фотография с сайта Hudson Valley Sudbury School

фотография с сайта Hudson Valley Sudbury School

Я, конечно, понимаю, что после всех этих довольно экзотических для большинства людей описаний происходящего в школе, у многих возникает вопрос: ну, а на выходе-то что? Меня и саму он очень интересовал, и я искала информацию на эту тему.

Самый богатый источник информации – это подробнейшие исследования выпускников школ, проводимые самой Садбери Велли (и другими аналогичными школами). Они проводили опросы, анкетирования, считали статистику поступлений в ВУЗы, получения разных квалификационных степеней, смотрели диапазон профессий, анализировали, как выпускники школы устраиваются на работу, нравится ли она им и почему, какие у них ценности, как они строят отношения с другими людьми, как они оценивают себя, свое образование, и что вообще думают о себе и своей жизни. Результаты исследований описаны в книгах, изданных школой. Кроме платной литературы, на сайте школы есть большое количество статей на эту же тему.

Я не ставлю себе цель сделать здесь обстоятельный обзор по этому вопросу. Для этого лучше обратиться к первоисточникам (спойлер: у выпускников всё хорошо). Я опишу лишь то, что всплывало в моих разговорах с сотрудниками школы за эту неделю.

Итак, Майкл отмечал, что их школа скорее делает акцент на развитии личности ребёнка, чем на накоплении им знаний. Хотя примеров того, как дети усвоили какие-то знания, тоже упоминалось огромное количество, но на них особо не акцентируют внимание, потому что усвоение детьми каких-то знаний – это то, что не вызывает никаких сомнений и тревожности в школе.

Еще Майкл говорил о том, что дети в школе здорово учатся вести переговоры, а также реализовывать свои желания, оставаясь при этом в гармонии с другими людьми, которые тоже хотят реализовывать свои желания. Они растут в атмосфере уважения, и также учатся уважать других. В том числе и тех, с кем могут быть не согласны. В школе они растят в себе чувство, что они сами создают мир, в котором живут, вместо того чтобы подстраиваться под то, что создано другими. И берут на себя ответственность за себя в этом мире.

Дион отмечала, что ученики Садбери учатся понимать, что в жизни приносит им счастье. Они осознают свои жизненные ценности и живут в соответствии с ними. Они спокойны и уверены в себе. Разговаривая с ними, она не раз удивлялась глубине и зрелости их суждений.

Ещё среди характеристик, которые я услышала в адрес тех, кто учился в школе, были порядочность, открытость, дружелюбность, жизнелюбие, великодушие, этичность, толерантность. Говорилось о том, что учившиеся в школе умеют строить отношения с другими людьми, умеют быть друзьями, умеют независимо и творчески мыслить. Они не боятся нестабильности и перемен, потому что умеют адаптироваться к разным обстоятельствам, самостоятельно учиться новому в любой момент жизни. Они выбирают работу, которая соответствует их талантам и способностям и приносит им удовлетворение. Они хорошо понимают права (свои и других людей) и умеют их защитить. Может быть оттого среди выпускников так много тех, кто проявляет гражданскую активность, участвует в различных социальных проектах и, вообще, хочет сделать мир вокруг себя лучше.

Я уже упоминала раньше, что среди выпускников школы есть представители самых разных специальностей и профессий. Многие получают высшее образование в разных, в том числе престижных ВУЗах. Открывают собственное дело или становятся наемными работниками, которых высоко ценят работодатели. Среди выпускников Садбери Велли выше, чем в среднем по стране, процент людей, занимающих руководящие позиции, специалистов в области компьютерных технологий, математики и образования, работников в сфере «помощи» — социальные службы, общественные мероприятия, здравоохранение. И высок процент профессионалов в разных сферах искусства.

При этом основатель школы Дэниэл Гринберг говорит, что неправильно оценивать школу по карьерам её выпускников (хотя это именно то, что обычно пытаются делать). Он подчеркивает, что главная задача школы в том, чтобы уйти с дороги ученика на пути к своей судьбе, к пониманию того, кто он. Потому что сущность школы – это вера в то, что ученик может сам найти свое предназначение и сделать всё, что потребуется, чтобы реализовать его. При этом люди, работающие в школе, уверены, что это общая человеческая характеристика. Не каких-то специальных очень умных отобранных детей, а всех детей. И они продолжают убеждаться в этом на протяжении полувека.

А еще мне хочется упомянуть, что, по словам многих сотрудников, учеников Садбери можно условно разделить на две категории: те, кто учится в ней с самого начала, и те, кто попал сюда после других школ. Так вот. Вторые испытывают большое чувство благодарности к школе за предоставленную свободу, уважение, возможности. Вырастая, они отмечают, что переход в эту школу сыграл важную роль в их жизни. А те, кто учится в школе с самого начала, не находят школу чем-то особенным. Они уверены в своих силах и в том, что это именно они лежат в основе их успехов и достижений. И Скотт говорит, что это означает, что школа хорошо делает свою работу.