Школа Садбери Велли существует с 1968 года. После нескольких лет подготовки, встреч и обсуждений основатели открыли школу 1 июля, чтобы опробовать концепцию в тестовом летнем режиме до начала официального учебного года. Интерес к проекту был большим и к моменту открытия школа набрала больше 100 учеников. В течение последующих лет количество учеников колебалось, доходя порой до 200, так что школа никогда не была маленьким проектом, как наши семейные школы или как многие последователи школы Садбери по всему миру.

На сегодня в школе около 120 учеников и 7 постоянных сотрудников. Трое из них – Дэнни и Ханна Гринберг, а также Мимзи Садофски – работают в школе с её основания. Еще двое – выпускники школы. Кроме семерых постоянных есть еще 2 сотрудника, которые работают не каждый и не полный день: Лиза – ведет гончарную мастерскую и Джей – занимается музыкой и театральными постановками с теми, кому это интересно, а когда ничего такого не происходит, он все равно приходит на работу и тогда он просто «стафф». Еще есть секретарь – занимается административными вопросами, и технический сотрудник, который занимается вопросами обслуживания здания.

А здание – ого-го! Старинная 2-этажная каменная усадьба с бесконечным количеством комнат, комнаток, лестниц, балконов и подвалом… Все помещения очень светлые, практически в каждом – стеллажи с книгами от пола до потолка. На стенах развешены старинные фотографии усадьбы, а также разнообразные картины и рисунки – похоже, работы учеников. Есть несколько встроенных шкафов, на которых написаны названия школьных корпораций, которые хранят там своё имущество. Например, танцевальная корпорация, кулинарная, отдел печати… Никаких «образовательных материалов», которыми обычно наполнены школы – всяких там алфавитов, таблиц, скелетов, моделей атомов или солнечной системы и так далее – мною замечено не было. Только одну карту мира видела в коридоре по дороге в Art room. Не знаю, может быть всё это попрятано по шкафам и ждет своего часа, но уж точно не стоит на виду и не намекает своим присутствием на то, чем хорошо было бы заняться детям школьного возраста ). Я уж не говорю о доске с расписанием или чём-то подобном. Также по стенам не развешены никакие умные или вдохновляющие изречения великих людей, пословицы дня или списки ценностей. Единственное, что действительно встречается на самых проходных местах – это разные сообщения, касающиеся безопасности: правила действия при пожаре и расположение огнетушителей, сообщение о том, что нельзя оставлять вещи на полу и на проходе, чтобы никто не споткнулся, правила ухода с территории школы, а также запрет на залезание в речку и пруд. Еще в нескольких местах развешены листочки с часами работы стаффа, а также действующим составом JC (Judicial Committee – Судебный комитет)

Кроме основного здания есть ещё одно, некогда бывшее хлевом, которое теперь оборудовано для проведения музыкальных и другие мероприятий, но где можно в любой момент поиграть на музыкальных инструментах или просто потусоваться. И всё это на замечательной, красивой, ухоженной территории около 4 га, где есть лужайки с кустами рододендрона, деревья, камни, чтоб полазить, качели, горка, баскетбольные кольца и кусочек пруда с маленькой плотиной и мельницей. А еще с территории школы есть выход в лес, находящийся по соседству.

Вся территория в распоряжении детей. Они свободно по ней перемещаются, гуляют, играют, лазают по камням, валяются на траве, ловят рыбу удочками и лягушек руками. Никто детей не «пасёт». Единственное плановое и регулярное мероприятие «по присмотру» – это обход одним из сотрудников здания и, если необходимо, территории школы каждые 2 часа с целью обнаружить всех, кому меньше 8 лет. Это требование внешних контролирующих органов и школа ему следует.

И ещё в школе действует строжайший запрет на то, чтобы залезать в пруд. Не то, что залезть, – даже просто наступить в него нельзя. Информация об этом развешена по всей школе, об этом предупреждают сразу же на вступительном собеседовании.

Кстати, раз уж я о собеседовании. Это обязательное мероприятие для всех новеньких (а, точнее, для тех, кто приходит на тестовую неделю, ибо без неё поступить в школу нельзя). Проводится сотрудником школы с ребенком и обоими родителями. На собеседовании нам сразу же озвучили условия, в случае нарушения которых ребенка отстраняют от школы еще до подписания контракта: нельзя наступать в пруд, нельзя использовать алкоголь или наркотики, нельзя никого бить, и что-то еще четвёртое, не помню точно, что, но из той же серии – про безопасность. Кажется, не уходить за территорию школы (при этом, когда ученик уже поступил в школу, правила выхода за территорию могут стать для него другими, в зависимости от возраста и наличия сертификата. А вот остальные правила не меняются. Никогда.). Аня прослушала инструктаж, рассказала немного о себе, поотвечала на какие-то вопросы и была отправлена на осмотр школы. При этом Мимзи позаботилась о том, чтобы экскурсию ей проводила какая-нибудь девочка примерно её возраста, с которой они могли бы оказаться друг другу интересны. А мы остались разговаривать о целях моего визита.