Приквел. Эпизод 4.

Как я уже писала, сотрудников в школе не много – всего 7 человек на 120 учеников. И они не то, чтобы всё время на виду и ходят туда-сюда. Но при этом в первые же день-два нашего присутствия в школе выяснилось, что с Аней познакомились и поговорили почти все сотрудники. При том, что на той неделе в школе было человек 6 новеньких.

Мне показалось, что новеньким в школе уделяется особое внимание. Несмотря на то, что, в целом, взрослые не навязываются со своей помощью и предложениями, они понимают, что, если человек только пришел из «внешнего мира», он может не знать, чего ожидать, какие здесь правила, что принято. Они помогают ему освоиться своей приветливостью, интересом. Мне объяснили, что с самого начала стафф старается понять, с кем из учеников школы у новенького больше всего общего. Такого ученика скорее всего попросят провести экскурсию по школе. Ещё кому-то сообщат, что вот, мол, появился новый человек. Он тоже здорово рисует, как ты. Вижу, как Дион, одна из молодых сотрудниц школы, заходит в комнату, где играют младшие мальчишки: «Привет! У нас два новых мальчика вашего возраста, не хотите поиграть с ними?»

С другой стороны, взрослые уважают право ребёнка на свой темп вхождения в сообщество, свой стиль, темперамент. Дион рассказала мне, как однажды к ним пришел мальчик лет 5-6 и две первые недели всё время сидел на диване, листая свою книжку (это было в другой школе по модели Садбери, в которой она тогда работала). Ни с кем из детей он не пытался завязать знакомство. Взрослые подходили к нему иногда, разговаривали, расспрашивали. Между собой обсуждали свои наблюдения. И ждали. Через 2 недели мальчишка встал и пошел играть с другими. А ещё через какое-то время стал душой компании.

А Скотт, другой сотрудник и выпускник этой школы, рассказал про девочку-подростка, которая, появившись в школе, первые полтора года провела у пруда, читая книжки. Когда к ней кто-то подходил поговорить, она улыбалась, была приветлива, и вообще выглядела вполне довольной. Но при этом никогда не шла туда, где были другие дети. Позже у неё появилась пара подруг, но всё равно большую часть времени она проводила одна. Просто она была такая.

У каждого сотрудника Садбери целый букет таких историй.

Я спросила у Дион, а что, неужели никогда нельзя вмешиваться и всегда только ждать? Она ответила, что, конечно, бывают ситуации, когда сотрудники вмешиваются, но, тем не менее, подождать нужно всегда. Потому что иначе ты просто можешь не понять, что, собственно, происходит. И, например, преждевременно броситься «спасать» ребенка, тем самым посылая ему сигнал, что с ним что-то не так, что он сам не сможет справиться с ситуацией. Думаю, здесь очень тонкая грань, но чем больше у сотрудников опыта, тем легче они её находят. И мне кажется, что они находят эту грань значительно дальше, чем большинство знакомых мне взрослых.