуры Сашки высвечивает его отношение к дочери? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тёти и дяди «похие»?

Маленькая дочка Сашки дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации. Как известно, устами младенца глаголет истина., Сашка, на чьей стороне малышка, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время. Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту.

Сашка Ермолаев. Автор так и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…», «В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

6.Какие художественные детали рассказа раскрывают нравствен¬ную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеческой личности, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

Образ «стенки из людей». Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю. Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

7.В чём смысл вступительной части рассказа об обидах, о благо¬разумии, театральных мечах, об отчаянии? Почувствовали ли вы в ней авторскую иронию? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображённому в Сашкиной истории? Каково оно?

Автор озвучивает позицию людей, которые предпочитают не бороться с проявлениями хамства по отношению к ним самим и другим людям. Многие предпочитают молча проглатывать оскорбления, чтобы не ввязываться в это бесполезное дело. В словах автора сквозит явная ирония. Автор показывает Сашку – маленького человека – чудика, который пытается выяснить причину своего оскорбления, пытается защитить своё достоинство, но прошибить «стену» он не может. Автор любит и уважает таких людей, которые еще не поникли морально, которые противостоят людскому хамству и грубости, а не безвольно прячется и глотает обиды.

Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, – иронизирует Шукшин, – вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

*** Дополнительные вопросы ***

В рассказе Василия Макаровича Шукшина "Обида" речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о хамстве. Сашка Ермолаев противопоставляется другим.

В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Поэтому он и ждет человека в плаще. А этот персонаж - человек ограниченный, агрессивный, трусливый, подозрительный. Для него Сашка – “подворотня чёртова”. Он “недобро уставился на Сашку”, оскорбляет его. В нем не видно человека. Наверное, поэтому автор называет его в этом эпизоде “плащ”: “плащ остановился”, “плащ прошуршал”. Почему он такой? Теперь Сашку тревожит уже не собственная обида, а вопрос более масштабный: “Что такое творится с людьми?”. Видимо, поэтому он и жене ничего не рассказал. Он задумался о человеке в плаще. Что сделало его таким? Почему он не понимает таких простых вещей: нельзя трусить, подхалимничать? Не верится, что Сашке удастся это объяснить “плащу” - Чукалову. Этот эпизод по-новому показывает личность героя. Вызывает уважение его великодушие, готовность простить обидчика, способность болеть душой за других людей, за всё человечество.

Сашке не удается наказать обидчика, доказать свою правоту. Автор сочувствует своему герою, но и гордится им. Вот Сашка увидел бегущую ему навстречу жену - и обиду и злость заслоняет тревога: что случилось? Не с детьми ли что? И извечная женская мольба: “Ты о нас-то подумай. Неужели тебе нас-то не жалко? – останавливает Сашку.

А слова Веры: “Ты опять захотел? Тебе опять неймется?” - свидетельство того, что не смирился Сашка с несправедливостью, а только временно сдал позиции, что опять и опять будет он восставать против лжи, клеветы… Нравственная сила, а не слабость Сашки проявляется в том, что он себя не пожалеет, а жену, детей пожалеет, остановится у последней черты… И будет себя презирать: “Эх-х… Трясуны мы, трясуны!”

Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение.

И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: "Люди, что с нами происходит?"

Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: "Надо человеком быть". Быть человеком...

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» - общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.

Проблематика

В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот. Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми - вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах. С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду. С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние. И он уже идёт за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека! Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев . У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».

Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.

Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав. Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться. После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.

В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.

Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.

Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тёти».

Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.

Стилистические особенности

Сашка - советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали. А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков. Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».

В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тёти, гагазинчик (магазинчик), кабинетик .

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.